search
main
0

Шумим братцы, шумим. Заочные курсы повышения квалификации. Занятие 2. Дебаты

В 2006 году на площадке «Методической кухни» «Учительской газеты» открылись Заочные курсы повышения квалификации для всех наших читателей, которые хотели лучше понять, что такие педагогические технологии. Лекторами «курсов» стали преподаватели кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования. Обязательными компонентами каждого выпуска рубрики «Педагогические технологии» были: входное и выходное тестирование, теоретическая часть, практические примеры, словарь, историческое введение. У многих наших авторов с тех пор изменились должности. Ушла из жизни заведующая кафедрой ООТ МИОО, наш блестящий автор Людмила Борисовна Прокофьева… В остальном Заочные курсы повышения квалификации практически не устарели и по-прежнему являются ценным материалом для педагогов. Предлагаем вашему вниманию Занятие 2.

Общие сведения о дебатах

Одна из задач современного образования – создать условия для успешной адаптации и самореализации человека в современном мире, дать ему глубокие знания, внушить чувство ответственности, научить принимать самостоятельные решения, представлять и доказывать свою точку зрения, отвечать на критику оппонентов.

Школьники и студенты многих стран мира учатся этому во время дебатов.

Дебаты – это интеллектуальная игра, которая проводится по строгим формальным правилам. Две команды по определенным правилам обсуждают предложенную тему. Например: “Гражданское неповиновение является веской формой протеста”, “Богатые государства обязаны помогать бедным государствам”, “Религиозные культы опасны для общества”. Обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций. Команды стараются склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Для этого они выдвигают аргументы в поддержку своей точки зрения и контраргументы на высказывания противников.

Дебаты как вид молодежной деятельности возникли в США в 1930-е годы. В России международная программа “Дебаты” начала распространяться с 1993 года.

«Плюсы» игры:

·     глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам;

·        развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;

·        развитие способности концентрироваться на сути проблемы;

·        развитие процессуальных навыков: умения извлекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотеками, конспектировать тексты и др.;

·        овладение навыками культуры дискуссии: умением слышать доводы оппонентов, корректно использовать язык невербального общения (мимика, жесты, интонация);

·        развитие умения четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

·         обучение терпимости к различным точкам зрения, отличным от собственных.

Виды дебатов

Школьники обычно занимаются так называемыми дебатами по формату Карла Поппера (о них и пойдет речь в этой статье), студенты – парламентскими дебатами. В школьных дебатах любая проблема рассматривается с двух точек зрения: утверждения и отрицания. Например, если тема дебатов «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации», то утверждающая команда будет доказывать этот тезис, а отрицающая команда противоположный: что «технический прогресс не ведет к гибели цивилизации».

В парламентских дебатах используется модель реального Парламента. Две команды (Правительство и оппозиция), в каждой из которых два человека, обсуждают предложенный парламенту законопроект. Законопроект формулируется в рамках темы дебатов, которая всегда начинается со слов «Эта Палата считает…». Например, «Эта Палата считает, что можно пожертвовать экономическим ростом, чтобы сохранить окружающую среду».

Политические дебаты занимают промежуточное положение между дебатами по формату Карла Поппера и парламентскими дебатами. Команда, утверждающая тему, должна представить особый план  для достижения цели, указанной в теме, и доказать, что этот план намного эффективнее, чем другие.

Студенты готовятся к дебатам самостоятельно, у школьников обычно есть старший наставник, который называется тренером.

Правила дебатов по формату Карла Поппера

В состав каждой команды входят три человека. Команды могут быть сформированы по желанию учащихся, либо члены команд назначаются учителем. Личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения.

Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 – первый спикер, У2 – второй спикер, У3 – третий спикер)  и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 – второй спикер, О3 – третий спикер). Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы:

Выступающий

Время

Пояснения

6 мин.

Речь первого спикера утверждающей команды (У1).

О3 к У1

3 мин.

Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1).

Речь первого спикера отрицающей команды (О1).

У3 к О1

Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1).

5 мин.

Речь второго спикера утверждающей команды (У2).

О1 к У2

Первый спикер отрицающей команды задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2).

Речь второго спикера отрицающей команды (О2).

У1 к О2

Первый спикер утверждающей команды задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2).

Речь третьего спикера утверждающей команды (У3).

Речь  третьего спикера отрицающей команды (О3).

Обязанности спикеров

– представляет утверждающую команду;

– представляет тему, обосновывает ее актуальность;

– дает определение понятиям, входящим в тему;

– представляет точку зрения утверждающей команды;

– обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

– представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);

– переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

– заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

– задает перекрестные вопросы О2.

– представляет отрицающую команду;

– отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

– принимает определения, представленные утверждающей стороной;

– представляет позицию отрицающей стороны;

– принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;

– представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

– опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;

– задает перекрестные вопросы У2.

– восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;

– приводит новые доказательства;

– повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

– подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает  утверждающий кейс;

– опровергает отрицающий кейс;

– новые аргументы не приводятся;

– отвечает на перекрестные вопросы О1.

– восстанавливает отрицающую позицию;

– подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

– продолжает опровергать утверждающую позицию;

– не приводит новых аргументов;

– заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

– отвечает на перекрестные вопросы У1.

– еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;

– следует структуре утверждающего кейса;

– возвращается к аспектам, выдвинутым У1 и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

– выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

– сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;

– завершает линию утверждения;

– задает вопросы О1.

– еще раз акцентирует узловые моменты;

– следует структуре отрицающего кейса;

– возвращается к аспектам, выдвинутым О1 и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;

– выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

– сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

– завершает линию отрицания;

– задает вопросы У1.

Общая схема игры

Игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестные вопросы, таймауты, которые может брать каждая команда после окончания речи или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (не более восьми минут для каждой команды). Время для подготовки (тайм-аут) можно брать по частям. Перекрестные  вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель – принизить позицию противоположной стороны. Нельзя задавать вопросы, направленные против личности отвечающего, а также неблагожелательные вопросы.

В процессе игры каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свою линию доказательств. Победителя определяет судья.

Доказательства в форме кейса

Линия доказательств каждой стороны игры выражена в виде кейса.

Кейс – это система доказательств или совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме. Используется для обоснования своей позиции, логического доказательство тезиса.

Аспект – та или иная сторона предмета, явления, понятия; точка зрения, взгляд на что-либо.

Аргументы – это  истинные утверждения, причем, их истинность должна быть обоснована в процессе доказательства. На каждый аргумент противоположная сторона должна предложить свой контраргумент.

Столкновение позиций может  происходить по следующим линиям:

аргументы;

поддержки.

Кейс доказательств имеет следующую структуру:

Тема дебатов

Для того, чтобы дебаты состоялись, необходимо правильно выбрать тему.

Требования к теме дебатов:

– она должна быть интересной для учащихся;

– должна затрагивать значимые проблемы;

– быть пригодной для спора.

Тема дебатов не должна давать преимущества ни команде утверждения, ни команде отрицания. Тема должна создавать возможность дискуссии, равных условий для утверждающей и отрицающей команды. Если с предложенной темой сразу хочется согласиться или возникает желание ее опровергнуть, то такая формулировка для дебатов не годится. Тема дебатов всегда формулируется в форме утвердительного предложения. Сформулированная тема дебатов – это позиция утверждающей команды. Тезис для отрицающей команды формулируется путем отрицания.

Примеры тем.

1.                 Варяги сыграли ведущую роль в становлении Русского государства

2.                 «Деятельность Ивана Грозного была шагом вперед к победе «государственных начал». (С.М.Соловьев).

3.                 Аграрная реформа П.А.Столыпина была неудачной.

4.                 Распад СССР был неизбежным.

5.                 Возрождение экономики России нужно начать с Северо-Западного экономического района.

6.                 Внешний вид – залог успеха.

7.                 Десятичные дроби более удобны для вычисления, чем обыкновенные.

8.                 Соль вредна.

9.                 Чацкий победил фамусовское общество.

10.             Без «обломовщины» немыслимо развитие культуры.

11.             Конфликта отцов и детей не существует.

12.             Идеалы декабристов подходят современному человеку.

13.             Для процветания общества необходимо ограничение сферы деятельности государства.

14.             “Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно” (Милль).

15.             “Истинная же свобода народа возможна только при неограниченной монархии” (К.С.Аксаков)

16.             Демократические преобразования невозможны без гражданского правосознания.

Модифицированные дебаты

Подготовка к дебатам требует времени. Обычно тема объявляется за две недели, ребята готовят материалы и «за», и «против». Какую сторону они будут представлять в игре, дети узнают от судьи за 5 минут до начала. Готовиться к дебатам можно на уроках или дома. Дебатированию подлежат не все темы, а только те, которые позволяют высказывать различные точки зрения. Для более гибкого использования дебатов в образовании некоторые правила модифицируют, не меняя сути игры.

Увеличивают число игроков в команде. Например, до 6 человек. Тогда в общей сложности в игре будут участвовать дюжина учеников. При этом речи произносят по-прежнему по три спикера от каждой команды. Остальные участники дебатов записывают аргументы противоположной команды, подбирают контраргументы  из подготовленных дома, готовят вопросы и т.п. Их активная работа помогает более успешному выступлению спикеров.

Можно активизировать аудиторию, разрешив зрителями спрашивать в раунде перекрестных вопросов Результаты спикеры могут использовать в своих речах.

Уменьшают время выступления. Это позволяет сократить общее время дебатов, сделать их более динамичными  и еще поработать над этой темой. Можно предложить ученикам сделать устную или письменную оценку результатов дебатов.

Можно из незанятых в игре учащихся создавать рабочие группы и давать им определенные задания. Такой группе можно поручить судейство игры параллельно с судейской коллегией, а затем обсудить результаты судейства двух групп. Можно организовать группы поддержки для каждой команды, к которой команды будут обращаться во время тайм-аутов. В реальной игре почти всегда появляются аргументы, которые затем не получили никакого развития. Рабочая группа может собрать эти аргументы, а затем проанализировать их важность для игры.

Организуют экспресс-дебаты. Они обычно проводятся по сокращенному регламенту времени. Домашняя подготовка не проводится, к дебатам готовятся непосредственно на занятии по материалам учебной литературы. Такие дебаты способствуют закреплению материала, а также активизируют познавательную деятельность студентов. Например, темой таких дебатов может быть “Конкуренция – стимул прогресса”.

Примеры использования технологии «Дебаты» на уроках.

1.      На уроке истории при изучении темы «Принятие христианства на Руси» можно дать следующее задание. Найти поддержки предложенным аргументам. Например, утверждение: «Принятие христианства имело большое значение для развития Руси».

Поддержки

1.      Укрепилось международное положение Руси

2. Началось объединение в единую древнерусскую народность

2.      Произошла стабилизация феодальных отношений.

3.      Быстро стали развиваться ремесла

5. Начался рост городов

6. Начался расцвет культуры Руси

После того, как поддержки записаны, можно устно представить каждую пару аргумент-поддержка и попросить учащихся оценить качество этих поддержек.

2. Примером использования элементов дебатов на уроке может служить урок учителя московской школы №738 Елены Михеевой «Разнообразие грибов и их особенности» в 4-м классе на уроке окружающего мира.

Цели и задачи урока: расширить представление о разнообразии грибов, их значении для человека; формировать умение работать с научным текстом; развивать умение доказывать свое мнение; развивать логику, мышление, память, умение слушать собеседника; формировать бережное отношение к природе.

Подготовка к уроку: детям дано задание подготовить доклад о мухоморе, бледной поганке, сыроежке, спорынье, плесени, дрожжах и их значении для людей и животных.

Ход урока:

Организационный момент. Деление на группы (4 группы по 6-7 человек).

Вступительное слово учителя. Группы получают задание: используя свои доклады, сформулировать и записать на листе (½ ватмана) аргументы в поддержку тезиса «Грибы полезные» (две группы) и «Грибы вредные» (две группы). На выполнение задания группы получают по 15 минут.

Группы вывешивают листы с аргументами. Учитель предлагает ознакомиться с предложенными аргументами и объединить их. Варианты заносятся учителем в таблицу на доске, ученики работают в тетрадях (15 минут).

Заключительная часть урока. Учитель предлагает ребятам ответить на вопросы. Нужно ли уничтожать в лесу ядовитые грибы? Можно ли однозначно говорить о полезности или вредности грибов? Как надо оберегать эти растения?

Домашнее задание: написать письмо от имени грибов к людям и рассказать об их вреде или пользе.

3. Этот формат дебатов может стать основой для проведения имитационно-моделирующей игры. В этом случае учащиеся выступают то чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ. Моделирование дает возможность воспроизводить исторические процессы, научные дискуссии. Ученик погружается в конкретную ситуацию, определенную эпоху. Примеры: споры о происхождении человека или возникновении жизни на Земле с участием «представителей церкви» и «представителей науки», спор между «фиксистами» и «мобилистами» (теория дрейфа литосферных плит).

Примером имитационно-моделирующей игры может служить урок учителя географии  Ольги Польдяевой.

Тема: «Демографическая политика» (10 класс)

Цели и задачи:

1. сформировать у ребят представление о демографической политике  и ее особенностях в разных странах  мира;

2. продолжить формирование коммуникативной культуры учащихся, умения работать в группе;

3. закрепить знания о  типах воспроизводства населения.

Оборудование:

1. на доске записана тема урока;

2. парты расставлены по количеству групп (5 групп);

3. листы бумаги для каждой группы с названиями стран;

4.   задания для групп.

Вариант №1. Ход урока

1. Организационный момент. Ученики входят в кабинет, рассаживаются по группам, здороваются с учителем (5 минут)

2. Вступительное слово учителя: «Сегодня мы с вами посетим заседание Ассамблеи ООН по вопросам демографической политики. Сегодня основными докладчиками являются Генеральный секретарь ООН и представители ФРГ, России, Китая, Индии, которые представят основные направления демографической политики в  своих странах.  Вопросы,  которые должны осветить в своих речах представители делегаций, записаны на карточках. Основные тезисы своих выступлений необходимо отразить на больших листах.

Листы раздаются группам и они преступают к выполнению задания.

3. Работа групп (15 минут). Листы с результатами работы групп вывешиваются на доску.

4. Оглашение результатов работы групп. Представители групп по одному  выходят к доске и комментируют записи на своих листах (10 минут).

5. Закрепление материала.

а) Учитель просит делегации стран и Генерального секретаря ООН предложить варианты демографической политики для Бангладеш, Нигерии, Великобритании и Италии (каждая группа получает карточку с  названием  страны). Группы готовят свои проекты (5 минут).

б) Учитель предупреждает, что за урок выступить можно только один раз. Представители групп предлагают свои варианты демографической политики для названных стран  (7 минут). Другие группы корректируют предложения, задают вопросы.

6. Домашнее задание: предложить свой проект демографической политики для любой страны мира (кроме обсужденных на уроке) или подготовить доклад о демографической политике любой страны мира (с использованием дополнительной литературы).

Вариант №2.  Ход урока

1.                            Организационный момент. Ученики входят в кабинет и рассаживаются по группам.

2.                   Вступительное слово учителя: «Сегодня мы присутствуем на заседании генеральной ассамблеи ООН на тему: «Государство должно проводить демографическую политику». Выступления по данной теме сегодня готовят делегации Франции, Китая, Ирана, Эфиопии, Афганистана (Саудовской Аравии). Генеральный секретарь ООН (один или три ученика) в конце урока вынесет решение о том, нужна ли демографическая политика государству». Свои аргументы делегации кратко отражают на листах, которые затем вывешиваются на доску (5 минут).

3. Работа групп (10 минут).

4. Группы вывешивают листы на доску, выбирая позицию «за» или «против».

Предполагается, что делегации стран выскажутся следующим образом: Франция, Китай, Иран – за, Афганистан и Эфиопия  – против.

На выступления представителям делегаций дается 2-3 минуты. Представители противоположной стороны имеют право задать каждому выступавшему вопросы, чтобы уточнить непонятные моменты, обесценить выдвинутые аргументы.

5. Заключительное выступление Генерального секретаря ООН – какая сторона была убедительнее (5 минут)

6. Домашнее задание: подготовить свой вариант резолюции генеральной ассамблеи ООН по данному вопросу.

Задание читателям

Уважаемые коллеги, попробуйте сами провести урок по технологии «Дебаты».

План:

1.                 Сформулируйте тему дебатов на уроке.

2.                 Запишите ее на доске.

3.                 Разбейте учеников на четное число групп (например, 4).

4.                 Задание для нечетных групп: на отдельных карточках запишите аргументы «за».

5.                 Задание для четных групп: на отдельных карточках запишите аргументы «против».

6.                 По окончании работы групп первая группа прикрепляет к доске один разработанный аргумент, вторая группа из своих аргументов выбирает контраргумент и прикрепляет его рядом. Группы пытаются представить все свои аргументы парами аргумент-контраргумент. В конце прикрепляются аргументы, на которые не нашлось пока контраргументов.

7.                 Ученики оценивают качество предложенных аргументов и контраргументов.

8.                 После обсуждения аргументов и контраргументов можно дать письменное задание.

Вариант 1: найти и записать контраргументы к оставшимся аргументам.

Вариант 2: описать свое личное отношение к обсуждаемой теме и                                         обосновать его.

Желаем успехов!

Ольга Петренко,

учитель истории, кандидат технических наук, доцент Московского института открытого образования кафедры технологий открытого образования

Ольга Польдяева,

преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте