search
main
0

Школьная форма: до консенсуса пока ещё далеко

Какой должна быть школьная форма? Вокруг этой проблемы долгое время велось огромное количество споров, выдвигалось немало аргументов как «за», так и «против». В итоге сошлись на том, что устанавливать требования к одежде обучающихся должно руководство образовательных учреждений при условии согласия родительской и ученической общественности. Но, как выясняется, до компромисса, способного удовлетворить все заинтересованные стороны, ещё очень далеко… Самые разные точки зрения по этому вопросу были обозначены на круглом столе “Дресс-код для школьников: первые итоги введения формы в России” в редакции “Комсомольской правды”.

Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрауки РФ Анастасия ЗЫРЯНОВА считает, что введение формы, конечно же, должно быть следствием консенсуса внутри школы, однако сейчас очень многие депутаты убеждены: подобное решение должно приниматься как минимум на уровне муниципалитета.

– Как отец школьницы, я горячо приветствую введение формы, – заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор ЕВТУХОВ. – Это действительно позволяет сэкономить немало средств в семейном бюджете. Тут выиграли не только родители, но и учителя, которым теперь не нужно читать нотации ученикам, которые пришли в слишком вызывающей одежде. Но как чиновник, представляющий лёгкую промышленность страны и заботящийся о развитии отрасли, я был бы ещё более счастлив, если бы форму в обязательном порядке носили все российские школьники. Тем более что мы вполне можем себе это позволить.

По словам Евтухова, сегодня в 64 субъектах Российской Федерации действует около 250 предприятий, готовых обеспечивать школьной формой около 14 млн школьников. “По качеству продукции в этом плане мы не уступаем Азии, при этом обладаем главным преимуществом: если возникнут какие-либо претензии, поставщика всегда можно найти и призвать к ответу!” – обнадёжил чиновник.

Однако, как тут же отметил председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Сергей ПАВЛОВ, на сегодня проблема контрафакта стоит весьма остро. Никому не известные фирмы шьют форму плохого качества из низкосортных тканей, незаконно копируя при этом изделия солидных производителей. И одними только силами Роспотребнадзора справиться с ними просто невозможно.

Весьма неожиданную точку зрения высказала первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам олимпийская чемпионка Светлана ЖУРОВА. По её мнению, если ученики – полноценные участники процесса обсуждения проблем школьной формы, к их мнению нужно прислушиваться. А многие из ребят уверены: если в начальных и средних классах форма нужна, то в старших без неё вполне можно обойтись, оставив парням и девушкам возможность для самовыражения.

– Пока одни спорят о необходимости введения формы для учеников, другие пошли ещё дальше, решив ввести форму и для учителей, – рассказала заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию Алёна АРШИНОВА. – По-моему, это справедливо. В частности, могу привести пример 64-й школы города Чебоксары. И ещё хочу добавить, что мы почему-то забыли о спортивной одежде, а это неправильно. Ведь единой в школе должна быть форма на всех уроках, в том числе и на физкультуре.

На круглом столе присутствовали представители фирм, которые как раз занимаются пошивом школьной формы. И они не упустили случая рассказать о своих проблемах.

– Да, с одной стороны, мы стремимся удовлетворить потребительский спрос, – сказала коммерческий директор компании Sky Lake Людмила Давыдкина. – Но надо учесть массу факторов, которые этому мешают. Во-первых, если шить у нас умеют неплохо, то в производстве тканей мы, к сожалению, далеко не лидируем. Текстильная промышленность в упадке, поэтому ткани приходится закупать за рубежом, а значит, мы зависим от иностранных поставщиков. Во-вторых, в нашей стране рынок деконсолидирован, что не даёт возможности координировать работу разных фабрик и мастерских. В-третьих, у потребителей нет единого канала, несущего информацию о том, кто, что, где и по какой цене производит, как можно купить нужный товар, минуя многочисленных посредников. В-четвёртых, не выстроена система чёткого взаимодействия между школами и фирмами-производителями. В результате чего мы порой вынуждены действовать на свой страх и риск, не зная, какой именно товар и в каком количестве будет нужен в этом году, каковы предпочтения и на что люди жалуются. В-пятых, даже когда мы приходим в школы, чтобы рассказать о наших изделиях ученикам и учителям, в некоторые учреждения нас просто не пускают. В том числе и потому, что администрации школ дана установка: руководство уже решило, кто будет поставщиком, поэтому другие тут не нужны. К тому же, когда зашёл разговор о поддержке отечественного производителя, некоторые чиновники почему-то решили, что речь идёт именно о местных, а не о российских производителях. В результате, когда мы приезжаем в другие регионы, нас заворачивают обратно, под предлогом того, что тут и свои поставщики есть. А то, что качество товаров этих местных поставщиков заметно хуже, никого не волнует.

Присутствующие сошлись во мнении, что раз уж школам дано право решать, во что будут одеты их ученики, то никто не должен давить на них, вынуждая покупать то, что им не нравится по фасону или цене. И если компании хотят завоевать рынок, пусть производят конкурентоспособные товары.

– Должны существовать простые и понятные правила игры, о которых бы все знали и не боялись, что их будут постоянно менять, – заявила заместитель генерального директора ЗАО “МПШО СМЕНА” Наталия ВСТОВСКАЯ. – В частности, очень хорошо, что с 1 сентября этого года заработал интернет-портал, созданный Минпромторгом России по поручению Правительства РФ. Думаю, там должен быть размещён полный блок информации и документации, которая может понадобиться как производителям, так и потребителям. Но хочу также добавить, что без господдержки нашу текстильную промышленность не поднять, а без качественных тканей невозможно говорить о качественной форме.

Президент Национального союза производителей школьной формы Евгений ТОКМАК напомнил о том, что в своё время Президент РФ, затрагивая проблему дресс-кода учащихся, на первое место ставил задачу ликвидации социального неравенства. И эту проблему введение формы может решить, но при условии, что внутри школы будут учтены пожелания всех родителей. Иначе получится, что будут выбраны довольно дорогие модели, которые влетят иным семьям в копеечку.

– Снизить цену можно либо используя более низкокачественные ткани, чего не хотелось бы, либо взаимодействуя с производителем напрямую, – считает Токмак. – Например, добротный школьный костюм из полушерсти на фабриках Брянска можно приобрести по цене 2750 рублей, в то время как в розничной сети он продаётся за 5000-7000 рублей.

Впрочем, руководитель департамента качественных исследований холдинга “Ромир” Валерия ФРАДКИНА тут же добавила, что в отношении школьной формы понятие “цена/качество” пока ещё не наполнено содержанием. Потребитель не в состоянии понять, действительно ли то, что ему предлагают по более высокой цене, лучше того, что продаётся дешевле, насколько справедливо отражено в стоимости товара отличие одной модели от другой, на основании чего продавец выставляет именно такую цену и т.д.

– Я считаю, что нам необходимо развивать ритейлерские сети магазинов, где можно было бы в любое время года купить товары любых производителей, – сказала Фрадкина. – Напомню, что нечто подобное было и во времена СССР, вспомните “Детский мир”. И там же имеет смысл продавать то, что может дополнить комплект формы и придать ему элементы разнообразия, – отдельные жилетки, безрукавки и пр.

Евгений Токмак согласился с этим предложением, добавив, однако, что за последние десятилетия наши дети заметно выросли в габаритах, оттого примерно 10% из них вынуждены носить одежду тех размеров, которые никак не попадают под категорию детских товаров, а значит, стоят заметно дороже. Над этой проблемой ещё предстоит поломать голову.

Оригинальную мысль высказала директор гимназии № 1517 Москвы Анна ВАХНЕЕВА.

– Мы у себя в школе ввели форму уже давно, за эти годы она успела несколько раз видоизмениться, – рассказала педагог. – И вот к какому выводу мы пришли: нужно определять не конкретный фасон, а всего лишь цветовой ряд. У нас это бордовый верх, тёмный низ и белая блуза/водолазка. И кто конкретно произвёл всё это, нас интересует в меньшей степени, здесь всё зависит от родителей. А единообразие в итоге всё равно присутствует. Но единообразие творческое!

Форма – метод воспитания вкуса, уверена художник-модельер, стилист, дизайнер, общественный деятель Марина МАРО. В одежде человек проводит большую часть суток, по одёжке встречают, от того, насколько она удобна и красива, зависят работоспособность, самооценка и многое другое.

– Если одеть человека в то платье, которое ему не подходит и не нравится, мы можем сформировать в нём кучу комплексов, – считает дизайнер. – Поэтому нужно дать возможность каждому ребёнку одеваться так, как он того хочет, но при единственном условии: должно быть хотя бы единое цветовое решение, а всё остальное пусть он творит сам.

А вот коллега Маро, директор по развитию Дома моды Slava Zaitsev Юлия ПОПОВА, была настроена пессимистически.

– Мы уже давно изучаем эту проблему и пришли к выводу: главным вопросом, к сожалению, до сих остаётся вопрос ЧТО носить, а вовсе не КАК носить, – сокрушается она. – Иными словами, у нас сейчас просто не из чего выбирать. Я пересмотрела огромное количество образцов, которые нам присылают самые разные производители формы, и не нашла ни одного достойного. Всё это не более чем масс-маркет, а не дизайн. Ни один нормальный подросток в это не оденется. Да и зачем называть формой то, что можно купить в любом магазине, подобрав цвет и фасон?

Как видите, разнообразие точек зрения и мнений по поводу формы весьма широко. А значит, и до вожделенного консенсуса пока ещё очень далеко…

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте