search
main
0

Сергей Смирнов, вице-президент Астрономо-геодезического объединения России, старший научный сотрудник Пулковской обсерватории, Санкт-Петербург: Инопланетяне будут смотреть на нас как на идиотов.

Исключение астрономии из перечня изучаемых в школе предметов я считаю большим пробелом. Хотя бы потому, что уровень вопросов, которые люди сегодня задают при общении, в письмах, а школьники на экскурсиях, намного ниже, чем тот, когда те же вопросы нам задавали в цехах предприятий во время обеденных перерывов. Были в советский период такие научные «десанты», когда мы с представителями Планетария или с Пулковской обсерваторией приезжали на заводы для лекций или бесед. Тридцать-сорок лет назад люди знали гораздо больше!

И задать вопрос, какое небесное светило я увидел вчера в форточку, казалось странным. Может, потому что у каждого в то время был любимый учитель физики, географии, который преподавал астрономию. Поэтому все, даже дети, прекрасно узнавали Марс или Венеру.

Я как-то задумался, как мы будем выглядеть в случае контакта с внеземной цивилизацией? Мне кажется, довольно нелепо. Перевод стрелок часов на два часа от среднего солнечного времени – такая нелепость, в которой можно убедить невежественное население и оно это проглотит, но невозможно втемяшить в голову независимому населению другой планеты. На нас будут смотреть, простите, как на идиотов. Получается, что на нас проводят какой-то странный тест. Что ещё мы способны вытерпеть? Исключили в свое время из школьных курсов логику, а ведь это необходимо. Да, математическая логика программирования в информатике  в какой-то мере это заменяет, но получается, что и с компьютером ты не можешь разговаривать, поскольку мыслишь нелогично, подстраиваясь под искусственную нелепую жизнь. Кроме того,  компьютеризация, возможность получить видеофильм буквально о любом уголке своей родной планеты из космоса, несколько ограничивает наши возможности проводить опыты самому. В прошлом нас учили этому на уроках физики. Я, например, благодаря нашему учителю физики до сих пор сам могу отремонтировать электропроводку. Целый  ряд необходимых навыков мы получали в школе.

Выходом из ситуации может послужить такое замечательное слово, которое мы часто слышим на педагогических совещаниях, как интеграция. В прошлом образование как раз и было  интегрированным. Например, космография в дореволюционной школе объединяла географию и астрономию. Правда, мощное развитие физических методов исследования Вселенной перевело преподавание астрономии из сферы специалистов по географии в сферу специалистов по физике, а кончилось это всё тем, что теперь  ни географы, ни физики, к сожалению, её не преподают. Я вспоминаю, как в моей ленинградской школе был прекрасный учитель по литературе, но и учитель математики не стеснялась, к примеру, высказывать свою точку зрения о литературных проектах, советовала нам, что прочитать.  Поскольку она была классным воспитателем, то часто оказывалась понятнее и ближе к нам. Поэтому астрономия только выиграет, если о ней будут упоминать и на уроках географии, и физики, и математики, и химии. Конечно, играет роль и театр, и спорт, то есть буквально всё то, что интересует школьника, будущего студента, может быть задействовано в работе повышения уровня знаний.

Думается, что в школьном образовании ключевыми словами должны стать – правда, поиск истины, и, может, не столько наука, как научение. Зубрёжку, школярство должно заменить исследование.

Фото Натальи Алексютиной

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте