Представленное занятие – один из элементов системы воспитательной работы классного руководителя в 8-9 классах, где доминирующим направлением при планировании деятельности является профориентационное.
: для того чтобы сделать выбор, необходимо оценить требования, которые профессия предъявляет к личности человека, и сопоставить с его возможностями. : Закончили. А теперь другим знаком по отношению к этой же профессии отметьте, как вы считаете, те качества, которые есть у вас, для успешной работы. Вспомните результаты диагностики, наши предыдущие занятия. : Скажите, есть ли те, которые на 100% определили все качества профессионала? А есть ли те ребята, у которых совпали все качества профессионала с личными качествами? : Те качества, которые выделяют психологи, но не определил вы, это и есть ваши маленькие цели на пути к профессии. Каждый желает быть успешным в профессии. Для того, чтобы быть успешным, необходимо соответствовать запросам трудового рынка. Результаты работы с данной картой – это как раз определение того, над чем вам предстоит поработать, то, что в себе необходимо развивать. Есть к чему стремиться?
Примерный алгоритм этой работы выглядит следующим образом:
– диагностика учащихся,
– родительское собрание,
– экскурсии на предприятия (часть из которых организована родителями),
– ряд занятий по профориентации (классные часы, занятие совместно с психологом, занятие на параллель классов),
– ярмарка профессий,
– экскурсии в ссузы, вузы, ПТУ,
– повторная диагностика,
– родительское собрание.
Ряд мероприятий – профдиагностика учащихся, родительское собрание по вопросам профориентации и занятие «Все работы хороши…» – спланированы классным руководителем 8 класса совместно со школьным психологом.
Цель занятия: познакомить учащихся с различными профессиями на рынке труда и повысить готовность участников соотносить свои профессиональные цели и возможности.
Задачи:
– формирование информационного пространства в плане профориентации;
– формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения, критического анализа сложных ситуаций;
– формирование умения работать в группах, выражать свои взгляды, вести дискуссию;
– формирование навыков целеполагания и планирования;
– развитие творческих способностей учащихся.
Форма занятия – деловая игра.
Дидактический материал, оборудование:
разрезанные картинки с изображением различных профессий (3-4 – по количеству предполагаемых групп),
ватман,
маркеры,
проектор,
звуковые колонки,
экран,
компьютер,
магниты,
инструкция игры (для групп),
списки профессий,
информационные бланки о некоторых профессиях,
видеофрагменты о профессиях,
ручки,
«карта профессионально важных качеств» по количеству учащихся.
Эпиграф: «Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою жизнь» (Ч. Кеттерлинг).
Приложение 1
Инструкция деловой игры «Кадровый вопрос» – создание своего бизнеса
1. Из списка предложенных профессий нужно выбрать те, которые относятся к вашему бизнесу и необходимы для решения задач бизнеса.
Примеры вашего бизнеса: фармацевтическое производство и продажа лекарств; строительство и отделка частных домов; частная ветеринарная клиника; стоматологическая клиника; частная школа; ресторанный бизнес; автомобильные перевозки; детективное агентство; производство кондитерских изделий; сельскохозяйственный бизнес – выращивание и продажа цветов, огурцов; картофеля и т.д.
Подсказка: задача выбора бизнеса упрощается, если вы для начала ознакомитесь с информацией о профессиях.
На листе запишите выбранные профессии.
2.Придумайте и оформите на листе «бренд» своей компании, т.е. торговую марку и кредо (убеждения, взгляды).
3.Вакансии выбранных вами профессий должны быть заполнены конкретными людьми. Пусть это будут ваши одноклассники, личностные качества которых отвечают требованиям выбранных профессий.
Подсказка: для того чтобы сделать выбор, необходимо оценить требования, которые профессия предъявляет к личности человека, и сопоставить с его возможностями.
4.Разработайте рекламную акцию вашему делу.
5. Подготовьтесь к защите проекта.
Приложение 3
Инструкция по работе с картой «Профессионально важные качества»
Учитель: Мы сегодня говорили о различных профессиях. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: каждый ли человек способен работать в разных профессиональных направлениях (и учителем и пилотом и барменом)?
Ответы учеников.
– Нет. Я с вами согласна, правильно. А от чего зависит возможность работать в той или иной профессиональной сфере?
– От того, какие качества, способности в тебе больше развиты. Например, если ты неусидчив, у тебя плохая память и внимание, то могут возникнуть сложности в работе по профессии, например, водитель или диспетчер.
Поэтому чтобы быть более успешным в той или иной деятельности, необходимо знать важные профессиональные качества и тем более уметь соотносить, сравнивать со своими личностными возможностями. Как раз вам предоставляется возможность соотнести свои желания со своими реальными возможностями. Но для начала я вам предлагаю ознакомиться и заполнить карту профессионально важных качеств. Для этого вам необходимо выбрать из списка предложенных профессий ту, с которой вы желаете связать свое профессиональное будущее. Если же вашего варианта нет, в конце списка есть пустая графа, куда можно вписать любую другую профессию. Если же вы с выбором еще не определились, то сделайте акцент на той, которая может быть вам интересна.
Выбрали? Теперь подумайте, какие профессионально важные качества должны быть у человека, чтобы он был успешен в этой профессиональной сфере, (принцип работы карты как в обыкновенной таблице умножения – выдели качества и напротив профессии в определенной графе поставь знак «+»).
На экране не заполненная карта ПВК.
Учитель: Закончили. А теперь другим знаком по отношению к этой же профессии отметьте, как вы считаете, те качества, которые есть у вас, для успешной работы. Вспомните результаты диагностики, наши предыдущие занятия.
Закончили. Ну а теперь будем сравнивать, соотносить свои желания, с реальными возможностями. Полученные результаты сравните с мнениями психологов, которые определили качества человека важные для работы в той или иной сфере.
На экране заполненная карта ПВК.
Учитель: Скажите, есть ли те, которые на 100% определили все качества профессионала? А есть ли те ребята, у которых совпали все качества профессионала с личными качествами?
Будут определены подростки, у которых небольшое количество совпадений желаний и возможности.
Учитель: Те качества, которые выделяют психологи, но не определил вы, это и есть ваши маленькие цели на пути к профессии. Каждый желает быть успешным в профессии. Для того, чтобы быть успешным, необходимо соответствовать запросам трудового рынка. Результаты работы с данной картой – это как раз определение того, над чем вам предстоит поработать, то, что в себе необходимо развивать. Есть к чему стремиться?
В любом случае, какими бы не были результаты работы с картой профессионально важных качеств, самое важное помнить, что мир, общество, наука не стоят на месте, они развивается. Поэтому требования, предъявляемые к профессионалам, постоянно изменяются. И наша задача не отставать, а постоянно развиваться, получать новые знания, учиться.
Приложение 5.
Синквейн – это «стихотворение», состоящие из 5 строк.
В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме, теме.
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (понятие).
2 строка – два-три прилагательных (какой? какие? какая? и тд.), характеризующих данное понятие.
3 строка – три глагола (что делать? что сделает? и т.д.), показывающих действие понятия.
4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
5 строка – одно слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с понятием.
Ребенок.
Хороший, добрый, веселый.
Играет, гуляет, растет.
Маленький человек.
Радость.
Профессия.
Трудная, интересная.
Манит, пугает, учит.
Моя будущая работа.
Выбор.
Литература
1. Ахметова И, Иоффе А. и др. «Мой выбор». Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. М.: «Ижица», 2003
2. Меттус Е. «Учимся выбирать профиль обучения». СПб: «КАРО», 2006
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. «Профориентология». Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
4. Котухова Н.В. Краткий курс лекций по профессиональной ориентации. Серия «Библиотечка профконсультанта». Красноярск. ККЦПО и ППН, 2001.
5. Сельвека Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий
6. http://profvibor.ru/node/2451
Марина.Турунова, учитель физики и математики,
Екатерина Ралько, школьный психолог,
Емельяновская средняя школа №3 Красноярского края
В прикрепленных файлах: ход занятия, структура занятия, Приложение 2, Приложение 4, Приложение 6.
Фото: http://vashbebik.ru
Комментарии