Стали известны итоги международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних школьников PISA за 2018 год. Исследование определяет уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности подростков. Ученики российских школ по всем трем показателям заняли места в четвертом десятке мирового рейтинга.
Programme for International Student Assessment (PISA)– это мониторинговое исследование качества общего образования, проводимое Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Очередной его цикл завершился в 2018 году.В России программа охватила 265 школ в 43 регионах РФ. Согласно данным, опубликованным на портале Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), по уровню естественно-научной грамотности российские школьники оказались на 33-м месте среди других стран участниц, по уровню математической грамотности – на 30-м, читательской – на 31-м. По первому показателю у нашей страны 478 баллов (для сравнения, у лидера рейтинга – Китая – 590), второму – 488, третьему – 479.Отчет по итогам цикла исследования опубликован на странице PISA на официальном сайте ОЭСР.В Минпросвещения России прокомментировали результаты исследования.\”Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях\”, – говорится в сообщении пресс-службы министерства.В ведомстве отмечают, что согласно итоговому докладу о результатах PISA 2018, с 2000 года наблюдается повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности – на 17 баллов, а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 20 баллов. В международном отчёте это отмечают как позитивный тренд изменений в направлении исследования по проверке читательской грамотности. С 2003 года на 20 баллов повысились результаты и в математической грамотности. По естественно-научной грамотности, исследования которой начались с 2006 года, результаты наших школьников сохраняются на прежнем уровне. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях. \”В 2018 году по читательской грамотности произошло изменение технологии оценки образовательных результатов тестируемых – принят новый формат заданий, включающий задания с гиперссылками, требующий, помимо навыков чтения, серьёзных навыков работы с компьютером. Это означает, что для подготовки гражданина, способного полноценно функционировать в современном обществе, формирование умения работать с такими видами текстов становится очень важным с точки зрения международных стандартов в образовании\”, – констатируют в Минпросвещения России.Особенность проведения исследования PISА-2018 в РФ заключалась в том, что для трех регионов (Москвы, Подмосковья и Татарстана) была сформирована отдельная дополнительная выборка. Уже известно, что московские школьники вошли в число мировых лидеров по всем показателям, а по уровню читательской грамотности – в тройку лучших.В Минпросвещения России добавили, что с 2019 года в России запущен внутренний мониторинг функциональной грамотности, затрагивающий все регионы страны. В рамках мониторинга разрабатывается в том числе и новый вид заданий по читательской грамотности – задачи в максимально интерактивном формате. Уже со следующего года эти задания смогут попасть в \”Российскую электронную школу\”. Кроме того, в рамках проекта готовятся и методические рекомендации для учителей по использованию такого вида заданий в учебном процессе.Министр просвещения РФ Ольга Васильева уже отмечала необходимость усиления работы по развитию навыков функционального чтения у учащихся. \”Сейчас мы начинаем обращать серьезное внимание именно на эту сторону чтения. В четвертом классе мы проверяем читательскую грамотность, а в девятом проверяется функциональная грамотность: они должны прочитать разные тексты: гуманитарные, естественно-научные, финансовые – и отвечать на вопросы. Что при этом надо исправлять? Мы видим, что ученик читает текст и пересказывает теми же самыми вопросами, которые ему задали, но не дает на них ответа. Получается, что человек не понимает смысла прочитанного, а человек, не понимающий смысла текста, двигаться вперед не сможет\”, – цитирует пресс-служба Минпросвещения России главу ведомства.
В России программа охватила 265 школ в 43 регионах РФ. Согласно данным, опубликованным на портале Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), по уровню естественно-научной грамотности российские школьники оказались на 33-м месте среди других стран участниц, по уровню математической грамотности – на 30-м, читательской – на 31-м.
По первому показателю у нашей страны 478 баллов (для сравнения, у лидера рейтинга – Китая – 590), второму – 488, третьему – 479.
В Минпросвещения России прокомментировали результаты исследования.
\”Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях\”, – говорится в сообщении пресс-службы министерства.
В ведомстве отмечают, что согласно итоговому докладу о результатах PISA 2018, с 2000 года наблюдается повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности – на 17 баллов, а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 20 баллов. В международном отчёте это отмечают как позитивный тренд изменений в направлении исследования по проверке читательской грамотности. С 2003 года на 20 баллов повысились результаты и в математической грамотности. По естественно-научной грамотности, исследования которой начались с 2006 года, результаты наших школьников сохраняются на прежнем уровне. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях.
\”В 2018 году по читательской грамотности произошло изменение технологии оценки образовательных результатов тестируемых – принят новый формат заданий, включающий задания с гиперссылками, требующий, помимо навыков чтения, серьёзных навыков работы с компьютером. Это означает, что для подготовки гражданина, способного полноценно функционировать в современном обществе, формирование умения работать с такими видами текстов становится очень важным с точки зрения международных стандартов в образовании\”, – констатируют в Минпросвещения России.
Особенность проведения исследования PISА-2018 в РФ заключалась в том, что для трех регионов (Москвы, Подмосковья и Татарстана) была сформирована отдельная дополнительная выборка. Уже известно, что московские школьники вошли в число мировых лидеров по всем показателям, а по уровню читательской грамотности – в тройку лучших.
В Минпросвещения России добавили, что с 2019 года в России запущен внутренний мониторинг функциональной грамотности, затрагивающий все регионы страны. В рамках мониторинга разрабатывается в том числе и новый вид заданий по читательской грамотности – задачи в максимально интерактивном формате. Уже со следующего года эти задания смогут попасть в \”Российскую электронную школу\”. Кроме того, в рамках проекта готовятся и методические рекомендации для учителей по использованию такого вида заданий в учебном процессе.
Министр просвещения РФ Ольга Васильева уже отмечала необходимость усиления работы по развитию навыков функционального чтения у учащихся.
\”Сейчас мы начинаем обращать серьезное внимание именно на эту сторону чтения. В четвертом классе мы проверяем читательскую грамотность, а в девятом проверяется функциональная грамотность: они должны прочитать разные тексты: гуманитарные, естественно-научные, финансовые – и отвечать на вопросы. Что при этом надо исправлять? Мы видим, что ученик читает текст и пересказывает теми же самыми вопросами, которые ему задали, но не дает на них ответа. Получается, что человек не понимает смысла прочитанного, а человек, не понимающий смысла текста, двигаться вперед не сможет\”, – цитирует пресс-служба Минпросвещения России главу ведомства.
Фото Вадима Мелешко
Комментарии