Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Родительская импровизация

Дата: 27 сентября 2012, 09:33
Автор:

Напряжение первого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» достигло пика. Конкурсанты осилили два первых задания, среди которых самое главное – урок. «Разговор с учащимися» и «Беседа с родителями», казалось бы, по условиям полегче – длятся всего по 20 минут, вопросов жюри не задает… Однако эти испытания во многом импровизационные, ведь список тем появился в распоряжении конкурсантов совсем недавно. Больше того, конкретную тему выбирают ученики и родители и называют лишь в первую минуту встречи. Родителей больше всего волнует проблема понимания своего ребенка, а еще они хотят знать, как избежать опасностей виртуального общения…

Беседовать с родителями пятиклассников на тему «Виртуальное общение – это благо или зло?» выпало учителю физической культуры из Пензенской области Сергею Самодину. Родители сразу сказали, что общение ребенка в виртуале они ограничивают. Но если бы этих рамок не существовало, дети пропадали бы в Сети круглосуточно. Что беспокоит мам и пап? Поток негативной информации. Что виртуальное общение иногда предпочитается реальному. Мама привела пример своей дочки, которая в день рождения с самого утра устремилась на сайт «Одноклассники», чтобы посмотреть, кто ее поздравил, что прислал. Учитель осторожно спросил родителей: «А разве вы в день рождения не ждали поздравлений, когда были детьми?». Только они приходили по обычной почте… Чего еще боятся родители? Что ребенок станет зависимым от компьютерных игр. Что, разговаривая с друзьями в социальных сетях, исковеркает язык, использует сокращения, сленг. Что сидение за экраном монитора плохо влияет на здоровье. Наконец, в сети ребенку могут попасться опасные люди, и даже преступники. Сергей Самодин согласился со страхами, но обратил внимание на причину интереса к компьютеру и интернету – одиночество ребенка, недостаток общения. Чтобы ребенок слышал родителей, доверял родителям, рассказывал, на какие сайты ходит, с кем общается, нужно говорить с ним на одном языке, уверен Сергей Юрьевич. «Мы сами что-то где-то упускаем. Надо наладить общение и восстановить у ребенка представление  о том, что хорошо и плохо». Спор вызвала вечная тема – на чем строится авторитет родителей? Мама уверена, что ребенок должен ее уважать потому, что она родитель, априори. А пензенский учитель вспомнил выступление перед конкурсантами учителя года России-1993 Олега Пармонова (о нем я писала во вчерашнем репортаже), стихотворение Олега Геннадьевича о своем отце и деде, о том, что даже после ухода родных людей из жизни они продолжали оставаться для него маяками, образцами, людьми, чей авторитет нерушим. Они это заслужили…«Всегда ли мы понимаем наших детей». Это волнует родителей десятиклассников, и попытаться им помочь взялась конкурсантка Любовь Ширапова из Республики Бурятия. Начала она разговор с любопытного эксперимента. Предложила одной из мам встать из-за стола и сыграть только что родившегося ребенка. Ребенок начинает ходить, говорить, просит есть, требует внимания, тянет ручки, чтоб потрогать все, что рядом. А что делают родители? Говорят: «Не бегай, не трогай, не болтай, не мешай…». Словно путы накладывают. И Любовь Сергеевна действительно наложила эти путы (белые ленты) на «ребенка», которого играла мама – на руки, ноги, уши, рот… Родители в один голос воскликнули: «Мумия!». «И кого мы теперь будем воспитывать?», – спросила учительница. После того, как родители поставили себя на место ребенка, стало легче говорить, почему ребенок хочет свободы, а родители пытаются ее ограничивать, и как себя надо вести мудрым мамам и папам. А мудрость состоит в чем? На этот вопрос ответила одна из мам. Она рассказала, как вот в эти конкурсные дни ее сын пришел из школы и начал с восторгом рассказывать об увиденных уроках, потянул ее в комнату, чтобы показать сайт «Учителя года России». А мама готовила обед, слушать ребенка ей было некогда. И тогда сын сказал грустно: «Тебе ничего не интересно». И мама пошла к компьютеру, бросила картошку ради разговора с сыном. «На просьбы ребенка нужно откликаться», – справедливо заметила мама, и в этот момент ею гордились и коллеги-родители, и конкурсное жюри, и учитель-конкурсант… Другие мамы и папы уточнили – интерес к жизни ребенка должен быть настоящим, тогда вы сможете его понимать. Непростую тему предложили обсудить родители учеников 11 класса на встрече с Мариной Кликунене из Ярославля – «Мнение друзей для вашего ребенка важнее вашей точки зрения. Надо ли с этим бороться?». Родители сразу заметили, что слово «бороться» здесь неуместно. Ребенок друг, с ним надо беседовать о его друзьях, если надо – поговорить с другом ребенка. «Надо не бороться, а вместе проживать и переживать», – согласна Марина Сергеевна. Она предложила проанализировать, можем ли мы влиять на выбор друзей нашего ребенка в разные периоды его взросления. Только родился? Несомненно, можем. Выбираем себе подругу, а сын или дочь подруги играют с нашим малышом. В младших классах ребенок еще прислушивается к нашим советам и рассказывает о своих друзьях. А вот дальше уже начинаются конфликты. И к 10-11 классам, когда ребенок – это почти взрослый человек, мы уже не можем ему диктовать, с кем дружить. Интересный поворот темы предложила Марина Крикунене родителям: «А вы сами хоть раз спрашивали, нравятся ли вашему ребенку ваши подруги?». Оказывается, спрашивают… Вывод конкурсантка и родители сделали следующий – очень важно, что говорят родители, как говорят. При налаженном общении этот разговор никогда не превратиться в конфликт. И мнение родителя всегда будет важно для ребенка.После непростой среды и в преддверии трудного четверга – последнего дня испытаний первого тура – конкурсанты вновь были приглашены на клубный вечер. Если вчера они наслаждались настоящей поэзией, то сегодня им предложили приятную перспективу совместной деятельности с вновь обретенными на конкурсе друзьями. Учитель химии, лауреат московского конкурса «Учитель года» Владимир Головнер рассказал об обширной программе «Межрегиональные экологические экспедиции школьников России», которая существует уже 11 лет. Учителя года разных лет со своими учениками объездили уже 11 регионов, организуя каждый раз настоящие мастерские по исследованию почв и воды, воздуха, местного фольклора, даря радость познания ребятам из всех уголков страны. Все эти годы проект существует при поддержке Министерства образования и науки России, нашей «Учительской газеты». Свои живые впечатления о поездках донесли до конкурсантов и участники экспедиций – учитель года из Воронежской области, ныне координатор конкурса «Учитель года Воронежской области» Наталья Тихонова, а также «пеликан» прошлого года, информатик из Томска Елена Емельянова, которая в прошлом году так же увидела презентацию экспедиций во время конкурса и сразу записалась для участия. Все участники финала «Учителя года России-2012» были приглашены в проект. И наверняка в Ставропольском крае, где планируется экспедиция 2013 года, появится несколько палаток новых мастеров и их учеников.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt