search
main
0

Родители – не равнодушные наблюдатели, а активные партнеры

Ирина ЯРЧАК, председатель Городского совета родительской общественности, ответственный секретарь Московской общественной палаты по образованию: – Общественная палата Москвы по образованию призвана не только согласовывать интересы различных слоев населения в области образования, но и поддерживать инициативы граждан, направленные на поддержку образовательных учреждений, развитие системы образования.

Анализируя деятельность родительских объединений школ округов, мы приходим к выводу, что нельзя рассматривать родительскую общественность отдельно от остальных участников образовательного процесса и органов государственного управления. Только совместная деятельность позволит нам решить проблемы детства и сделать наш город благожелательным к детям.

Сегодня, пожалуй, самый важный вопрос – повышение роли семьи в современном обществе. Поскольку семья – основополагающий институт общества, мы должны сделать акцент на поддержке традиционной семьи и воспитании в ней детей. Семья – самый главный институт социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья должна обеспечивать безопасность и всестороннее развитие ребенка, соблюдение и защиту его прав, а также воспитывать гражданина будущего. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Семейном кодексе России.

Государство в последние годы оказывает довольно большую поддержку различным категориям семей и детей, делая упор на увеличение рождаемости. Наши дети идут в детские сады и школы. И неизбежно мы задаемся вопросом, как семья и школа должны взаимодействовать во благо наших детей.

Деятельность объединений и ассоциаций родителей направлена прежде всего на решение вопросов, возникающих при реализации образовательных и воспитательных программ в школах.

Важнейшая задача в процессе воспитания подрастающего поколения заключается в сотрудничестве семьи и школы. В этом союзе очень важно правильное определение роли каждого и наиболее эффективное использование возможностей всех участников образовательного процесса.

Традиционным в работе школ с родителями остается создание родительских комитетов классов и школ. Регулярное проведение родительских классных и школьных собраний – необходимое условие взаимодействия администрации и педагогического коллектива с родителями. Но вот продуктивность деятельности таких органов родительского участия в воспитательном и образовательном процессе образовательного учреждения не всегда высока. Причина в том, что администрация школы, занимаясь созданием этих органов, с одной стороны, формально подходит к этому, с другой стороны, администрация заинтересована в делегировании этим органам лишь организационно-хозяйственных задач.

Изменения в жизни общества в сторону демократизации требуют и от современной школы развития различных форм педагогического, родительского и ученического самоуправления и демократического совместного управления всеми образовательными и воспитательными процессами. Инициативные, грамотные и заинтересованные родители приносят большую пользу и оказывают серьезную помощь администрации и педагогам образовательного учреждения. Родители готовы быть самыми активными защитниками интересов школы, педагогического коллектива и учащихся во всех государственных структурах. Конечно, требует изменения подход родителей к своему участию в общественной работе в школе, комитеты, советы, клубы в своей деятельности могут использовать новые методы по организации работы объединений, например метод проектов, осваивать имеющийся опыт различных общественных организаций, получать на реализацию проектов гранты, привлекать к сотрудничеству работодателей, органы местного самоуправления и так далее.

В образовательных учреждениях Москвы при активном участии родителей идет воспитательная и образовательная работа по многим направлениям. Это участие родителей в программах по борьбе с вредными привычками и профилактике ВИЧ-инфицируемости среди подростков, подготовка ребенка к школе, работа с неблагополучной семьей и с трудными подростками.

Одной из самых актуальных программ остается профессиональное ориентирование старшеклассников. В городе очень большая проблема с квалифицированными профессиональными кадрами. Колледжи и вузы с трудом реагируют на запросы рынка труда. Поэтому мы имеем переизбыток одних специалистов и недостаток других, качество их подготовки часто не удовлетворяет работодателей. Поэтому необходима работа по профориентации не только со школьником, но и с его родителями, семьей.

Важным остается и участие родительских советов в организации внешкольного времени учащихся, особенно в школах полного дня, где дети имеют возможность реализовать себя в различной внеурочной деятельности, в сотрудничестве с интересными для них людьми. В некоторых образовательных учреждениях созданы «Родительские гостиные», где в неформальной обстановке могут общаться родители, педагоги, учащиеся.

Сегодня в масштабах каждого округа столицы важна работа окружных советов родительской общественности, направленная прежде всего на привлечение внимания государственных органов власти к проблемам школы. Это поддержка и реабилитация семьи, социальная опека, патронатное воспитание, поддержка многодетных семей, поддержка детей-инвалидов, содержание и ремонт образовательных учреждений, организация досуга, участие в выставках, ярмарках, проведение конференций, семинаров, встреч, окружных конкурсов, выпуск информационных изданий, участие в передачах окружного и кабельного телевидения, подготовка материалов и статей для прессы и так далее. При этом важна пропаганда опыта общественной деятельности родителей и успешного семейного воспитания.

Хочу отметить роль родительского всеобуча в округах и на городском уровне в пропаганде семейных ценностей, в помощи родителям в воспитании и обучении детей.

Организация сотрудничества учащихся, учителей, родителей – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в ходе реализации ученического проектирования. Очень важно вовлечение в жизнь школы пап, например, в Западном округе создана программа поддержки отцовства. Это «круглые столы» «Воспитание. В начале – отец», организованные Центром внешкольной работы имени А.С.Макаренко, это окружной конкурс школьных команд пап – «Папа может все что угодно» (если в прошлом году на первом конкурсе были представлены 7 команд, то в этом году их уже 27, объединяющих 135 пап).

Очень важна совместная работа органов окружного соуправления (родителей – директорского корпуса округа – ученического актива) с управами, префектурами и окружными управлениями образования. Только в таком союзе будут конструктивно решаться вопросы образования и воспитания подрастающего поколения, и по организации работы такого союза нам всем еще предстоит многое сделать.

В 2006 году в Москве был проведен конкурс «Строим Школу будущего», после чего была начата работа в рамках эксперимента по реализации проекта, предусматривающего создание модели такой школы. При определении роли родительской общественности прежде всего надо было установить, какую часть родителей интересуют проблемы, решаемые в рамках проекта, и какие задачи можно ставить перед родителями. В январе 2007 года на городском родительском собрании, в работе которого принимали участие председатели родительских комитетов школ, члены школьных советов, попечительских и управляющих советов, то есть наиболее информированная и заинтересованная часть родителей, был представлен проект «Школа будущего». Для определения позиции родительской общественности проведен опрос, в результате которого было выяснено, что родители так определяют основное назначение Школы будущего – учить детей понимать устройство современного общества и самостоятельно действовать в нем, дать им возможность попробовать себя в разных областях деятельности. Такие ответы определены тем пониманием, которое есть у родителей, главной миссии школы как подготовки ребенка к успешным действиям после окончания школы и поиску своего места в современном мире.

В то же время значительная часть родителей, особенно получивших образование в советской школе, формулирует свой заказ на образование как получение ребенком определенного набора некоторых академических знаний, которые позволят ему поступить в вуз и таким образом добиться успешности в жизни. При этом вся ответственность за этот результат возлагается исключительно на школу, родители, к сожалению, подчас не учитывают наличие возросших по объему информационных потоков, необходимость ориентироваться в этом объеме знаний и многое другое, что сегодня составляет новые условия современного мира. Желая, чтобы ребенок получал все большее количество знаний, которые могут ему пригодиться во взрослой жизни, главной проблемой школы и основным стрессобразующим фактором и большинство родителей, и родительский актив считают перегруженность учебного процесса информацией.

Таким образом, мы сталкиваемся с некоторыми парадоксами и даже некоторым расхождением во мнениях в родительском сообществе. Исходя из этого при реализации проекта «Школа будущего», на мой взгляд, мы уже можем ставить перед школьными родительскими комитетами, городским и окружными родительскими советами задачи повышения компетенции родителей как участников образовательного процесса, планирования деятельности родительских общественных объединений, направленной на повышение качества образования и создания комфортной образовательной среды.

Школа будущего, по общему мнению, должна предложить новое содержание образования, новый уклад, новую информационную культуру, прорывные проекты, новый профессионализм учителя. В этом контексте будет справедливо говорить и о возникновении новых взаимоотношений «школа – родители», «педагог – родители» и вообще о таком понятии, как родитель в Школе будущего.

Определяя место и роль родительской общественности в Школе будущего, мы предполагаем, что при предъявлении родителями своего образовательного заказа, при предъявлении требований школе на новые формы взаимодействия, на взаимопонимание, на совместные действия в интересах ребенка, то есть при выдвижении неких требований на создание новой образовательно-общественной общности, включающей родителей, будут формироваться некоторые требования этой общности уже к родителям. Это позволит рассматривать родителя не только как благотворителя или спонсора, то есть человека, отдающего деньги на нужды школы, но и как партнера учителя и учащегося, например в проектной деятельности или в воспитании, как создателя различных социально значимых программ, как эксперта образовательной деятельности школы.

Особенно все это касается развития школьной структуры родительских комитетов и советов (от классных комитетов до общешкольных), включения родительского актива в межшкольное взаимодействие и построение информационно-образовательного пространства района, округа, города. В первую очередь эта новая роль родительской общественности потребует от нас самоосознания, самоорганизации, самообразования. Именно это мы и можем назвать условиями формирования родителя в Школе будущего.

Проблема самоосознания и самоопределения родителей очень важна, потому что сегодня только небольшое число родителей определяют себя как полноправных и заинтересованных участников образовательного процесса. Это связано и с отсутствием поддержки родительского самоуправления, и с боязнью руководителей образовательных учреждений делегировать реальные полномочия школьным органам самоуправления. Часто родители, называя проблему, связанную со школой, не стремятся ее обсуждать и искать пути решения, а ведь многие вопросы, волнующие родителей, возникают от недостатка информации.

Если мы рассматриваем Школу будущего как некоторую открытую систему, взаимодействующую с другими школами, с сообществом родителей, предпринимателей, с властными структурами, как систему, способную воспринимать и генерировать новые идеи, то родительская общественность Школы будущего может выступить как объединяющий фактор для среды вокруг Школы будущего и создания системы общественного управления на различных уровнях.

В ходе обсуждения этой идеи у нас возник проект по созданию Центра по организационно-научной поддержке и развитию деятельности органов государственно-общественного управления образованием на базе НИИ инновационных стратегий развития общего образования. Основные задачи центра – мониторинг, проектирование новых образцов и моделей деятельности органов государственно-общественного управления образованием, разработка и осуществление научных исследований, оказание организационной, информационной и научно-методической помощи органам государственно-общественного управления образованием.

Немаловажное значение мы придаем привлечению родительского актива к экспертизе школ, участвующих в конкурсе «Строим Школу будущего».

Через создание новых взаимоотношений Школы будущего с родителями формируется положительный образ школы и педагога в глазах общественности, что особенно важно в настоящее время, когда одной из главных задач становится повышение престижа профессии учителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте