search
main
0

Рейтинг самых неудачных учебников

«Министерство образования и науки РФ недостаточно эффективно ведет контроль содержания школьных учебников», – об этом заявил недавно на пресс-конференции аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов. По словам Агапцова, Минобрнауки включило в федеральный перечень на 2013-2014 годы ряд изданий, не соответствующих требованиям федерального стандарта, содержание которых не проходило экспертизу. В Счетной палате также считают, что большое количество школ приобретают учебники на средства родителей учеников, что запрещено Законом «Об образовании».

Существует ли на самом деле угроза некачественных учебников? Каковы приоритеты приобретения учебников для школ? Эти вопросы я задала педагогам, ученикам, представителям родительской общественности нескольких регионов России. Основной опрос проводился в школах Новгородской области.

Большинство опрошенных новгородцев в первую очередь развенчали миф о платном приобретении учебников. Нет, это не так, по крайней мере, в данном регионе учебники приобретают преимущественно сами школы. Единственное исключение – учебники и рабочие тетради по информатике, английскому языку, а также рабочие тетради по математике для начальных классов школ, где изучение данных предметов ведется углубленно. Стоимость каждого такого учебного пособия – около 200 рублей – родители считают посильной для семейного бюджета. Другое дело – содержание учебников. Так, практически вся Новгородская область с 3-го по 11-й класс обучается английскому языку благодаря авторам учебного комплекта (учебники и рабочие тетради) Virginia Evans, Jenny Dooley, Ольге Подоляко и Юлии Ваулиной (Издательство «Просвещение»). При этом данными учебными пособиями недовольны все опрошенные ученики и их родители. И те, кто учится в обычных общеобразовательных классах, и те, кто выбрал класс с углубленным изучением английского языка, считают, что учиться по этому учебнику невозможно без помощи репетитора. «Учебник невероятно сложен, – говорит мама девятиклассника-хорошиста, ученика одной из школ Великого Новгорода, преподаватель Новгородского государственного университета Ольга Тимонина. – Обилие американизмов, быстрая смена тем, не связанных между собой, огромный объем нового материала в каждой теме, непоследовательная подача грамматики – основные его недостатки. Соавторство с американцами в составлении учебников – это, наверное, модно, но авторы явно со своей задачей не справились. Учиться самостоятельно по этому учебнику ребенку невозможно. Всем детям дома помогают репетиторы или родители, хорошо знающие язык. Я помню отличный учебник по английскому языку, по которому сама училась в школе в 1980-х, под редакцией Старкова и Диксона. В нем была логика, он неспешно вел от первичных азов до хорошего владения языком. Почему учебники Старкова исчезли из наших школ? Ведь они очень просто, доступно подают материал, и заниматься по ним может самостоятельно любой ребенок. Это крайне важно для многих российских школ и по причине нехватки преподавательских кадров. В нашей школе, например, четырежды за три года менялись учителя английского, был период, когда учителя не было совсем». «Досье» в Интернете, которое я нашла на распространенную сейчас в Новгородской области серию учебных пособий по английскому языку, таково. Автор серии Вирджиния Эванс не американка и не англичанка, а, судя по данным Интернета, гречанка, изучавшая в некоем греческом вузе английский язык как иностранный. Как уверяет реклама, «данная серия учебников прошла долгую проверку на прочность в российских и иностранных вузах. Она предназначена для обучения студентов средних и высших учебных заведений». Как оказалось, что, по сути, студенческие учебники стали у нас в стране пособиями для третьеклассников? Я сама окончила педагогический вуз, работала учителем английского языка в школе и могу подтвердить слова Ольги Тимониной – учебники Вирджинии Эванс крайне сложны. Они подходят только детям специализированных классов. Для обычных учеников обычных общеобразовательных школ нужны другие учебники по английскому языку. Я, как и Ольга Тимонина, считаю, что таковыми могли бы стать учебники А.П.Старкова и Р.Р.Диксона, которые, кстати, с 1980-х прошли ряд доработок. Показательна разница между стоимостью учебников Эванс и Старкова. Первые, по данным интернет-магазинов, стоят без малого 300 рублей. А учебник Старкова – 45 рублей! Как говорится, почувствуйте разницу! Не в этом ли причина столь прочного укоренения эвансовских учебников на почве российского образования? Кто получает прибыль от ежегодной продажи школам огромных партий столь дорогих книг? «Я считаю, гонка за учебниками неоправданна, – говорит библиотекарь одной из школ города Москвы Ирина Малышева. – У нас в школе через год-два практически полностью обновляется весь ассортимент учебных пособий. Это ненормально! Учителя жалуются на ошибки в новых учебниках, нелогичное построение материала. Чем старые учебники были хуже? Я уверена, что за этой гонкой за учебниками стоит отнюдь не стремление улучшить школьное образование, а чьи-то материальные интересы». Я решила проанализировать учебники 7-го класса, по которым учится в одной из гимназий Великого Новгорода дочка моей соседки. Самым старым в ее портфельной библиотечке оказался учебник информатики, выпущенный в 2003 году, самым молодым – пресловутый английский язык (2010 год). Учебники географии, физики, биологии не слишком изменило время, они очень похожи на те, по которым я сама училась в 1980-е. Дочка соседки пожаловалась на содержание учебника по алгебре. Этот предмет во все времена был, пожалуй, одним из самых сложных для детей. «Я считаю, что задания учебника по алгебре должны включать как можно больше материала, связанного с реальной жизнью», – считает учитель года-2012 Псковской области преподаватель математики школы №12 города Пскова Елена Семенова. На мой взгляд (уточню: я была отличницей в школе и вузе) проблема состоит не столько в близости математических задач к жизни, сколько в сложности материала в целом. Независимо от авторов учебников по алгебре и геометрии содержание этих курсов приблизительно одинаковое. Разъясняется материал понятно. Но сам объем и выбор тем слишком велик. Опрошенные мной новгородские старшеклассники считают, что ряд тем можно было бы перенести на факультативное изучение, в спецклассы. Можно было бы счесть сложность курса алгебры некоей проверкой ребенка на прочность, на способность мобилизоваться, взять себя в руки и одолеть сложный предмет. Можно… Если бы не обязательный ЕГЭ. Ряд детских смертей в разных регионах России в последние годы, например самоубийство Полины Беловой из деревни Березняки Вологодской области, прямо связаны с неудачей при сдаче в 9-м и 11-м классах экзамена по математике. Если по результатам моего мини-исследования составить своеобразный рейтинг самых неудачных учебников, то после первого места («Английский язык» Вирджинии Эванс) и второго (школьный курс алгебры и геометрии) третье можно присудить учебнику «Обществознание», 7-й класс, под редакцией Л.Н.Боголюбова (издательство «Просвещение», 2007 год). Учебник огорошивает читателей с первых строк. Начинается он так: «Как известно, сказочный медвежонок Вини Пух считал, что… улицу нужно переходить на любой свет светофора, но обязательно в толпе». Автор сказки про Вини Пуха Алан Милн весьма удивился бы столь вольной трактовке своего произведения, так как Вини Пуха он создал в 1926 году, а первый светофор в Англии появился в 1928 году. Согласно этому учебнику в нашей стране до сих пор существует милиция. Ровно половина учебника по обществознанию посвящена почему-то сфере экономики. Видимо, авторы полагают, что деньги – самая важная часть нашей жизни, и даже семиклассники должны знать, как их добывать. Иначе как объяснить тот факт, что в учебнике подробно рассказывается, например, о том, «что необходимо производителям для принятия решения о производстве экономического продукта. Они, как правило, принимают во внимание следующее: вид продукта, привлекательность его для потребителя, количество или объем продукции, ресурсы, необходимые для производства, технологию изготовления, экономичность производства». 13-летние ученики должны назубок знать виды бизнеса: производственный, торговый, финансовый, страховой, посреднический, подробно рассказывать о каждом из них, а также четко понимать отличия индивидуального предприятия, товарищества и акционерного общества. Сведения, необходимые только студентам экономических вузов, в учебнике для 13-летних детей раскрываются подробно. Например, целая глава посвящена затратам производства. В следующей главе детям прямо предлагается… открыть собственный бизнес. Авторы советуют для этого… занять денег у родителей! Большая глава посвящена рекламе. Показательными являются загадки, приведенные в разделе «Функции денег»: «Не любовь, а душу согревают», «Не магнит, а притягивают» – все это, оказывается, деньги. Изъянов в современных учебниках можно найти много. Зачастую их находят сами ученики, обнаруживая опечатки, ошибки. «Я считаю, что не нужно было переделывать учебники 1970-1980-х годов по русскому языку, алгебре и геометрии, – считает папа 8-классницы одной из новгородских гимназий предприниматель Дмитрий Удальцов. – Современные учебники русского языка сложно формулируют правила, ребенок в них может просто запутаться». «С учебниками беда! – сетует Альмира Бабушкина, учитель года-2010 и учитель года-2012 Вологодской области, преподаватель школы №10 города Череповца. – Идет гонка за создание новых учебников, они каждый год меняются, и не в лучшую сторону! Почему нельзя работать по старым учебникам? Это абсурд! Почему я не могу работать по учебнику анатомии, купленному в 1998 году?! Его содержание отличное, и за прошедшие годы анатомия осталась анатомией. И в 2013 году, и в 1998-м, и в любом другом число костей в человеческом скелете как было 220, так их столько там и есть!»

Альмира Бабушкина критикует академический учебник по биологии серии «Линия Жизни». «Он написан  сухим академичным языком, – считает Альмира Степановна. – В его логике трудно разобраться не только ребенку, но и преподавателю». Главные критерии хорошего учебника, который предлагает Альмира Бабушкина, таковы: «Нужно, чтобы ребенок мог разобраться в учебнике сам, без помощи преподавателя. Учебник должен быть написан доступным языком. Мне кажется, составители учебников иногда забывают о том, что эту книжку будет читать не взрослый, а подросток. Главное – современный учебник должен являться книгой, которая будит интерес к предмету, чтобы ученик дальше стал работать с другими источниками – пособиями, Интернетом. Ни один учебник не может претендовать на полноту освещения всех знаний по предмету».

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте