search
main
0

Реальные дети – реальные планы. Мудрый совет. Выпуск 92

Если учителю дали новый класс, он знает: сначала предстоит понять, какие школьники ему достались. Как все педагоги мира, российский учитель оказывается между учебным планом и единой программой, рассчитанной на некоего условного среднего ученика, и реальными живыми детьми, они имеют не только разные способности, но и различные цели, запросы. Возможно ли учитывать на обычных уроках индивидуальность каждого школьника?

Если учителю дали новый класс, он знает: сначала предстоит понять, какие школьники ему достались. Как все педагоги мира, российский учитель оказывается между учебным планом и единой программой, рассчитанной на некоего условного среднего ученика, и реальными живыми детьми, они имеют не только разные способности, но и различные цели, запросы. Возможно ли учитывать на обычных уроках индивидуальность каждого школьника?

Если у вас во время учебы в школе был любимый учитель, вспомните его уроки. Есть такая возможность – посетите одно-два занятия. Постарайтесь понять, чем именно привлекает вас и педагог, и предмет. Кстати, неважно, какой предмет вёл ваш любимый преподаватель. Полезно также вспомнить самого нелюбимого! Почему все от него стонали, что делало его уроки скучными, непонятными?

Через две-три недели, внимательно изучив классный журнал, познакомившись с детьми, вы поймёте их личные особенности, способности и потребности. Никому ещё не удавалось научить кого-то силком. Попробуйте понять, как можно сочетать учебный план с интересами учащихся. Не спешите навешивать ярлыки. Разберитесь, что мешает ребёнку усваивать материал.

Легче всего процесс идёт в начальной школе. Малыши радуются всему новому и не жалуются, что им трудно. Они с энтузиазмом повторяют непривычные звуки, учатся читать небольшие тексты, легко запоминают грамматические правила. Вы быстро заметите, кто легко делает все упражнения, а кто не может освоить правила чтения. Возможно, у некоторых детей обнаружится дислексия. Мы не можем поставить диагноз, но можем посоветовать родителям обратиться к специалисту.

Оценки – важная часть школьной жизни. Чтобы избавить детей от страха перед ошибкой, перед плохой оценкой, а также уберечь их от насмешек одноклассников, я использовала простейший приём: ставила всего три оценки, Good, Very good, Again. Зная, что у них есть возможность повторить упражнение, дети выполняли любую контрольную работу спокойно. Честно говоря, мне до сих пор неясно, что даёт проверка на скорость чтения и письма. Получается, что оценка ставится не за то, что ребёнок сделал, а за то, что он НЕ СДЕЛАЛ. Наблюдая, например, за второклассницей, которая по отзывам других предметников была «замедленной», я поняла, в чем заключалась ее проблема. Девочка писала каллиграфическим почерком и потому – очень медленно. За урок она выполняла не четыре, а два раздела контрольной работы, но все было безупречно! Я ставила ей «отлично» за сделанное и давала домашнее задание. Избавившись от страха перед плохой оценкой, она постепенно набрала требуемую скорость. Школу она окончила с золотой медалью.

В средней школе нам становится сложнее. Вчерашние малыши превращаются в подростков и все подвергают сомнению. Никогда не тратьте время на споры. «Зачем нам этот тупой текст (грамматическое правило, лексика по теме, аудиоупражнение и так далее)?!» В начале четверти, учебного года проведите небольшую беседу, один раз объясните ваши требования. Но обязательно поясните, что есть и определенная свобода. Совсем скучную тему, далекую от интересов детей, можно заменить на сходную, но интересную ученикам. Вместо того, чтобы бездумно заменять актив на пассив, можно предложить заменить пассив на актив. Так как это не всегда возможно в русском языке, но почти всего выполнимо в английском языке, урок пойдёт куда живее. Любую грамматическую тему можно пройти или повторить на примере интересного для подростков текста, дав им задание найти все предложения, где встречается та или форма.

Информационные технологии дают огромные возможности для подготовки уроков с учетом индивидуальных интересов и запросов учащихся. Мои бывшие студенты, которых я учила в свой первый год работы, недавно навестили меня с цветами по случаю тридцатилетия их выпуска. Они напомнили мне, как я приходила на занятия и приносила тексты для каждого, согласно выбранной профессии и целям обучения иностранному языку. Я сразу вспомнила, как бегала рано утром размножать и копировать материалы, напечатанные на пишущих машинах. Сегодня все находится на расстоянии клика. Можно принести на урок 10-12 ссылок, раздать индивидуальные задания, а потом заслушать сообщения. Те же ученики, которые уверяют, что тема ГМО или ритуалов из жизни пчёл скучна, с удовольствием слушают презентации одноклассников и активно участвуют в обсуждении.

Попробуйте увидеть свой учебный план не как набор мелких «пакетов», содержимое которых вы должны дать ученикам, а потом проверить, усвоили они их или нет. Мы учим не отдельным темам, но прежде всего коммуникации, способности общаться, говорить и понимать других. Для большинства учеников сама необходимость сдать экзамен – достаточная мотивация. Бывает иначе. Например, два гения в моем выпускном классе, химик и математик, хором пытались доказать мне, что обычные уроки и домашние задания – давно отжившая форма обучения. Я спокойно ответила, что не хочу за них краснеть, когда они в будущем будут произносить речь на вручении им Нобелевской премии, и предложила составить диалог, рассказать по-английски о сфере их интересов.

Учителю важно помнить, что неудачи бывают у всех. Даже опытный педагог не всегда может справиться с буйным ребёнком; тема, которая казалась легкой, иногда приносит плачевные результаты на контрольной работе, бывают дни и ночи, когда нам кажется, что мы никого ничему не научили… Все вместе означает, что вы нормальный думающий человек.

Last but not least. Предлагаю следующую реальную сценку для урока в старших классах. Недавно в поездке за рубежом я вновь наблюдала знакомую до боли ситуацию. Двое российских туристов, отец и сын-подросток, пытались заказать бутерброд. Отец с надеждой произнёс: «Сэндвич». Официант спросил, какой именно, и на том общение заглохло. Попытки служащего терпеливо объясниться на пяти европейских языках ни к чему не привели. Меня поразило поведение мальчика-старшеклассника, который, казалось мне, явно должен говорить лучше отца! Но юноша уткнулся в смартфон, не обращая внимания на происходящее, временами восклицая по-русски: «Круто!» Предложите своим учащимся разыграть подобную сценку, сделать простейший заказ. Далее ведите занятие согласно полученному результату.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте