Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Получившая в восемь лет аттестат Алиса Теплякова сдала экзамены в МГУ
Сдавшей экзамены в МГУ девятилетней Алисе Тепляковой будут помогать в учебе психологи вуза
Учить играючи: 5 приложений для продвинутых учителей
Прокуратура Обнинска проверит частный детсад, где воспитатель угрожала ребенку
В России начал работать портал по обучению цифровым технологиям
Объединить капремонт школ с обновлением оборудования предложили в Нижегородской области
«Шуруйте туда»: жительница Санкт-Петербурга попыталась выгнать с детской площадки ребят с особенностями развития
Восьмилетний школьник растрогал пользователей интернета своей запиской учителю
Трагедия в сибирском парке «Ергаки»: медведь напал на туристов, одного из них хищник унес в лес
Десять километров по лесу: под Челябинском детей высадили из электрички на безлюдном полустанке
Получившая в восемь лет аттестат Алиса Теплякова сдала экзамены в МГУ Сдавшей экзамены в МГУ девятилетней Алисе Тепляковой будут помогать в учебе психологи вуза Учить играючи: 5 приложений для продвинутых учителей Прокуратура Обнинска проверит частный детсад, где воспитатель угрожала ребенку В России начал работать портал по обучению цифровым технологиям Объединить капремонт школ с обновлением оборудования предложили в Нижегородской области «Шуруйте туда»: жительница Санкт-Петербурга попыталась выгнать с детской площадки ребят с особенностями развития Восьмилетний школьник растрогал пользователей интернета своей запиской учителю Трагедия в сибирском парке «Ергаки»: медведь напал на туристов, одного из них хищник унес в лес Десять километров по лесу: под Челябинском детей высадили из электрички на безлюдном полустанке

Разработка метапредметного занятия на тему «Какого цвета счастье». 3 класс.

Дата: 07 декабря 2013, 08:15
Автор:

Основная цель занятия – рассмотреть счастье как общечеловеческую ценность. На современном этапе развития образования для педагога очень важно, чтобы у ребёнка в учебной деятельности вырабатывались собственный осознанный осмысленный выбор и позиция по отношению к определённым вопросам, поступкам, действиям. Важно, чтобы ребёнок учился формулировать свои собственные суждения, выводы, заключения. Именно на это и направлено данное занятие.

Работа построена таким образом, что на протяжении всего занятия  идёт продуктивное инициативное взаимодействие и сотрудничество учащихся со сверстниками, проявление активной позиции в аргументировании своей точки зрения и доказательстве своего мнения, умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнёров.

Цель занятия: создать условия для осознания и осмысления учениками понятия «счастье» как общечеловеческой ценности применительно к самому  себе.

Планируемые результаты:

– выработка собственного осознанного выбора и позиции, возможности самоопределения;

– выражение своих мыслей, взглядов;

– формулировка собственных суждений, выводов, заключений;

– проявление активной позиции в аргументировании своей точки зрения и доказательстве своего мнения;

– продуктивное инициативное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

– выполнение задания в соответствии с поставленной целью;

– умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнёров.

Фундаментальный объект: счастье как общечеловеческая ценность.

Оборудование:

Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Фрагменты из мультфильмов «Летучий корабль», «Малыш и Карлсон».

Фонограмма песни «Мы желаем счастья вам».

У каждого учащегося: вырезанные из бумаги капля дождя, луч солнца, зелёная  трава, разноцветные лепестки цветов. Разрезанные полоски радуги.

Ход занятия.

I. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.1.Инициация. Настрой на работу всех участников занятия.

Учитель: Сегодня жизнь подарила нам эту встречу. Так пусть она будет доброй и запоминающейся!  Все пришли сюда с разным настроением, но здесь мы – одна команда, и от работы каждого зависит общий успех!  Не бойтесь говорить, высказывайте вслух всё, что думаете. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной, ведёт нас к достижению  результата!

У каждой группы  на столах маленькая часть одного целого. (Каждой группе выдаётся полоска одного цвета радуги). Напишите на ней  пожелание всем участникам предстоящей работы.

Работают 5 групп детей, гости и учитель.

Учитель: Как вы думаете,  что получится,  если сейчас мы соберём вместе наши маленькие части? (Радуга) С какого цвета начнём?

Вспоминаем порядок расположения цветов радуги.

Представители команд по очереди выходят, прикрепляют цветную полоску к листу ватмана, озвучивают своё пожелание всем членам большой команды.

На доске – «Радуга пожеланий участникам  работы».

1.2. Целеполагание. Погружение в тему.

Учитель: Радуга –это позитив, красота, цвет!

А всё ли окружающее нас имеет цвет?

Могут ли  предметы менять свой цвет? Если да, то, в  каких случаях?

Работа  в мини-группах. Обсуждение. Ответ.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран и определить, о каком понятии идёт  речь  в представленном вам отрывке.

Включается отрывок из мультфильма: «Как ослик счастье искал».

Учитель: О чём идёт речь? (О счастье.)

Попробуйте задать к этому понятию те вопросы, на которые мы находили ответ.

(Имеет ли цвет счастье?  Какого цвета счастье? Может ли меняться цвет счастья?).

Можем ли мы сразу дать ответы на эти вопросы? (Нет)

Предлагаю всем вместе  поразмышлять…

Пусть ваши идеи будут свежими и яркими, как эта молодая травка, лежащая перед вами.  Напишите на ней то, что  каждый из вас  хотел бы  узнать на сегодняшнем занятии.

Дети пишут личностные цели и прикрепляют их на лист ватмана.

1.3.Формирование ожиданий и опасений, безопасной образовательной среды.

Учитель: Справа от нашей радуги яркое улыбающееся солнышко – это наши ожидания от сегодняшней встречи. Что не хватает солнышку? (Лучей). Давайте на каждом луче напишем, что каждый из вас ожидает от сегодняшнего занятия.

На другой стороне  – мрачная, серая туча. Из неё выливается по капле дождь.  Это наши опасения. Напишите на каплях, какие опасения есть у вас перед началом работы?

Дети прикрепляют на доску опасения и ожидания, создавая тем самым безопасную образовательную среду.

Учитель: У нас с вами получился своеобразный прогноз погоды! Давайте постараемся, чтобы наши опасения в процессе работы исчезали, а ожидания – сбывались и радовали нас!

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ  ЭТАП.

Учитель: С этого года у нас отмечается  Международный  день счастья. Дата празднования – 20 марта – подобрана не случайно. 20 марта – это день весеннего равноденствия. В этот день движение Солнца таково, что день равен ночи практически на территории всей планеты. Это символизирует мысль, что на счастье имеет равные права любой житель Земли, вне зависимости от расы, цвета кожи или места его жительства. Тема счастья  во все времена волновала людей. Психологи и социологи,  художники  и писатели,  философы и учёные задумывались над тем, что же такое «счастье».

У  нас сегодня есть замечательная возможность – поразмышлять и сделать свои собственные выводы!

2.1.Совместное составление «Образа счастливого человека».

Вспомните, когда вы были счастливы.

Опишите своё состояние:  какие чувства, эмоции, переживания вы испытывали?

Можно ли отличить в толпе счастливого человека

Какой главный атрибут счастливого человека?

Нарисуйте словесный образ (портрет) счастливого человека.

Вывод: Счастливые люди очень похожи. Бодрые, улыбающиеся, энергичные. Это люди, по лицу которых  видно, что у них  всё хорошо. Счастливый человек как будто светится изнутри. Ему  нравится, как он живет. Он  радостно показывает всем, что ему это нравится, он нравится сам себе. Он влюблен в жизнь.  Главный атрибут счастья – улыбка.

Учитель: Своими размышлениями вы сейчас подтвердили вывод, который делают психологи:  все счастливые люди – одинаковы.

2.2.Обсуждение вопроса: Меняется ли понимание счастья с возрастом?

Учитель: Вы заметили, что вы вспомнили, но не  озвучили момент, когда вы были счастливы. Я просто уверена, что каждый из вас представил свой момент счастья в определённом периоде вашей жизни.

Поделитесь – в каком возрасте,  в какой момент вы были счастливы?

Какие  предметы  “притягивало” ваше счастье?

Как вы думаете, меняется ли понимание счастья  с возрастом?

Вы сейчас подтвердили своими рассуждениями вывод, который сделали социологи (люди, изучающие  большие и малые группы людей, их поведение, образ жизни в обществе) – для каждого возраста  своё счастье.

2.3.Размышления  о подходах к пониманию счастья.

Учитель: Каждый из вас был счастлив при встрече с разными предметами, людьми, событиями. Значит ли это, что существуют разные подходы к пониманию счастья?

Включаются  по очереди 3 отрывка – фрагмента из мультфильма «Летучий корабль», где рассматриваются разные подходы к понятию «счастье»: счастье – это материальное благополучие, счастье – это тепло и уют семейного очага, счастье – это забота о близких людях.

Работа с каждым фрагментом идёт по плану:

1. Просмотр отрывка.

2. Размышления детей – о каком счастье идёт речь.

3. Связь с литературными персонажами. (Кто из известных вам литературных персонажей был счастлив именно на этом уровне?)

4. Связь с личным опытом – на примере двух последних отрывков.  (Встречались ли вам люди, для которых именно этот уровень счастья был основным в жизни?).

2.4.Составление индивидуальной формулы счастья.

Включается отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон», в котором Карлсон ставит перед учащимися проблемный вопрос: А в чём же счастье?

Учитель: Сейчас каждый из вас попробует составить формулу. Где мы встречаемся с формулами? (На уроке математики). Ваша формула будет не простая. Это будет формула вашего счастья. Нарисуйте на серединке цветка символ, знак, образ  вашего счастья.

Дети рисуют символ счастья на серединке цветка.

Учитель: Продолжаем составлять формулу. Возьмите необходимое для вас количество лепестков нужного  вам цвета и напишите на них составляющие вашего счастья. Прикрепите их к серединке цветка.

(Дети прикрепляют выбранное количество лепестков определённого цвета и прикрепляют их к нарисованной серединке с символом счастья).

Поделитесь своей формулой счастья, прикрепив свой  цветок на наш  большой лист. Кто хочет озвучить свою формулу счастья?

Почему  у всех получились разные формулы? (Счастье для каждого своё. Своего цвета, размера, формы).

Что встречается почти у всех? (Счастье невозможно без близких людей, друзей, семьи, душевной доброты, помощи  близким и т.д.).

III. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.

Учитель: Посмотрите, какая разноцветная полянка  счастья получилась в нашем классе. У каждого  оно своё, ведь вариантов счастья столько, сколько людей на Земле. Но получившаяся замечательная разноцветная палитра красок на нашем листе создаёт радостное счастливое настроение!

(Работа с ожиданиями и опасениями: с каплями дождя и лучами солнца).

Исчезли ли ваши опасения?

Оправдались ли ваши ожидания?

Солнце  дарит вам свою улыбку!

(Переворачивается солнышко ожиданий другой стороной – там улыбающееся солнышко).

Пусть его лучи согревают вас и помогут нам подвести итог работы.

Попробуйте расшифровать слово «луч», используя следующие значения букв этого слова.

На доске – расшифровка букв слова «луч».

Л –  легко было…

У –  узнал…

Ч –  что хочу пожелать для счастья…

Свои ответы напишите  или изобразите в виде символов, знаков на листе бумаги. Приготовьтесь поделиться с нами, если захотите.

(Высказывания детей по занятию).

Будьте счастливы! Получайте удовольствие от пребывания на земле, любите, дружите, творите и делайте вокруг себя счастливыми людей! Всегда помните: разноцветное счастье всегда с вами! «Если хотите быть счастливыми  – будьте  ими!»

Звучит песня « Мы желаем счастья вам!».

Наталья Конина, учитель начальных классов средней школы №23 города Коврова Владимирской области


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt