Специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) проанализировали работы участников ЕГЭ по русскому языку 2019 года и рассказали, какие задания вызывают наибольшие трудности у выпускников.
Рособрнадзор продолжает публиковать серию методических рекомендаций по подготовке к ЕГЭ. Сегодня в ведомстве представили обзор по русскому языку от специалистов ФИПИ, которые проанализировали результаты экзамена 2019 года.
По словам экспертов, большинство экзаменуемых успешно выполняют задания базового уровня сложности. Исключение составили задания, требующие проведения орфографического и пунктуационного анализа. Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо было проанализировать, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, определить структуру слова. Задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения.
В экзаменационной работе 2019 года был расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений, расширен языковой материал, предлагаемый для орфографического анализа.
По итогам проверки выяснилось, что задания по орфографии и пунктуации участники выполнили хуже, чем их предшественники в предыдущем году. Как показывает статистика, самой сложной орфограммой оказалось правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Успешность выполнения нового задания, нацеленного на пунктуационный анализ на основе лингвистических знаний из области синтаксиса и пунктуации, также была невысокая и составила 32%.
В экзаменационной работе 2019 года уточнили формулировку задания с развёрнутым ответом и критерии оценивания ответов на это задание. Ребята успешно справились с заданием. Но при этом, отмечают специалисты, как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции.
Наибольшие трудности при понимании текста возникают у пишущих при проведении смыслового анализа художественного и научно-популярного текста, где основная мысль часто явно не выражается. В целом, на качественно высоком уровне умеют излагать проблему, поставленную автором, и убедительно комментировать ее только треть экзаменуемых.
\”Это говорит о том, что следует больше внимания в процессе изучения русского языка в школе уделять совершенствованию умения понимать мысли других людей и способности выразить свои, учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. Эти умения формируются при изучении не только русского языка\”, – говорится в рекомендациях ФИПИ.
По словам экспертов, проблемы, выявленные при анализе результатов ЕГЭ, могут быть устранены только в том случае, если в школе при изучении всех предметов будут соблюдаться единые подходы к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности, проводиться работа по предупреждению ошибок, связанных с нарушением лексической сочетаемости слов, употреблением слов в несвойственном значении.
Как утверждают разработчики ЕГЭ, одним из главных требований в организации учебной деятельности должно быть постоянное внимание к разнообразным языковым значениям.
\”Результаты ЕГЭ 2019 года еще раз доказывают то, что подготовка к сдаче единого государственного экзамена не может заменить целостное изучение предмета. Поэтому для успешной сдачи ЕГЭ необходима серьезная работа на протяжении всего периода обучения русскому языку\”, – резюмировали эксперты.
Ранее специалисты ФИПИ дали рекомендации по подготовке к ЕГЭ по химии, литературе и китайскому языку.
По информации obrnadzor.gov.ru
Фото Вадима Мелешко
Комментарии