search
main
0

Работа над ошибками. Мудрый совет. Выпуск 45

Утром услышала радиопередачу ко Дню учителя. Школьники отвечают на вопрос корреспондента о пожеланиях педагогам. «Пожалуйста, пусть не кричат на детей!» Мой отец, преподаватель с большим стажем, сказал важную вещь в начале моей педагогической работы: «Достаточно крикнуть на ребенка один раз, чтобы полностью лишиться его доверия».

У нас в семье никогда не кричали на детей и не наказывали их. Когда старшая дочка пошла в школу, она в первый же день прибежала домой в большом возбуждении: «Мама, учительница почему-то все время кричит на детей! А еще ребята рассказывают, что их дома… \”пороют\”, что это?!» Попробуем представить себе, какой шок испытывает в школе ребенок, на которого дома никогда не кричали и кого дома никогда не пороли… Заметим, что профессиональные качества педагогов и знание предмета учащихся не волнуют. Они замечают только чисто человеческие черты, плохое или хорошее отношение к детям.

Начав работать в школе уже в зрелом возрасте, я пришла к выводу, что достаточно один раз поставить малышу «двойку», чтобы вызвать неуверенность в себе и нелюбовь к учебе, которые позднее перерастают в равнодушие. Английский язык в специализированной школе начинают учить со второго класса, то есть ученики уже имеют опыт. «А вы ставите «двойки» за каждую ошибку?» – с волнением спрашивают дети уже на первом уроке. Сначала я отвечала, что мы еще даже не приступили к первой теме и оценки пока ставить не за что. Потом изучила ситуацию и предложила в своих вторых классах простые методы оценивания. Оценок всего три: Very good, Good, Again. Поняв, что у них всегда есть шанс поработать над ошибками и попробовать сделать упражнение снова, ребята успокоились, перестали бояться делать ошибки, стали думать о том, как выполнить задание, а не о том, что могут не справиться.

Однако четвертные оценки никто не отменял. Избавив учащихся от страха перед плохой оценкой, которая часто влечет за собой отчитывание неуспевающего ученика перед всем классом и наказание дома, используя простую и понятную систему текущих оценок, можно добиться высоких результатов и постепенно перейти на традиционную пятибалльную систему. Сначала выставляем «отлично» сильному школьнику, затем постепенно подтягиваем к высокому уровню «хорошиста», потом поощряем бывшего «троечника».

Не забываем: если на начальном этапе обучения ученики не в состоянии правильно выполнить контрольные упражнения, возможно, мы неправильно объясняем тему, не учитываем специфику возраста. Еще один важный момент – согласование новой системы отметок с начальством. Я не занималась самодеятельностью. Получив впервые в жизни вторые классы и услышав вопросы детей, поняв причины их волнений и страхов, я обратилась к директору и завучу школы и предложила провести эксперимент. В конце первой четверти ко мне на уроки пришло около двадцати взрослых – директор, завуч, заведующая кафедрой, учителя, специалист из управления образованием… Результат был признан положительным.

Мне кажется, нужно изменить систему оценок в младших классах в целом, а не только по одному предмету. Допустим, четвертная контрольная состоит из четырех разделов. Проверяя, вы замечаете, что ваш ученик одно задание сделал полностью правильно, во втором допустил одну-две ошибки, третье сделал верно только наполовину, а последнее  не сумел выполнить. Поставьте не одну общую, а четыре оценки. Скажите ребенку:  «Видишь, здесь ты все сделал на «отлично», здесь на «хорошо», а вот тут надо еще поработать». Если посчитать общее количество ошибок и выставить «двойку» или «тройку», школьник не заметит, что какой-то раздел сделан правильно; он посчитает, что не справился с темой в целом.

Получив как-то в новом учебном году пятые классы, я провела традиционную сентябрьскую контрольную на повторение пройденного в прошлом году. Школьная администрация любит устраивать подобные тесты, часто даже без предупреждения. Большинство учеников после длинных летних каникул ничего сразу вспомнить не может. За такие контрольные я бы вообще оценок не ставила, они просто помогают учителю увидеть, кто что-то помнит, а кто все забыл, показывают, над чем надо работать. Немного терпения – и в конце первого месяца учебы картина меняется. Пятиклассник, с первого класса зачисленный всеми учителями в хулиганы, долго смотрел на свою контрольную, а потом уточнил: «Значит, если я вот тут поработаю и сделаю дурацкий пассив правильно, я и за этот раздел получу 5?» Я заверила его, что именно так и будет. К концу четверти он выдал результат «отлично» по всем разделам. Это вызвало такое удивление и недоверие у моих коллег, что завуч вызвала его к себе в кабинет, дала другой вариант контрольной и заставила выполнить все задания при ней, а затем сама проверила работу – и поставила ту же оценку.

Я сделала сообщение на методическом семинаре, но по скептическим лицам своих коллег поняла, что такая система не всех вдохновляет. Между тем дифференцированный подход приносит прекрасные результаты. Дети не боятся делать ошибки, зная, что учитель справедливо оценит их успехи и неудачи, поможет понять, над чем нужно работать. Подобная система помогает и педагогу. Оценив каждый раздел, видишь, что именно ученик усвоил, а что осталось непонятным. Полезно посмотреть на собственные учебные планы, на то, как дается материал в учебнике. Возможно, стоит подумать над объяснениями и упражнениями, перестроить план урока, уделить больше внимания теме, которая оказалась сложной для данного класса или отдельного ученика. Если какую-то тему не усвоил целый класс, значит, неверно выбран способ подачи материала. Если дело только в одном-двух учениках, стоит проанализировать причины их неудачи. Бывает, ребенок отстает в развитии; может быть, причины отставания в болезни.

Известен и следующий психологический эффект: достаточно поддержки единственного взрослого, чтобы ребенок поверил в свои силы.

Естественно, есть случаи, когда ребенок испытывает сложности, часто по всем предметам, и/или имеет серьезные отклонения в психике и физическом здоровье. Поняв причины, мы можем работать над мерами по их устранению. Ошибки не нужно усугублять, за них не нужно ругать, их нужно стараться исправлять. Конечно, любые наши усилия могут оказаться бесполезными. Но сама наша профессия предполагает веру в способности школьников усвоить программу. Да и мы сами стали педагогами потому, что надеемся посеять разумное, доброе, вечное в умах и душах наших учеников.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте