Карелия готовится к принятию профицитного бюджета на 2019 год, но вместе с тем в республике продолжается оптимизация в сфере образования — несмотря на протесты населения. Последние новости касаются среднего профессионального образования: несколько техникумов и колледжей планируют объединить уже к 2019 году. Дополнительное образование тоже под ударом — Карелия лишится Республиканского центра детско-юношеского туризма.
Виток жесточайшей оптимизации
На очередном заседании Законодательного Собрания Карелии на минувшей неделе депутаты задали главе республики Артуру Парфенчикову вопросы, связанные с социальной сферой. Руководитель региона заявил, что для финансирования образования и медицины необходимы миллиарды.
Депутат Эмилия Слабунова, в прошлом директор лицея №1 Петрозаводска, назвала происходящее \”витком жесточайшей оптимизации\”.
— У нас на аутсорсинг выводится техперсонал в школах, что чревато несоблюдением санитарных норм. У нас Питкярантский район будто хотят стереть с карты республики. Практически ежедневно получаю [оттуда] сообщения обо всех бедах и проблемах, начиная от больниц и филиалов учебных заведений. Теперь там пять детских садов соединяют в один в результате оптимизации. Зачем новая волна такой жесточайшей оптимизации, которую сложно считать приведением системы к ее оптимальным значениям? Это уже уничтожение, за которым будет следовать и дальнейший отъезд жителей из республики и потеря стимулов к жизни, – сказала она.
Эмилия Слабунова напомнила также о ситуации в поселке Тикша Муезерского района Карелии. В интернете появилась информация о том, что с 1 января 2019 года там будет закрыта школа. Артур Парфенчиков подтвердил этот факт. Карельские власти считают, что лучше возить детей учиться в поселок Ледмозеро того же района, где в этом году открылась новая школа.
— Это совершенно правильная ситуация, когда мы с вами закрываем школу в Тикше. Вы меня извините, я не понимаю, как можно обучать ребенка, если он один в классе. В 30 километрах от Тикши находится суперсовременная школа, где есть условия сопоставимые для обучения — не каждая московская школа может предоставить такой пакет услуг образования, в том числе дополнительного, — заявил глава республики. — Я сам проехал [от Тикши до Ледмозера], дорога будет улучшаться. Через несколько недель дорога станет федеральной, мы обязательно попросим дорожников обратить внимание на участок Тикша-Ледмозеро, хотя в принципе он в нормальном состоянии. Максимум 30 минут идет автобус. Мы купим новый автобус для школы. Что мы выберем? Чтобы 15 детей учились в полуразрушенной школе, где нет ни учителей физики и химии Мне дети писали в соцсетях, спрашивая, когда нашу школу закроют Сегодня дети час добираются в больших городах до учебного заведения, выбранного родителями, а здесь полчаса на новом автобусе.
Помимо плохого состояния дороги, местных жителей волнует и то, что перемены придут в середине учебного года. Наконец, в Тикше уверены: если уйдет образование, умрет и сам поселок.
Вопрос состояния карельских дорог, по которым возят школьников, в республиканском парламенте поднимался не раз. И плохая дорога в Муезерском районе — ни для кого не новость. Оптимизацию, о которой власть говорит со знаком плюс (ведь детей переводят в современную школу) не подготовили – не сообщили вовремя местным жителям, не отремонтировали дорогу, не решили судьбу учителей.
Эмоции Артура Парфенчикова
Артур Парфенчиков, комментируя ситуацию, не скупился на эмоции, в том числе, позволил себе высказать сравнение, имеющее отношение к детям особой заботы: \”У нас дети в сельских школах вырастают в искусственных аутистов. Ребенок десять лет сидит один в классе!\”. Он посетовал, что у сельских детей нет одноклассников: \”Подраться, извините за выражение, не с кем, ему в футбол сыграть не с кем, ему дружить не с кем, у него школьного друга нет! Ребенок в школе получает не только собственно программу знаний, он получает навыки социального статуса, общения\”.
К слову, эмоции Артура Парфенчикова стали одной из самых популярных тем повестки региональных и федеральных СМИ сегодня. В личной переписке с жительницей поселка Суоёки Суоярвского района Анной Власовой, пожаловавшейся на закрытие детсада, глава региона заявил, что \”невозможно открыть в поселке ясли для одного ребенка\”.
\”Такого даже в Петрозаводске нет. Сидите [в декрете] до трех лет, договаривайтесь с бабушками, нанимайте няню. Как все поступают. Исполнится ребенку три года, возите его в Суоярви\”, — цитирует Артура Парфенчикова интернет-журнал \”7х7\”.
Анна Власова, в свою очередь, сообщила, что в поселке есть как минимум восемь детей ясельного возраста, а расстояние от Суоёки до Суоряви — 28 километров. \”Вы своих трехлетних внуков за 25 км отправили бы? До трех лет сидела бы с ребенком дома, но на 57 рублей, извините, не проживешь! К вам обращаться не стоит больше никогда! Бесполезно!\” — публикует фрагмент переписки \”7х7\”. От имени Артура Парфенчикова ей в ответ пришла фраза: \”Пусть о вашем ребенке отец его, деды думают\”. СМИ уже сравнили эти высказывания с выступлением директора департамента молодежной политики Свердловской области Ольги Глацких. Она заявила школьникам, что государство им \”вообще ничего не должно\” и не просило их родителей рожать. После этого чиновника отстранили от работы.
Сегодня на официальной странице Артура Парфенчикова \”Вконтакте\” был опубликован комментарий по этому поводу. В нем глава региона называет цитаты \”вырванными из контекста\”.
\”После публикации Анной части нашей переписки в паблике, не сдержался и допустил эмоциональную реакцию. Но был честен. Мы не можем построить в поселке детский сад или открыть ясли для одного-двух детей, как того просят родители, отказавшиеся от подвоза их детей в соседние населенные пункты\”, — объяснил свои слова руководитель.
Спасти села от медленного угасания
Новую школу на 330 человек в поселке Ледмозеро, в которую планируется возить детей из Тикши, открыли в этом году. На 1 сентября в ней обучалось 210 детей. Ей прочат стать \”школой-комбинатом, куда начнут привозить детей из соседних населенных пунктов\”. Однако эксперты отмечают, что важно не только открывать школы, но и ремонтировать дома культуры, создавать инфраструктуру в поселках, и не в одном, а в каждом.
В октябре в Карелии состоялся всероссийский научно-практический форум, на котором обсуждалась ситуация с образованием на селе. Участники форума констатировали, что социальных проблем в негородской местности становится все больше.
Эксперты уверены в том, что школы на селе необходимо спасать, потому как это сохранит и населенные пункты от медленного угасания. Помочь малокомплектым школам искать решение наболевших вопросов и консультировать управленцев, принимающих решение, готова Ассоциация сельских школ Республики Карелии.
Фото автора
Комментарии