search
main
0

Против наркотиков – по доброй воле

\”Мы выбираем жизнь!\” Под таким названием в Нижегородской области прошел форум руководителей волонтерских объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни. В нем приняли участие около 100 педагогов, среди которых руководители и кураторы волонтерских объединений более чем из 40 муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, социальные педагоги, школьные психологи и районные подростковые наркологи – словом, все, кто работает над решением труднейшей проблемы – препятствует распространению наркомании среди несовершеннолетних.

О том, насколько серьезны ее масштабы, свидетельствовала озвученная статистика. Ее, по мнению специалистов, можно смело умножать на 7-10, поскольку выявление наркозависимых происходит не в начальный период приобщения к психотропным средствам, а на поздней и порой уже весьма запущенной стадии.

О необходимости взаимодействия всех работающих с детьми и подростками структур, говорила, открывая форум, Марина Смирнова, исполняющая обязанности директора детского оздоровительно-образовательного центра Нижегородской области «Дети против наркотиков». Не менее важно, по ее мнению, привлечение к профилактике и формированию здорового образа жизни подростковых и молодежных волонтерских организаций: «Наш опыт показывает, что никто лучше сверстников не объяснит подростку, насколько интереснее жить, чувствуя себя включенным в круг позитивно и творчески относящихся к жизни единомышленников».

Какие способы антинаркотической пропаганды лучше всего использовать в молодежной среде, собравшиеся узнали на мастер-классах специалистов центра и координаторов общественных организаций. В ходе обсуждения и обмена опытом было уделено внимание и существующим технологиям продвижения социальных проектов, и важной роли социальных сетей в деле формирования неприятия зависимости, и перспективам развития волонтерского движения в регионе.

Большой интерес вызвал мастер-класс «Трансформер». Федор Стрыгин, представлявший на форуме благотворительный фонд «Нижегородский», вместе с участниками форума разрабатывал оригинальные идеи будущих проектов. Возможно, кто-то из участников, вернувшись в свои школы или учреждения дополнительного образования, сразу же возьмется за их реализацию.

Перед педагогами выступили представители силовых государственных структур, специалисты Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области. Они не только рассказали о возможностях антинаркотического интернет-урока, разработанного специалистами службы, но и ответили на вопросы аудитории.

А вопросов было много. Педагогов интересовали как внешние признаки и изменения поведенческих реакций, свидетельствующие о начале употребления наркотиков, в том числе легких, которые должны насторожить взрослых, так и организационные вопросы. Был, например, вопрос, почему педагоги должны из своих скромных средств оплачивать 200 рублей за получение справки, подтверждающей, что они не состоят на учете в наркологии. Оказалось, что сотрудники Госнаркоконтроля тоже должны представить такую справку по месту службы и тоже оплачивают ее за свой счет. Многих интересовали нюансы исполнения некоторых предписаний и постановлений в школьной практике, в том числе проведения анонимного тестирования. Далеко не все родители понимают его важность, враждебная позиция некоторых их них и жалобы в вышестоящие организации препятствуют выявлению наркозависимых (то есть, по сути, потенциальных распространителей наркотиков в школе).

Работа с группой риска требует большего внимания и более продуманных методик, сетовали педагоги-практики, а большинство роликов, к сожалению, рассчитаны на детей благополучных, не склонных к тому, чтобы попробовать алкоголь или наркотические средства. Но даже у них после просмотра профилактического ролика может появиться интерес к запрещенному продукту, соблазн испытать невиданные ощущения. Как здесь не переборщить? И как быть с теми, кто уже попробовал травку? Как отбить у них охоту и интерес? Это волновало собравшихся больше всего, и Елена Анатольевна Данилина, начальник отдела УФСКН России по Нижегородской области, на этот вопрос ответила честно и определенно: «Ни силовые органы, ни школа без усилий со стороны всего общества, и в первую очередь родителей, не смогут решить эту проблему, потому что причины ее лежат очень глубоко и появились задолго до сегодняшнего дня. Только настоящая любовь родителей, действенная, внимательная, не знающая передышек и усталости, направленная не на обеспечение материального достатка, а на внутреннее самоощущение ребенка, сможет противостоять угрожающему злу». Она посоветовала всем педагогам обратить особое внимание на работу с родителями, которые часто бывают не готовы не только принять сложную ситуацию, но даже оценить степень ее серьезности. Надо признать, тотальная инфантилизация взрослой части общества, нацеленность большинства населения на получение удовольствий способствует тому, что дети нередко остаются за бортом родительского внимания, что для наркомании самая благодатная почва.

Это с одной стороны. С другой, существующее законодательство препятствует тому, чтобы школа предпринимала активные шаги к выявлению наркозависимых и эффективно, как и требуется, работала с группой риска – вся деятельность социального педагога, районного нарколога и психолога носит исключительно рекомендательный характер. И вот тут разговор неизбежно переходит из законодательной плоскости в другую, ничем не регламентированную сферу. И, говоря о борьбе с наркоманией, нельзя не затронуть понятия профессиональной чести. О возрождении этого понятия говорится в последнее время немало, но реально ситуация не меняется: у педсообщества по-прежнему как не было, так и нет возможности поддерживать настоящих, неравнодушных к судьбам детей учителей. Речь не идет даже о моральном поощрении таких педагогов, не то что о материальном. Пока работает принцип самовыдвижения и самопиара, пока об эффективности работы школы судят по количественным показателям (в том числе по количеству состоящих на учете в КДН детей), ситуация не изменится радикально. А ведь там, где школьные педагоги видят, что с ребенком не все благополучно, и не отгораживаются от проблемы, а сообща, последовательно и ежедневно, не опуская рук, не отвлекаясь на другие «более важные дела» (отчеты и собственные портфолио) ищут способ помочь ему, детей удается уберечь от зла.

Выходит, что чем больше рядом с подростками неравнодушных людей, причем не важно, социальных педагогов, психологов или предметников, тем больше у них шансов вырасти здоровыми и благополучными.

О том, что нижегородский форум собрал именно таких заинтересованных людей, свидетельствовала доброжелательная и доверительная атмосфера, царившая в этот день в центре. Многим было приятно встретиться с единомышленниками, поделиться с коллегами своими трудностями и сомнениями. Поэтому и специалисты выступали очень неформально, уважительно и демократично, с большой готовностью шли навстречу практикам – давали конкретные советы и рекомендации о том, как работать с детьми и подростками в сложных случаях. Нет сомнения в том, что такой формат общения наиболее продуктивен. Он дает всем практикам заряд энергии, убеждает их в том, что они не одиноки.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте