search
main
0

Проект на тему «Яркий как радуга, меткий как стрелы, задушевный как песня над колыбелью…» для студентов системы СПО.

Технология: творческая мастерская.

Цели проекта:

– способствовать развитию и поддержанию интереса к изучению родного языка посредством обращения к современным информационно-коммуникационным технологиям;

– способствовать воспитанию любви и уважительного отношения к родному языку и художественной литературе в результате приобщения студентов к лучшим образцам отечественной культуры (музыкальной классике, живописи, современному киноискусству);

– способствовать развитию общеязыковых и профессиональных компетенций будущего специалиста.

Задачи проекта

а) образовательные:

– пробуждение у студентов интереса к художественному слову и изобразительно-выразительным средствам языка посредством обращения к творческой проектной технологии;

б) практические:

– формирование познавательной мыслительной активности;

– формирование общеязыковых и профессиональных компетенций;

– развитие стремления к самообразованию и умения принимать самостоятельные решения;

– участие в поисково-исследовательской деятельности;

в) воспитательные:

– воспитание уважительного отношения к родному языку как составная часть патриотического воспитания;

– приобщение к лучшим образцам отечественной культуры (музыкальной классике, живописи и киноискусству) как составная часть духовно-нравственного воспитания;

– формирование интереса и уважения к художественной литературе;

г) развивающие:

– расширение кругозора и словарного запаса;

– гармоническое сочетание поисково-исследовательской деятельности и творческой проектной деятельностью, связанных с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи посредством привлечения информационно-коммуникационных технологий;

– способствование прочному усвоению знаний, умений и навыков посредством участия студентов в проектной технологии, требующей от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения;

– формирование умения вести учебный спор, диалог, решать учебную задачу;

– развитие духовно-нравственной личности посредством приобщения к художественной литературе;

– формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, коммуникативных способностей, памяти, эмоциональной устойчивости, т. е. современных ключевых компетенций.

Цели и задачи внеурочной деятельности учителя и ученика, способы достижения поставленной цели.

Планируемые результаты:

– познавательные УУД: коллективное формулирование познавательной цели и поиск учебного материала и дополнительной информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме;

– личностные УУД: развитие личностных качеств посредством участия в проектной деятельности и решения нестандартных задач;

– регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

– коммуникативные УУД: планирование внеучебного сотрудничества с преподавателем и однокурсниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения:

I. Технические средства обучения:

1. Интерактивная доска.

2. Видеопроекционный комплекс.

3. ПК.

II. Приложения: внешний съемный носитель: Kingston: Microsoft Office PowerPoint 2010: слайды презентации.

III. Методическое обеспечение:

1. Методическая разработка мероприятия – презентации.

2. Книжная выставка:

– Произведения отечественных писателей и поэтов.

– Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1987.

Методы, приемы:

– объяснительно-иллюстративный;

– проблемного изложения (частично-поисковый: решение выдвинутой преподавателем проблемы);

– создания нового творческого продукта;

− проектный.

Информационное обеспечение:

Основные источники:

1. Энциклопедия литературных героев: Русская литература второй половины XIX века. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.

2. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). – 2-е изд. – М., 1972.

Дополнительные источники

Интернет – ресурсы:

1. Изображение «Учимся вместе»:

http://luzan.ucoz.ru/load/animacionnye_kartinki_na_shkolnuju_tematiku/29

2. Изображение «Открытая книга»: http://otvet.mail.ru/question/69455947

3. Изображение «Радуга»: http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Kartina-urok/003-Ljubov-k-russkomu-jazyku-prirode-rodnogo-kraja-iskusstvu-znachitelno.html

4. Портрет А.Н. Толстого: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:ANTolstoy.jpg?uselang=ru

5. Портрет Паустовского:

http://www.segodnya.ua/ukraine/hlavnomu-vuzu-ctrany-%E2%80%94-175-vypuckniki-i-lehendy.html и т.д.

Внутрипредметные связи:

– лексика: семантика устаревших слов;

– стилистика: изобразительно-выразительные средства языка;

– развитие речи: связность речи.

Межпредметные связи:

− Русский язык и культура речи.

– Русская литература.

– Музыка.

Ход внеклассного мероприятия.

Слайд 1: «Я на речке молотила…».

1. Просмотр музыкального фрагмента видеофайла «Я на печке молотила…» в исполнении хора Пятницкого для создания эмоционального настроя встречи.

2. Вступительное слово преподавателя.

Слайд 2: «Титульный слайд» с музыкальным сопровождением.

Преподаватель: Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех на встрече в творческой мастерской: «Яркий как радуга, меткий как стрелы, задушевный как песня над колыбелью…».

Слайд 3: «Яркий как радуга, меткий как стрелы, задушевный как песня над колыбелью…».

Студент: Алексей Николаевич Толстой, русский советский писатель и общественный деятель, писал: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь».

Преподаватель: Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем русские народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с русской классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова как, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищение словом, радость от прикосновения к родникам русской культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости.

Русский язык богат многовековой историей,  он разнообразен, певуч и мелодичен, не зря его называют «богатый русский язык», ведь богат он огромным словарным запасом

Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир.

Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура».

Слайд 4: «Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

К.Г. Паустовский писал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

Соведущий: В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны, помогает реализовать себя в профессии.

Любая профессия требует присутствия у человека профессионально важных качеств: внимание, аккуратность, хорошая память, коммуникативные способности, принципиальность, аналитические способности, эмоциональная устойчивость.

Важную роль в профессиональной реализации играет умение пользоваться, по словам, А.Н. Толстого, «неисчерпаемо богатым, умным поэтическим… орудием… своего великого будущего»,  реализующимся в речи человека.

Речь сама по себе дает человеку уникальную возможность для общения и взаимодействия с окружающими. При трудоустройстве речь кандидата имеет особое значение, работодатель обязательно обратит на нее внимание. Ведь во вверенном ему коллективе он желает видеть сотрудников с грамотной речью, людей, умеющих четко и последовательно излагать свои мысли.

Слайд 5: «…все зависит от того, не что сказать, а как сказать».

Студент: Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим  все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» – спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать».

Слайд 6: «Правильная речь – залог успешной будущей профессиональной карьеры».

Преподаватель: Действительно, ни для кого не секрет, что от эффективности взаимодействия людей и навыков их общения зависит многое: получение  желаемой профессии, создание семьи, достижение намеченных результатов и целей и многое другое.

Соведущий: Именно через речь (вербальное общение) воспринимается 45% информации. Через мимику, жесты, позы (невербальное общение) усваивается 55% информации.

Преподаватель: Во многом успех будущего специалиста зависит от того, насколько собеседник умеет поддержать разговор, демонстрировать навыки активного слушания и грамотно говорить. Грамотная, правильная речь – залог успешной будущей профессиональной карьеры.

Слайд 7: «Исследования социологических компаний».

Соведущий: Исследования социологических компаний показывают, что карьерный рост и преуспевание сотрудников на 15% зависят от профессиональной компетентности и на остальные 85% – от умения общаться и ладить с коллегами.

Собеседник обязательно обратит внимание на культуру речи: правильное построение предложений, изложение мыслей, дикцию и манеру говорить.

Преподаватель: Успех любой деятельности человека зависит, конечно же, от многих факторов: от уверенности в себе, которая складывается из уровня самооценки, жизненного опыта, образа мышления и ожиданий от жизни. Помните, что любое ваше достижение (достижения в спорте, умения вкусно готовить, помогать родителям по дому или просто хорошо учиться) формирует профессиональные и общеязыковые компетенции.

3. Творческий видеоотчёт: «Активная жизненная позиция – залог успешности специалиста».

Слайд 8: «Активная жизненная позиция – залог успешности специалиста»: демонстрация студенческого фильма.

Преподаватель: Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Вот только обращаться с ним нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.

4. Исследование: «Мое отношение к сквернословию».

Соведущий: Богатство и разнообразие языка проявляется в лексике. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, но и выразить самые разнообразные оттенки значения. Сосчитать все слова невозможно.  17 томов Словаря современного русского литературного языка включают в себя чуть более 120 тысяч слов. Толковый словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым, – 60 тысяч слов и фразеологических выражений. Обычному человеку достаточно для общения 4-5 тысяч слов. Однако, чтобы речь была эмоциональной, выразительной и разнообразной, нужно умело использовать в ней синонимы, антонимы, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.

Слайд 9: «Эллочка Людоедка»: демонстрация видеофрагмента художественного фильма «Двенадцать стульев» по одноименному произведению И. Ильфа и Е. Петрова.

Преподаватель: Многие из вас узнали героиню – Эллочку Людоедку. Эллочка Щукина, по прозванию Людоедка, как мы видим, в своей жизни легко и свободно обходилась тридцатью словами, фразами и междометиями, придирчиво выбранными ею, по словам автора, из всего великого, многословного и могучего русского языка. Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов…

К сожалению, у нее, как и у некоторых современных молодых людей, все очень просто. Ею руководят не чувства, а рефлексы и инстинкты. Перед нами – примитивное существо, которое ни разу не задавало себе вопроса: «Кто я? Зачем пришла в этот мир?». Нет глубоких чувств, и поэтому Эллочке и подобным ей не нужны настоящие слова, отражающие эти эмоции.

Соведущий: Сегодня существует такое мнение, и не беспочвенно, что русский язык нужно спасать, в буквальном смысле этого слова.

Вы, наверное, заметили, что вам становится все труднее читать книги наших замечательных классиков.

Наверное, потому что многие прекрасные слова исчезают из нашего языка, а с ними исчезают и прекрасные образы, созданные великими мастерами пера.

Красивый русский язык становится для старшего поколения воспоминанием, а для вас, подрастающего поколения, диковинкой.

Удивляться нечему – мы погрязли в такой агрессивной языковой среде, в которой не выживает ничего ласковое, приветливое, благозвучное. А то, что мы слышим по телевидению, на улице, а иногда и в семье – все это не имеет ничего общего не только с литературным языком, но и просто с русским языком.

Преподаватель: Слишком уж серьезной и злободневной стала для нас проблема, которую мы предлагаем сейчас обсудить.

Говорить мы будем о явлении, довольно распространенном в обществе и, в частности, в молодёжной среде – о сквернословии.

Очень часто мы слышим сквернословие на улице, с экранов телевизоров, в стенах техникума. Общаясь друг с другом, вы даже не замечаете, как употребляете в своей речи бранные слова.

Слайд 10: «Агрессивная языковая среда».

Преподаватель: Каковы же причины проникновения в речь стилистически сниженной и ненормативной лексики, пределом которой являются матерные и бранные слова?

Посмотрим на этимологию (происхождение) нелитературных слов и выражений, расскажем об истории возникновения и употребления ненормативной лексики, а также о том вреде, какой наносит сквернословие здоровью человека.

Исследование «Причины проникновения в речь ненормативной лексики» представляют студенты-технологи.

Слайд 11: «Происхождение  термина «ненормативная лексика».

Студент 1: Грубонепристойные слова, нецензурная брань, матерщина получили учёное название «ненормативная лексика».

Ненормативная лексика, то есть нецензурные выражения, непечатная брань или обсценная лексика в переводе с лат. obscenus – непристойный, распутный, безнравственный.

Слайд 12: «Происхождение  термина «ненормативная лексика».

Некоторые из нецензурных слов заимствованы славянами в период пограничного и кабального соседства с западными (германскими) и восточными (татарскими, монгольскими) племенами.

Другие получили распространение от вульгарных названий половых органов.

Третьи – от неблагозвучных, непристойных слов, вызывающих чувство отвращения.

В дальнейшем на использование этих слов налагается табу, то есть религиозный запрет: существует представление о том, что употребление запретных слов в речи приводит к реальным бедам и несчастьям.

Слайд 13: «История возникновения и употребления ненормативной лексики: Времена царя Михаила Федоровича Романова».

Преподаватель: Приблизительно двести-триста лет тому назад проблемы массового сквернословия на Руси не существовало. Примерно до середины 19 века сквернословия на Руси не только не было, но это дело считалось уголовно-наказуемым!

Студент 2: Во времена царствования первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича (1596 – 1645) услышать на улице брань было просто невозможно. И при царе Михаиле Федоровиче, и при царе Алексее Михайловиче Романове (1629-1676) – его сыне – за сквернословие полагалось телесное наказание: для всеобщего назидания ругателей на улицах наказывали розгами. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению 1649 года за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

Слайд 14: «История возникновения и употребления ненормативной лексики: Времена Петра I».

Студент 3: Потом пришли другие времена. При великом реформаторе России Петре Первом пьянство вошло в обычай русского народа. Поэтому грубая брань зазвучала сначала в питейных заведениях, а потом выплеснулась на улицы городов.

В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей.

Перед самой перестройкой его подхватила «интеллигенция», особенно гуманитарная.

Преподаватель: Казалось бы, что страшного в том, что люди прекратили лицемерить и говорят «правду» прямо в глаза? Зачем возмущаться, стоит ли говорить о явлении. Оказывается, стоит. И дело не только в нравственности.

Вопрос уже стоит о здоровье нации, причем уже не только о духовном, но и физическом здоровье.

Как же сквернословие влияет на здоровье человека?

Слайд 15: «Влияние сквернословия на здоровье человека».

Сегодня ученые получили новые подтверждения значения ритмов и образов, которые будят в подсознании человека услышанные слова.

Ученые выдвинули предположение и обосновали его на примере многолетнего обследования нескольких групп людей. По мнению ученых, каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на его гены.

Слайд 16: «Наблюдения ученых».

Студент 4: В течение ряда лет ученые вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без ненормативной лексики, вторая – принципиально не использующих в обиходе «крепких» словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У «матерщинников» очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было таково, что люди были признаны на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.

В институте квантовой генетики ученые установили: с помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание речи непосредственно влияет на человеческий геном.

Слайд 17: «Молекулы ДНК отвечают за наследственность человека».

Студент 1: Например, человек постоянно использует в своей речи бранные слова. При этом его хромосомы начинают активно менять свою структуру. В этом случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации». Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению.

Преподаватель: Слово может убивать и может излечивать, если оно доброе. Это обоюдоострый инструмент. Бранная, искаженная речь губительна.

Слайд 18: «Вывод ученых».

Студент 2: Ошеломляющим является вывод ученых: ДНК воспринимает речь и ее смысл. Волновые «уши» ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным героем.

Человеческая клетка состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра. Ядро является основным компонентом всех клеток. Одна из составляющих ядра – хромосомы, а в хромосомах содержится 99 процентов ДНК. Роль ДНК заключается в хранении, воспроизведении и передаче генетической информации. Ненормативная лексика разрушает хромосомы. С изменением ядра меняется качество клетки тела человека. Отсюда болезни физические и психические.

Слайд 19: «Мое отношение к сквернословию».

Преподаватель: Накануне мы провели небольшое исследование – анкетирование «Мое отношение к сквернословию» – и сейчас всех познакомим с его результатами.

Целью анкетирования было проанализировать, каковы сегодня основные причины употребления ненормативной лексики молодёжью, выяснить её отношение к нецензурной брани.

Нами были опрошены будущие технологи. На вопросы анкеты отвечали 25 человек.

Студент 3: На вопрос «Как вы относитесь к употреблению ненормативной лексики?» студенты ответили следующим образом:

– нормально – 12% (3 студента),

– отрицательно – 24% (6 студентов),

– допускаю в компании друзей – 64% (16 студентов).

Студент 4: 16% респондентов (4 студента) на вопрос: «Где и когда вы употребляете ненормативную лексику?» ответили: «В конфликтной ситуации, чтобы оскорбить человека». Сравнительно небольшое количество опрошенных (24% – 6 студентов) ответили: «В повседневных разговорах для связки слов». Не контролируют себя при употреблении ненормативной лексики 52% (13 студентов). Два студента не ответили на данный вопрос.

Подавляющее большинство респондентов (92% – 23 студента) сказали, что знают о юридической ответственности за употребление ненормативной лексики в общественных местах. Два студента из группы не знают о такой ответственности.

Студент 1: На вопрос: «Зависит ли употребление ненормативной лексики в вашей речи от ситуации, в которой вы оказались?» – положительный ответ дали 72% опрошенных (18 студентов). 20% (5 студентов) ответили: «Нет». К сожалению,  только двое студентов – респондентов (8%) заявили, что вообще никогда и ни при каких обстоятельствах не используют ненормативную лексику.

В техникуме при преподавателях стесняются ругаться 32% опрошенных (8 студентов), один студент (4% опрошенных) ругается, невзирая ни на что, 68%  опрошенных (17 студентам) стыдно ругаться матом в любом  месте.

Дома при родителях стыдно ругаться 56% (14 студентам). На вопрос: «Стыдно ли вам ругаться на улице при посторонних» ответили: стыдно ругаться «в любом месте» – 52% опрошенных (13 студентов). 8% (2 студента) ответили, что ругаются, невзирая ни на что. Стесняются употреблять ненормативные слова 40% (10 студентов).

Студент 2: Почти 100% опрошенных студентов часто слышат нецензурные реплики от своих однокурсников, от сверстников. 28% (7 студентов) слышат эти слова от людей старшего поколения. Интересно, что только 4%  участников анкетирования (1 студент), как я отметила выше, ответили, что слышат ненормативную лексику от своих родителей. Считаем это недостоверными ответами, позволяющими рассматривать их признаком стыда за родителей, а это значит, что респонденты относят употребление ненормативной лексики к негативному явлению.

Таким образом, значимым фактором употребления ненормативной лексики является социальная среда.

Студент 3: Респондентов спросили: «Как относятся к употреблению ненормативной лексики ваши друзья?». «Поддерживают» – ответили 0 % опрошенных, 20 % (5 студентов) «не обращают внимания», «удивляются» – 0%, «запрещают другим использовать ненормативную лексику» – 4% (1 студент). 76% опрошенных (19 человек) ответили: «равнодушно», «мои друзья не ругаются», «кто как».

Преподаватель: Отсюда вывод: большинство опрошенных студентов не обращают внимания на ненормативную лексику в речи друга. Они перестали считать его ругательством и используют в качестве повседневных слов. Соответственно друзья перестали делать им замечания, считая это нормальным.

Студент 4: На вопрос: «Как ваши родители относятся к тому, что вы ругаетесь матом в различных ситуациях общения?» 76% респондентов (19 студентов) ответили: «Резко отрицательно», 24% (6 чел.) – «Не обращают внимания, т.е. равнодушно».

В большинстве случаев ненормативная лексика среди молодёжи – это выражение ответной и демонстративной агрессии, раздражения, недовольства, обиды. К сдерживающим факторам употребления ненормативной лексики, в зависимости от ситуации, относятся семья, взрослые, однокурсники, одноклассники.

Преподаватель: Выяснилось, что большинство ребят осуждают эту привычку, но в то же время не скрывают, что иногда позволяют себе употреблять непечатные выражения. Увы, к сожалению, это так.

Пусть каждый из вас сегодня решит, как ему относиться к своему языку. Возможно, наше обсуждение заставит задуматься об этом каждого.

Сегодня мы рассказали об истории возникновения и употребления ненормативной лексики, а также о том вреде, какой наносит сквернословие здоровью человека.

Помните – все, что мы произносим, возвращается к нам обратно, нанося колоссальный вред нашему здоровью, здоровью наших близких и даже наших будущих детей!

Говорите правильно и красиво. Ведь русский язык – самый красивый язык в мире.

Слайд 20: «О скверном и святом».

Преподаватель: У Эдуарда Асадова есть замечательное стихотворение.

Стихи Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923-2004) в 1960-1980-е годы были невероятно популярны среди молодёжи. Миллионы людей читали книги этого поэта – хотя иногда тексты казались наивными, сентиментальными, даже простоватыми.

Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понять

Что слово «мат» идет от слова «мать»,

Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

6. Творческая работа студентов: «Язык художественной литературы».

Преподаватель: Как всё-таки богат наш язык. И в любви на нём можно признаться, и сочувствие выразить, и сюжет пересказать, и просто обругать кого-нибудь. Русский писатель и публицист XX века В. Солоухин писал: «Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи».

По-разному можно использовать богатейшие средства языка, чтобы выразить свои мысли.

Понимать красоту яркого, меткого, выразительного слова, развивать чувство прекрасного помогает нам обращение к художественной литературе. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит средством эстетического воздействия на читателя. Достигается такое воздействие при помощи художественных образов, которые создаются мастерами слова благодаря наличию в языке разнообразных выразительных средств и стилистических приемов. Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение.

Язык художественной литературы воспитывает у читателей любовь к родному слову, учит их понимать красоту родного языка. Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью.

Вашему вниманию будущие юристы представляют исследование «Язык художественной литературы».

Слайд 21: «Творческая работа – исследование».

Студент 1: Сегодня мы представляем вашему вниманию исследование на тему: «Язык художественной литературы».

Студент 2: Цель исследования: знакомство с особенностями языка художественной литературы посредством обращения к современным информационно-коммуникационным технологиям.

Студент 3: Задачи творческой работы:

– формирование уважительного отношения к родному языку и приобщение к лучшим образцам отечественной литературы, музыкальной классике и живописи;

– развитие познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи посредством привлечения информационно-коммуникационных технологий.

Слайд 22: «Язык художественной литературы» с музыкальным сопровождением.

Студент 1: Стиль художественной речи занимает особое место в стилистической системе русского языка. Не многие, может быть, знают, что не все ученые-лингвисты в качестве функционального стиля выделяют художественный стиль, т.е. язык художественной литературы. Эта точка зрения до сих пор является спорной. Почему?

Слайд 23. «Особое место художественного стиля в стилистической системе русского языка».

Студент 2: Известный ученый-лингвист Виктор Владимирович Виноградов писал: «Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями… Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде».

Студент 3: Одной из характерных особенностей художественного стиля, по мнению ученых, является широкое использование авторами  художественных произведений языковых средств разных стилей, в том числе и разговорного. Поэтому художественная речь не представляет собой систему однородных явлений – напротив, она лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, ее специфика зависит от особенностей индивидуально-авторского стиля.

Студент 1: В своих произведениях писатели отображают различные исторические эпохи, знакомят читателей с бытом и духовной жизнью своих героев. Для реалистического воспроизведения действительности, создания правдивых речевых характеристик героев, более точных представлений об определенной исторической эпохе, о том месте, где развивается действие, писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного  языка, но и диалектные, научные и просторечные слова.

В художественном стиле для придания тексту возвышенной торжественной окраски, для создания колорита эпохи широко используются устаревшие слова – архаизмы и историзмы:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

(«Пророк» А.С. Пушкин)

Слайд 24. Демонстрация видеофрагмента: «Пророк» А.С. Пушкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского.

Слайд 25. «В художественной литературе язык занимает особое положение…».

Студент 3: В художественной литературе язык занимает особое положение.

Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Льва Николаевича Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

Воплощению художественных образов на экране помогает современное киноискусство.

Слайд 26. Видеофрагмент из художественного фильма «Калина Красная»: «Письмо матери» Сергея Есенина.

Студент 1: Художественные образы оказывают эмоционально-эстетическое воздействие  на читателей благодаря наличию в языке разнообразных изобразительно-выразительных средств и стилистических приемов. Стилистические приемы создания выразительности художественной речи составляют ядро стилистических средств художественной литературы.

Мы расскажем лишь о некоторых из них.

Некоторые стилистические фигуры созданы на базе конструкций с однородными членами предложения: перечисление, противопоставление, градация, многосоюзие, бессоюзие и др.

Слайды 27. «Градация».

Студент 2: Русский писатель и драматург Михаил Афанасьевич Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» мастерски использует градацию – фигуру речи, основанную на постепенном усилении или ослаблении проявления какого-либо признака или действия: «Ополоумевший дирижёр, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш».

Слайды 28. «Многосоюзие».

Студент 3: Замедляя речь вынужденными паузами, А.С. Пушкин в «Песни о Вещем Олеге» использует многосоюзие для подчеркивания роли слов, создавая при этом единство перечисления и усиливая выразительность речи: «И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы…».

Слайды 29. «Бессоюзие».

Студент 1: Яркий пример бессоюзия, придающего высказыванию стремительность, динамичность, помогающего передать быструю смену картин, впечатлений,  мы видим в стихотворении Александра Блока – одного из наиболее выдающихся представителей русского символизма: «Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет…».

Слайды 30: «Инверсия».

Студент 2: Особенности синтаксического построения простых и сложных предложений являются основанием для многих стилистических фигур речи, таких, как параллелизм, антитеза, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение.

Инверсия – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. В «Пиковой даме» А.С. Пушкина читаем: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова», фраза определяет характер дальнейшего рассказа поставленным в центре предложения словом «карты» и длительным окончанием последнего слова «Нарумов». Если в этой фразе переставить слова и прочесть ее: «Однажды у конногвардейца Нарумова играли в карты» она приобретет совершенно другой характер и слово «карты» теряет тот оттенок значительности, который оно имеет, находясь в центре предложения.

Яркий пример инверсии – начальные строки «Молитвы» М.Ю. Лермонтова: «В минуту жизни трудную…».

Слайд 31. Демонстрация видеофрагмента: романс на слова «Молитвы» М.Ю. Лермонтова на музыку М. Глинки.

Слайд 32: «Риторический вопрос. Риторическое восклицание».

Студент 3: Риторические вопросы – это вопросы, не предполагающие ответа. Они ставятся для того, чтобы привлечь внимание к явлению, эмоционально выразить утверждение.

Напряженность и выразительность речи усиливают риторические восклицания. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя читаем: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!». А в романе  «Мёртвые души» автор восклицает, восхищаясь душой русского человека: «Эх, тройка! Птица тройка!».

Слайд 33: «Тропы».

Студент 1: К выразительным средствам языка относятся не только фигуры речи, но и тропы – слова и выражения, используемые в переносном значении для достижения  большей художественной выразительности.

Слайд 34: «Эпитет».

Студент 2: Эпитет – определение при слове, влияющее на его выразительность, образность, эмоциональность, помогающее слову или выражению обрести красочность, насыщенность.

Поэт-символист, один из виднейших представителей русской поэзии  Серебряного века Константин Дмитриевич Бальмонт в стихотворении «Бретань», создавая образ живописной картины, использует конкретно-точный и поэтический эпитет «свинцовый небосвод»:

Затянут мглой свинцовый небосвод,

Угрюмы волны призрачной Бретани.

Семь островов Ар-Гентилес-Руссот,

Как звери, притаилися в тумане.

Слайд 35: «Сравнение».

Студент 3: Персонаж пьесы А.П. Чехова «Чайка» Тригорин сравнивает облако с роялем. По сюжету он – писатель и собирается включить это сравнение в свой рассказ: «…каждое мгновение помню, что меня ждет неоконченная повесть. Вижу вот облако, похожее на рояль. Думаю: надо будет упомянуть где-нибудь в рассказе, что плыло облако, похожее на рояль».

Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства.

Слайд 36. «Олицетворение».

Студент 1: Присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым – олицетворение. В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин говорит о зиме, как о человеке, о живом существе:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою…

Богатейшие изобразительно-выразительные средства художественной речи, поражающие нас силой звучания,  потрясают яркостью, эмоциональностью, своей точностью.

Слайд 37: «Черновик Лермонтова».

Студент 2: Для многих поколений стихотворение М.Ю Лермонтова «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

В стихотворении «Парус» созданный Лермонтовым трагичный зрительно- эмоциональный образ одинокого паруса рождает у нас сочувствие, стремление приблизиться к нему, понять его. И мы вместе с поэтом начинаем разгадывать тайну паруса вопросами: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..».

Произведения М.Ю. Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Слайд 38: Демонстрация видеофрагмента: романс «Белеет парус одинокий» на слова М.Ю. Лермонтова в исполнении Олега Погудина.

Студент 3: Понять, что такое стиль художественной речи, научиться получать удовольствие от художественного, поэтического слова можно лишь тогда, когда научишься внимательно читать хорошие книги и получать от этого удовольствие.

Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

Слайд 39: Демонстрация видеофрагмента: С. Есенин читает стихотворение «Исповедь хулигана».

Студент 1: Благодарим всех за внимание.

7. Создание нового творческого продукта: «По страницам художественных произведений».

Слайд 40: «Минуты самостоятельного творчества».

Преподаватель: Настали минуты самостоятельного творчества.

Понять, что такое стиль художественной речи, научиться получать удовольствие от художественного, поэтического слова можно лишь тогда, когда научишься внимательно читать хорошие книги. Согласитесь, и для того чтобы обладать грамотной речью, необходимо уделять немало времени чтению художественной литературы.

Мы предлагаем вам принять участие в создании нового творческого проекта: «По страницам художественных произведений».

Продемонстрировать свои знания художественной литературы, проявить творческую инициативу, мыслительную активность вам поможет участие в викторине: «Узнай литературного героя и автора произведения».

Слово студентам-первокурсникам.

Слайд 41: «По страницам художественных произведений».

Студент 1: У многих из вас при слове «грамматика» улучшается настроение?

Бесконечные правила: части речи, члены предложения и разборы, разборы, разборы – морфологический, словообразовательный, фонетический… Иногда кажется, что это бессмысленная рутина. А между тем грамматика – это любопытнейшая вещь, и если «выбраться из-под завала правил и определений», можно сделать массу интереснейших открытий.

Студент 2: Вот, к примеру, тема: «Имя прилагательное». Начинается ее изучение с определения: «Это самостоятельная часть речи, которая… постоянные признаки, непостоянные признаки…». Скучно. И непонятно – зачем?

Преподаватель: Между тем еще классик в своей комедии попытался объяснить суть вещей устами литературного героя.

Слайд 42: Видеофрагмент спектакля Государственного Академического Малого театра СССР  «Недоросль».

Студент 3: Устами какого литературного героя классик хотел объяснить суть грамматических правил? Назовите автора художественного произведения и литературного героя.

Ответы студентов.

Студент 1: В исполнении артистов Государственного Академического Малого театра СССР вы посмотрели сцену из спектакля по комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Недоросль Митрофанушка утверждает, что слово дверь – это имя прилагательное: «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна…».

Преподаватель: Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» написана на исходе XVIII века. Для справки: до Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Сегодня образы, созданные Фонвизиным еще 200 лет назад, остаются актуальными, злободневными. Митрофан – полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, не способный отличить прилагательное от существительного, он глуп, жаден, ленив.

Слайд 43: «Узнай литературного героя по портрету».

Студент 2: Узнайте литературного героя по портрету. Назовите автора и произведение: «В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание».

Студент 2: Вы узнали повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». А именно фрагмент, в котором классик описывает первую встречу Александра Гринева с Емельяном Пугачевым.

Преподаватель: В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 годов во главе с Емельяном Пугачевым.    Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII-XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание.

При знакомстве с Пугачевым Гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. Еще при первой их встрече, когда Пугачев выступает в роли «вожатого», Петра Гринева поражает хладнокровие этого человека. Тогда Гринев видит «вожатого» как простого человека, внешность которого, тем не менее, кажется ему «замечательной»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» – так описывает он внешность героя.

Студент 3: «…Слёзы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе, и смеялся сквозь эти слёзы, и кричал: – Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!..».

Фрагмент какого произведения прозвучал? Узнали вы героя?

Студент 3: Повесть называется «А зори здесь тихие», написана она Борисом Васильевым. Слова, полные горечи утрат, принадлежат главному герою – старшине Васкову Федоту Евграфовичу, бывшему разведчику, ветерану финской войны.

Преподаватель: Именно с повести «А зори здесь тихие», получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «Зори…» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, в 1972 году режиссером Ростоцким по ним был снят одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР. Образ старшины Васкова на экране воплотил замечательный актер Андрей Мартынов.

Слайд 44: Демонстрация видеофрагмента из кинофильма «А зори здесь тихие»: «Бой местного значения».

Преподаватель: Трагическая гибель девушек – зенитчиц в масштабах большой войны – «бой местного значения». История жизни и гибели пяти девушек стала обобщающим портретом народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне.

Слайд 45: «Узнай литературного героя».

Студент 1: Другой персонаж рассуждает:

– Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Вы узнали литературного героя и автора художественного произведения?

Студент 1: Вы узнали фронтовика, весельчака, добродушного парня Василия Теркина. Автор поэмы «Василий Теркин»  – Александр Трифонович Твардовский.

Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия.

Преподаватель: Поэма «Василий Теркин» была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, которая полна глубокого патриотизма, оптимизма, веры в будущее.

Слайд 46: «Узнай литературного героя».

Студент 2: Персонаж, о котором пойдет речь дальше, вспоминал: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после.

Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

Студент 2: Рассказ «Уроки французского» – произведение автобиографическое. Валентин Распутин вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни.

Преподаватель: Давайте вместе посмотрим небольшой фрагмент из художественного фильма «Урок французского», снятого по одноименной повести Валентина Распутина.

Слайд 47: Демонстрация видеофрагмента из кинофильма «Уроки французского».

Преподаватель: Многие из вас читали повесть Валентина Распутина «Уроки французского» и смотрели кинофильм, снятый по произведению писателя.

Как вы думаете, почему писатель назвал повесть «Уроки французского»?

Преподаватель: Распутин Валентин рассказывает об уроках французского языка на дому. Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. В конце концов ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Зачем учительница стала играть с учеником на деньги в «пристенок» и «замеряшки»? Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора.

Слайд 48: «Афоризмы».

Студент 3: Крылатые слова и выражения, или афоризмы (от греч. aphorismos – «законченная мысль, выражения сжато и емко») – выразительные и легко запоминающиеся выражения. Продолжите фразы, которые стали крылатыми благодаря Александру Сергеевичу Грибоедову. Кому из героев они принадлежат?

Слайд 49: «Продолжите фразы».

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

(Александр Андреевич Чацкий – человек независимых, свободолюбивых взглядов, патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству, презирает чинопочитание и карьеризм).

2. Обычай мой такой:

Подписано,

так с плеч долой.

(Павел Афанасьевич Фамусов – ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, прогрессивного).

3.                  Счастливые часов не наблюдают.

(Софья Павловна Фамусова – умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная).

4. Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

(Лиза – служанка Фамусовых).

5. Чуть свет – уж на ногах!

И я у ваших ног (Чацкий).

Преподаватель: Успех комедии «Горя от ума» А.С. Грибоедова, появившейся накануне восстания декабристов, был очень велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», – так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.

По словам Пушкина, комедия «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно «Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу.

Преподаватель: Наша встреча подходит к концу.

Соведущий: У Дмитрия Сергеевича Лихачева есть замечательные слова: «Самая большая ценность народа – язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает… Ведь это значит, что вся наша сознательная жизнь проходит через родной язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком».

Преподаватель: Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, поведение, лицо и по ним судим о человеке, то язык человека –  гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Владение ярким, выразительным, метким русским языком, умение красиво, правильно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения, убеждать, добиваться успеха в процессе коммуникации – залог успешности будущего специалиста во всех областях жизни. Как средство познания действительности русский язык и родная речь обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей, развивают абстрактное мышление, память, воображение, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Соведущий: Сергей Скачко – современный поэт написал:

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

Слайд 50: «Я на печке молотила…» – заключительный музыкальный фрагмент в исполнении хора Пятницкого.

Слайд 51: «Информационное обеспечение».

Ольга Жигарева, преподаватель русского языка, заведующая библиотекой Ногинского торгово-экономического техникума Московской области

Презентация к проекту доступна для скачивания по ссылке: https://yadi.sk/d/RPGTCl3AXf8e6

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте