search
main
0

Прекрасное пленяет навсегда. Как работает метод «Шесть ступеней разделения»

Интернет – инструмент для быстрого поиска сведений по любому предмету. Как не потеряться в море данных, какими поисковиками лучше пользоваться, где что найти, каким образом сделать интернет-ресурсы органичной частью урока, школьного плана, – пожалуй, наиболее часто задаваемые педагогами на семинарах и лекциях вопросы. Данная разработка – описание поиска на первый взгляд не связанных между собой фактов, гипотез, которые постепенно складываются в единую картину. Интернет позволяет быстро найти нужные сведения, переходя от одной ссылки к другой. Бывает так, что подобный поиск уводит нас в сторону от начального пути и помогает установить связи между совершенно разными сферами.

Для того, чтобы сделать занятие более интересным, увлекательным, я воспользовалась известной теорией

Six

degrees

of

separation

(Шесть ступеней разделения). Впервые ее выдвинул в 1929 году венгерский писатель Фридьеш Каринти. Согласно его постулату, можно найти связь между любым жителем планеты, любым событием с помощью не более шести промежуточных «ступеней». Давайте выясним, как связаны между собой богиня Венера, итальянский художник эпохи Возрождения Сандро Боттичелли и знаменитый мореплаватель Америго Веспуччи, чьим именем, как знает каждый школьник, назван целый континент. А начнем поиск с фразы, вынесенной в заголовок.

Введя цитату в поисковую строчку yandex.ru, я получила массу ссылок. «Прекрасное пленяет навсегда» – вольный перевод строчки из поэмы английского поэта Джона Китса «Эндимион», выполненный Борисом Пастернаком: A thing of beauty is a joy forever (John Keats, 1795-1821, Endymion). Если вы ведете урок английского языка, можно предложить школьникам сравнить оригинал и перевод, поговорить о стиле, о специфике перевода. Можно предложить сделать сообщения о творчества Джона Китса. Есть и другой путь. Что такое «прекрасное», как люди видели Красоту, Любовь, Верность? Менялись ли представления о красоте с течением времени? Глядя на полотна прошлых веков, согласимся ли мы с тем, что видим красавиц? Или каноны красоты настолько изменились, что портреты минувших дней оставят нас равнодушными?

Любой интернет-поиск на тему прекрасного выдаст ссылки на богиню любви и красоты Афродиту (греческие мифы) или Венеру (древнеримская мифология). Кликнем, например, на сайте google.com на слове «Картинки», и среди миллионов ссылок обязательно окажутся наиболее замечательные полотна эпохи Возрождения. Венера, древнеримская богиня садов, весны, цветения, постепенно стала отождествляться с образом Красоты и Любви. Неудивительно, что наиболее известные изображения богини были созданы во Флоренции, городе, чье название означает «цветущий». Венеру, Весну и просто красавицу рисовали многие, но на первом месте, пожалуй, уже более пятисот лет находятся два полотна, созданные флорентийцем Сандро Боттичелли (1445-1510). Настоящая фамилия художника – Филипеппи; Боттичелли, Botticelli, буквально «бочоночек», – ласковое прозвище, полученное им в детстве в семье. Venus, Рождение Венеры, и Primavera, Весна – картины, вызывающие восхищение посетителей галереи Уффицци во Флоренции уже много веков. При ближайшем рассмотрении возникает ощущение, что художник создавал эти полотна, глядя на одну и ту же модель. Кажется, ее же лицо возникает не только на многих  работах Боттичелли, но и в произведениях других художников. Посмотрим биографию мастера хотя бы на сайте wikipedia.com. Узнаем следующее: помимо того, что существует портрет некой Симонетты Веспуччи кисти Боттичелли, действительно среди искусствоведов бытует мнение, что именно она послужила моделью Венеры, Афины Паллады, Мадонны… Доказательства правоты этого мнения – явное сходство различных женских персонажей, а также некоторые факты биографии художника. Например, в своем завещании Сандро Боттичелли просил похоронить его в церкви Ognissanti (Всех Святых) во Флоренции, «в ногах Симонетты Веспуччи». Кто она?

Симонетта Каттанео де Веспуччи (

Simonetta

Cattaneo

Vespucci

, около 1453-1476), получившая прозвище

la

bella

(прекрасная Симонетта), была женой итальянского дворянина Марко Веспуччи. Известно,

что родилась Симонетта в провинции Лигурия, либо в городе Генуя, либо в близлежащем селении, в семье дворянина Гаспаре Каттанео Делла Вольта. Поэт Анджело Амброджини, по прозвищу Полициано (

Angelo

Ambrogini

Poliziano

, 1454-1494) посвятил ей поэму, будто предвосхищающую знаменитое полотно Боттичелли. Симонетта появилась на свет «на суровом побережье Лигурии, там, где гневный Нептун разбивает волны о скалы… Там, подобно Венере, она родилась среди волн». Марко Веспуччи был послан в Геную своим отцом учиться банковскому делу. В 1469 году, когда девушке было пятнадцать или шестнадцать лет, Марко увидел ее в церкви и влюбился с первого взгляда. Его ухаживание было принято положительно, невесту привезли во Флоренцию, где она очаровала весь свет, включая могущественных братьев Медичи. Свадьбу сыграли в роскошной вилле ди Кареджи, принадлежавшей семейству Медичи. И началось своего рода помешательство. Юную женщину провозгласили первой красавицей Флоренции и даже всего мира, ее портреты писали все жившие в городе художники, а поэты слагали стихи в ее честь.

Симонетта умерла совсем молодой, в 1776 году. Весь город вышел проводить ее в последний путь. Картина «Рождение Венеры» была закончена в 1485 году. Сегодня невозможно сказать, ее ли изобразил Сандро Боттичелли. Многие искусствоведы считают это мнение ошибочным. Однако заметно, что Боттичелли привлекал определенный тип женского лица: светлые волосы, спокойное выражение, задумчивый  нежный взгляд. Его богини на полотнах молоды, художнику удалось передать легкость движения, запечатлеть то неуловимое ощущение прекрасного, которое возникает только при встрече с подлинной Красотой. А красота, как известно, находится в глазах смотрящего.

Если расположить рядом портреты Симонетты Веспуччи, созданные Боттичелли в разные годы творчества, и его же полотна с изображением Венеры, действительно возникает ощущение, что видишь одно и то же лицо. Конечно, с течением времени воспоминание о ней должно было меняться, может быть, становиться еще прекраснее, чем при жизни. Да и сюжеты картин различаются, что диктовало различия в изображении основной фигуры. Венера на картине «Рождение Венеры» отличается от Венеры, стоящей в центре полотна «Весна».

Известно, что именно прекрасная Симонетта послужила моделью для другого художника – современника, Пьеро ди Козимо, который изобразил ее в образе Клеопатры.

Репродукции картин и сведения о художниках можно найти на  google.com, wikipedia.com. Могу сказать по собственному опыту: стоит объяснить школьникам, что достоверно ничего не известно, что никто не может с уверенностью сказать, кто именно изображен на полотнах различных флорентийских мастеров эпохи Возрождения, и они с удовольствием бросятся к поисковыми серверами и найдут множество ссылок, поддерживающих ту или иную гипотезу. Жизнь Симонетты Веспуччи, ее влияние на мир искусства и литературы, не оставит равнодушными юные умы.

Ну а мы с вами отправимся дальше, посмотрим на семью Веспуччи, оставившую немалый след в истории человечества благодаря младшему кузену Марко. Америго Веспуччи (Аmerigo Vespucci, 1454 – 1512) был исследователем, мореплавателем и картографом. Америго работал на семейство Медичи, в 1492 году переехал в Севилью, в испанское отделение банка Медичи. Помимо работы в банке, в течение десяти лет он принял участие в нескольких экспедициях в Новый Свет, исследуя южное побережье по приглашению короля Португалии Мануэля 1. Именно эти экспедиции сделали открытие, что Южная Америка – не остров и не полуостров, а целый континент. В 1502 и 1504 годах были опубликованы подробные отчеты об экспедициях. Их автором считается Америго Веспуччи. В 1507 году известный немецкий картограф, или космограф, как его называли в то время, Мартин Вальдземюллер (Martin Waldseemuller, 1470-1522) опубликовал карту, где назвал новый континент Америка, в честь Америго Веспуччи. В то время научные труды писались на латинском языке, и Веспуччи подписывался латинизированной версией своего имени, Americus Vespucius. В свою очередь, Americus – это латинская форма немецкого имени Heinrich и английского Henry, а в русском языке то же имя обычно произносят Генрих. Женский вариант имени, Америка, был выбран потому, что другие континенты – Европа, Азия – также были названы женскими именами.

Имя Америго Веспуччи вошло в школьные учебники, энциклопедии, справочники.

Давайте проверим этимологию названия Америка в Сети. Любой поисковик выдаст нам другую версию. В 1908 году англичанин Альфред Хадд впервые предположил, что название Америка появилось благодаря исследованиям британца Ричарда Америка (Richard ap Meryk, Richard Amerike or Ameryk,1445–1503). Америк, уэльсец по происхождению, был богатым английским купцом, он занимал пост на королевский таможне. Ему принадлежал корабль «Мэттью», совершивший плавание в Северную Америку в 1497 году под командованием капитана Джона Кабота. Хадд утверждал, что новый континент назвали в честь Ричарда Америка. Хотя документальных подтверждений данной версии нет, она регулярно возникает в печати, в интернете, и можно найти многочисленные ссылки «за» и «против» ее достоверности.

Как видим, разногласия и споры возникают не только о том, кто же послужил моделью богини красоты на известных полотнах, но и о том, в чью честь назван целый континент. Не связанные на первый взгляд между собой различные темы оказываются сплетены воедино в силу того, что и Америго Веспуччи, и прекрасная Симонетта Веспуччи – это часть общей истории человечества.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Иллюстрации с сайтов smallbay.ru, abm-enterprises.net, liveinternet.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте