search
main
0

Право на любовь и защиту. В 2009 году около 10 тысяч родителей привлечено к административной ответственности за неисполнение своих обязанностей

Советник губернатора Московской области, председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области, заслуженный юрист Российской Федерации Людмила ТРОПИНА считает, чтобы избежать беспредела, надо делать то, что предусмотрено законодательством.

– Людмила Ивановна, каким вам видится федеральный закон о комиссиях?

– С 1 января 2005 года в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» компетенция по образованию комиссий была изъята из ведения органов местного самоуправления, государственные полномочия по организации деятельности комиссий были переданы на уровень субъектов системы профилактики. В отсутствие закона субъекта комиссии продолжали руководствоваться Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 июня 1967 года (более 40 лет назад). Фактически комиссии остались вне правовой регламентации. Вместе с тем необходимо было продолжать работать, в том числе рассматривать дела об административных правонарушениях.

На местах продолжалось уничтожение комиссий, начатое еще в 90-е годы. Каждый регион искал свой путь решения проблемы, что было похоже на кружок «Умелые руки». Вопрос о регламентации деятельности комиссии на федеральном уровне не решался.

После того как почти три года – с 2002-го по 2005-й – приходилось бороться за закон о комиссиях в Московской области, мне понятно, почему его нет на федеральном уровне. Несмотря на всеобщие разговоры, заседания, «круглые столы» по этой теме, не все «координируемые» хотят координироваться, каждое ведомство хочет быть «самостийным».

У нас в области в этом плане все в порядке. Сейчас такие комиссии в каждом из 72 муниципальных районов и городских округов. В них, как и на областном уровне, есть штатные специалисты, занимающиеся информационно-аналитической работой, ведущие межведомственный персонифицированный учет безнадзорных и правонарушителей, всех несовершеннолетних и родителей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Ведь без этого нельзя вырабатывать управленческие решения и стратегию. Заниматься аналитикой можно только на профессиональной основе, а не на общественных началах, как было ранее. К сожалению, еще много регионов, где в комиссии работает один ответственный секретарь, да еще в штате какого-нибудь ведомства, и от этого страдает дело.

Федеральный закон №120, наделяя комиссии серьезными государственными полномочиями по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики, не дает определения данного понятия, не указывает формы и методы координации, вследствие чего комиссии не имеют реальных рычагов для осуществления возложенных на них государственных полномочий. Получается профанация.

Чтобы комиссии были полноценной системой профилактики и имели рычаги для осуществления своих полномочий, должны быть выстроены четкая вертикаль и единые подходы к деятельности комиссий, разработаны единая статистика, система профессиональной подготовки специалистов. Комиссии должны быть государственным органом.

Трагедия сегодняшнего дня заключается в том, что ни на федеральном, ни на региональном уровнях нет регламента взаимоинформирования, вся аналитическая информация, касающаяся семьи и детей, находится в разных ведомствах. Статистика должна быть межведомственной и вневедомственной, тогда вместо драматизации ситуации можно ее системно и планомерно изменять, зная слабые и сильные звенья. А у нас даже правительственная комиссия находится в структуре МВД, то есть в одном из субъектов системы профилактики. Полное отсутствие логики. Координирующий орган находится в структуре координируемого им субъекта профилактики.

– Какие поправки в федеральное законодательство необходимо внести, чтобы лучше защищать несовершеннолетних?

– Прежде всего принять федеральный закон о комиссиях. На федеральном уровне регламентировать патронат. Закон «О патронате» принят в Московской области, и система патроната доказала свою состоятельность. Ужесточить наказание за преступления, совершаемые против несовершеннолетних. Внести изменения в Жилищный кодекс с целью защиты жилищных прав несовершеннолетних.

Вместе с тем принятие федерального закона или даже внесение изменений – это длительный процесс, а дети здесь и сейчас. Самое главное – добросовестно осуществлять свою деятельность в том правовом поле, которое существует, исполнять те законы, которые имеются.

– Где больше всего зафиксировано случаев нарушений прав несовершеннолетних: в школе, в семье, в домах-интернатах? Как были наказаны взрослые, допустившие это?

– Все-таки больше всего случаев нарушений прав детей происходит в семьях. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. В результате же недобросовестного исполнения родительских обязанностей часто нарушаются права детей на заботу родителей, обеспечение и защиту их интересов, образование, на своевременное получение медицинской помощи, всестороннее развитие, нарушаются жилищные права.

В 2009 году около 10 тысяч родителей привлечены к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).

Возбуждено 199 уголовных дел по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Штатными сотрудниками комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав направлено в суды около 300 исков о лишении родительских прав и около 40 – об ограничении в родительских правах.

– В настоящее время в России вводятся омбудсмены, что, время комиссий прошло?

– Комиссиям в этом году исполнилось 92 года. Комиссии – это уникальный российский опыт, подтвержденный нормами международного права. Комиссия даже в имеющемся неполноценном правовом поле в соответствии с ФЗ-120 не только является субъектом системы профилактики, но и координирует деятельность других субъектов системы, в том числе по защите прав и законных интересов ребенка. Забыв свой исторический опыт, комиссии пытались уничтожить в 90-е годы. Похожее происходит сейчас. Вместо того чтобы совершенствовать то, что есть и проверено на практике десятилетиями, создают новые структуры, вводят новые должности, предлагают нам практику Кингисеппского суда, где правосудие в отношении несовершеннолетних осуществляют сами несовершеннолетние, непонятно, в каком правовом поле вводят уполномоченных по правам участников образовательного процесса.

Уважаю президента и, будучи госслужащим, не обсуждаю Указ Президента РФ о введении должности уполномоченного по правам ребенка. Вместе с тем введение должности уполномоченного по правам ребенка в регионах носило рекомендательный характер. Предполагалось, что введение этой должности не должно приводить к бюрократизации, об этом говорил и сам президент на встрече с Павлом Астаховым: «…я хотел бы вас предостеречь, нам нет необходимости формировать бюрократическую систему уполномоченных, которая была бы в виде пресловутой вертикали».

Безусловно, комиссии в Московской области выстроят взаимодействие с назначенным уполномоченным по правам ребенка в Московской области.

– Каково состояние подростковой преступности в Московской области?

– Хочу подчеркнуть, что неблагодарное дело – судить о криминализации подростковой среды или ситуации, связанной с защитой прав несовершеннолетних, по состоянию преступности.

В период с 2003 по 2009 год имелась устойчивая тенденция сокращения подростковой преступности. По итогам 2009 года сократилось количество преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения, ранее судимыми, ранее совершавшими преступления.

Вместе с тем по итогам января 2010 года в Московской области отмечается рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 5 процентов. Однако, как всегда, с этим надо разбираться, сколько преступлений осталось нераскрытыми с прошлого года? Но число участников сократилось на 6 процентов.

– Каковы задачи комиссий?

– Задачи комиссий определены в ФЗ-120, законе Московской области «О комиссиях…». Это раннее выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, их единый межведомственный персонифицированный учет (чтобы не было дублирования данных, имеющихся в ведомствах), обязательность исполнения принимаемых комиссиями решений; предупреждение беспризорности, безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий, суицидов, алкоголизма и наркомании несовершеннолетних; выявление причин и условий, этому способствующих, принятие мер по их устранению; координация деятельности органов и учреждений системы профилактики; отработка ювенальных технологий.

– В пилотных регионах отрабатывают ювенальные технологии…

– Московская область не является пилотным регионом.

Как правило, в упомянутых регионах отрабатываются ювенальные технологии по иностранным моделям (Канада, Франция). Отработка ювенальных технологий на территории Московской области происходит в соответствии с решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Российской Федерации от 20 мая 2003 года. Мы руководствуемся исключительно нормами международного права, постановлением пленума Верховного суда от 14.02.2000 г. №07 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», ФЗ-120, областными нормативными правовыми актами.

Практика отработки ювенальных технологий в Московской области признана и изучается во всех регионах. В нашей концепции именно комиссии – связующее звено между системой профилактики и системой правосудия.

– Сейчас очень много противников ювенальной юстиции, в том числе православная церковь. Что вы думаете об этом?

– Проблема в том, что не существует понятийного аппарата в области ювенальной юстиции. Противники ювенальной юстиции аргументируют свое негативное отношение, приводя примеры в сфере лишь детско-родительских отношений, когда дети незаконно изымаются у родителей, как правило, приводят негативные примеры стран Европы, когда должностные лица своими действиями приводят к разрушению семьи.

Мы, сталкиваясь с семьями, где родители не исполняют свои обязанности по воспитанию детей, все усилия направляем на то, чтобы восстановить семью, ведь как бы сейчас ни развивался институт усыновления, патронатных семей, родную, кровную семью заменить невозможно. Конечно, если ситуация настолько тяжелая, что угрожает жизни или здоровью ребенка, мы немедленно изымаем его из этой обстановки, помещаем в приют, реабилитационный центр, где с ним и родителями работают специалисты. Итогом становится лишение родительских прав, привлечение к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми. Но, повторю, это крайняя мера, свидетельствующая о дисфункции системы социальной профилактики.

– С каждым годом увеличивается количество детей, ставших жертвами преступлений. Об этом говорил и Президент России. Как можно предотвратить преступления против несовершеннолетних?

– Повышением ответственности родителей за своих детей, ответственности должностных лиц за своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, обстановке, представляющей угрозу для жизни или здоровья. В определенной мере поможет недавно принятый закон Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области».

– Взаимодействуете ли вы с правозащитными организациями?

– Да. В составе комиссии при губернаторе президент региональной общественной организации «Право ребенка», член Общественной палаты Борис Альтшулер, сама я являюсь экспертом Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте