Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребёнка. Иногда учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Охранять и укреплять здоровье учащихся можно только в процессе систематической работы.
В 1 классе необходимо познакомить родителей с тем, как помочь ребёнку стать школьником, как построить день ребёнка, каков должен быть рацион питания, как относиться к удачам и первым школьным неудачам.
Во 2 классе следует напомнить родителям о важности режима дня в жизни школьника, рассказать о том, как предупредить утомляемость детей, способствовать формированию ценностного отношения к здоровью.
Мы проводим родительские собрания, «круглые столы», встречи с детским врачом, психологом школы, праздники, обмениваемся опытом.
В 3 классе, когда дети в нашей школе начинают учиться во вторую смену, целесообразно вместе с родителями составить новый режим дня детей, рассказать, какие изменения происходят в организме ребёнка.
Укреплению здоровья детей способствуют проведение спортивных соревнований и праздников, таких как «Мама, папа, я – дружная семья» и другие.
4 класс – подготовка к переходу в среднее звено. Здесь важно уделить внимание не только физическому здоровью детей, но и психоэмоциональному.
Проводится родительское собрание-практикум «Гармония общения – залог психоэмоционального здоровья ребёнка», «круглый стол» на тему «Как психологический климат в семье влияет на здоровье ребёнка», обыгрывание ситуаций в жизни ребёнка и др.
Невозможно вырастить ребёнка здоровым, если он сам не прилагает к этому никаких усилий, поэтому уже с первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье.
Формы работы:
– беседы,
– спортивные мероприятия,
– ролевые игры,
– практические занятия,
– исследования,
– конкурсы рисунков.
Внеклассное мероприятие «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» рекомендовано для учащихся 3-4 классов. Занятие направлено на формирование потребности детей в здоровом образе жизни.
Сценарий мероприятия опубликован в «Учительской газете», №35 от 27 августа 2013 года.
Материалы к сценарию.
Использованная литература:
1. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. Институтов. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – С. 39 – 58.
2. В.А. Крутецкий «Основы педагогической психологии»
3. Педсовет №5 «Здоровье сгубишь – новое не купишь»
4. Педсовет №4 «Чистота – залог здоровья»
5. В.Ф.Феоктистова «Образовательные здоровьесберегающие технологии»
6. Педсовет № 11 «Праздник здоровья»
7. И.А. Баранникова «Что должен знать каждый о сохранении зубов»
8. О.Н.Курамшина, А, М, Железкина «Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы». (1 – 4классы)
9. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
10. Н.К.Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе».
11. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина «Анализ урока в начальной школе», практическое пособие.
12. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» 1 – 4 класс.
Приложения.
Приложение 1.
Создание эмоционального настроя и благоприятного психологического климата с помощью «Этюда души»
Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!» Поднимите руки вверх ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, Солнышко!»
Приложение 2.
Цветовая гамма настроения:
красный – тревожное,
синий – грустное,
зеленый – отличное.
Приложение 3
Кроссворд.
Вопросы:
1. Резинка-Акулинка
Пошла гулять по спинке.
Пока она гуляла,
Спинка розовою стала.
2.Зубов много, а ничего не ест.
3. Я увидел свой портрет,
Отошёл – портрета нет.
4. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне!
5.Башмаки твои намажу
И начищу им бока
Так, что не узнаешь даже
Два чумазых башмака.
Их беречь мне обещай.
Чем намажу? Угадай!
Ответы:
1.Мочалка; 2. Расчёска; 3. Зеркало; 4. Мыло; 5. Крем для обуви.
Приложение 4.
Правила ухода за зубами.
1. Чистить зубы два раза в день (утром и вечером).
2. Не увлекаться сладким.
3. Полоскать рот после еды.
4. Регулярно (1 -2 раза в год) посещать стоматолога.
5. Избегать вредных привычек: не брать в рот различные предметы, пальцы.
Приложение 5.
Правила ухода за руками.
1. Раз в неделю ногти нужно подстригать закруглёнными ножницами.
2. Нельзя грызть свои ногти. Это отвратительная привычка!
3. Мойте руки с мылом. Помните: чистые руки предупреждают возникновение многих заразных болезней.
4. Пользуйтесь кремом для рук.
Приложение 6.
Правила ухода за ногами.
1. Каждый вечер перед сном мойте ноги тёплой водой с мылом.
2. После мытья вытирайте ноги насухо.
3. Стричь ноги на ногах нужно не реже двух раз в месяц. Легче ногти стригутся, когда их вымоешь горячей водой с небольшим количеством питьевой соды (одна чайная ложка на литр воды)
4. Кожу между пальцами ног почаще смазывайте вазелином.
Приложение 7
Правила для школьников:
Как проснулся – так вставай:
Лени воли не давай!
Лепесток роса умыла,
а тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой, проверь!
В школе, в классе не сори,
Сор увидишь – убери!
Не таскай в кармане мела,
Это, милый мой, не дело!
Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен!
Дома близким не груби,
Малышей жалей, люби!
Знай: хорошие отметки
Как плоды в саду на ветке!
Чтоб тобой могли гордиться,
должен много ты трудиться!
Приложение 8.
«Цветок здоровья»
Нарисуйте на лепестках то, что вы будете делать для укрепления своего здоровья, и цветы здоровья расцветут на нашей доске.
В прикрепленных файлах: таблица мероприятий в учебном году с 1 по 4 классы, презентация к занятию «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».
Ольга Перминова, учитель начальных классов средней школы №14 города Шахунья Нижегородской области
Светлана Смирнова, учитель начальных классов Обходской основной школы
Уренского района Нижегородской области
Комментарии