Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Почерк мастера. ​Подвижники

Учительская газета, №21 от 22 мая 2012. Читать номер
Автор:

Сейчас часто говорят об олигархах, ВИП-персонах, другой «элите» общества… А ведь это все пена. Мы забыли о простом человеке, человеке труда, творце, созидателе, на котором еще пока держится Россия-матушка.

В далеком 1966-м, будучи студентом- заочником третьего курса Астраханского пединститута, я начал свою профессиональную деятельность. Тогда Камызякский районный отдел образования направил меня в далекое, неизвестное мне село Лебяжье. Но  в те времена все мы были в той или иной степени романтиками, потому жизнь в городе я легко поменял на глубинку, поехал в сельскую школу учить детей русскому языку и русской литературе. Надо сказать, что до этого обучение велось здесь на казахском языке. Но чтобы открыть для выпускников дорогу в вузы страны, было принято правительственное решение о переводе школ на обучение предметам на русском языке. Вот здесь, в Лебяжинской школе, и произошла моя встреча с математиком Мухамбетжаном Ганиевичем Мусиным. Маленького роста, худенький, больше походивший на подростка… Он и сейчас за долгие годы не подрос и даже не пополнел, но для меня  он великий человек, я не побоюсь так сказать. 52 года своей жизни отдал он школе.  И вот спустя почти полвека мне посчастливилось вновь встретиться с учителем, побывать у него на уроках. Дети не просто слушают объяснение, они впитывают каждое его слово. Стоя лицом к доске, записывая какие-то математические решения и формулы, Мухамбетжан Ганиевич, не оборачиваясь, видит и слышит, что происходит в классе. И если кто-то нарушил рабочую тишину, он останавливается, поднимает вверх палец, и все снова замирают. Он управляет классом незаметно, почерк мастера виден во всем. Добрый, но строгий, все понимающий, но справедливый, такие педагоги становятся детскими кумирами. О многом мы поговорили при встрече с учителем. Сейчас в моду вошло тестирование, но Мусин его не приветствует: «Можно ли таким образом определить знания ребенка?» Наставник убежден: важно знать, как мыслит ученик, почему считает так, а не иначе. «Математическое мышление надо развивать упорно и терпеливо, тогда будет результат», – подытоживает нашу беседу Мухамбетжан Ганиевич. Улыбается:   «Мне ведь уже семьдесят пять, пора и на пенсию». Но разве сможет он жить без школы? Учитель любит свое дело, в коллективе у него непререкаемый авторитет, дети ценят и уважают. Казахи называют мудрых, добрых, порядочных людей аксакалами. Учитель Мусин – аксакал. Хотелось бы, чтобы каждый педагог честно служил своему делу, как этот учитель из глубинки.Михаил АЗАРИЯНЦ, кандидат педагогических наук, Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту