search
main
0

План «Б». Мудрый совет. Выпуск 87

В середине 1990-х годов, когда ИКТ еще были новинкой, я читала лекции на курсах повышения квалификации учителей английского языка в Центре информационных технологий (ЦИТ) города Новосибирска. Надо было научить педагогов пользоваться новыми средствами обучения школьников.

Основная проблема, как стало ясно уже на первом занятии, сводилась к методике. Зачем нужно пользоваться компьютером, когда есть словари, пособия, энциклопедии, аудиозаписи? Почему людям, имеющим стаж два-три десятка лет, нужно переучиваться? Как вписать такие уроки в учебный план? Сколько времени потребуется для разработки новых заданий? Где взять материалы?

Я всегда приезжала в ЦИТ, имея при себе «план «Б» на случай нестандартной ситуции – материалы не только на цифровом носителе, но и на бумаге. В один прекрасный день произошел сбой в системе снабжения электричеством, а без него не работают компьютер, проектор, электронная доска… Вот тут-то и пришла на помощь моя методическая папка.

Когда все приборы отказали, у доски остался учитель, без которого никакой урок не состоится! Можно ли «на пальцах» объяснить, как пользоваться ИКТ? Конечно. Давайте посмотрим на простые примеры.

Понятие «наглядность» знакомо любому преподавателю. Мы с вами всегда приносили на уроки открытки, книжки, в младших классах – игрушки. Именно эти пособия я извлекла из сумки, когда впервые на лекции погас свет и отключились все приборы. Занятие было посвящено сайту электронных открыток http://www.123greetings.com. Несложный в написании адрес я продиктовала, а потом раздала слушателям принесенные картинки и предложила составить к ним тексты. Мы подробно обсудили, какое музыкальное сопровождение может подойти к выбранным открыткам, и записали домашнее задание: подобрать аналогичные материалы на указанном сайте. Все справились.

Раздаточные материалы никуда не делись. Когда электричество пропало снова, я раздала карточки с напечатанными интернет-адресами, попросила их переписать в тетрадки. А потом объяснила, что именно мои коллеги найдут в сети, используя компьютеры в школе или дома. Например, на сайте любого журнала можно подобрать материалы по интересующей теме, или скопировать небольшие тексты и дать ученикам задание пересказать или перевести их. Справочные и словарные сайты помогут не только выучить новую лексику, но и сделать сообщения, доклады.

Поиск информации существенно облегчается, если правильно использовать сетевые поисковики. Приведу пример. В одном из современных романов мне попалась удивительная сюжетная линия: прочитав оставленное преступником послание, герой-полицейский предполагает, что перед ним цитата из Шекспира, и упорно пытается отыскать ее источник, вводя имя автора в поисковик. Его поиск не дает результата, преступник совершает новые преступления… А я, читатель, вижу, что автор не владеет в достаточной мере ИКТ. В строчку «Поиск» (Search) достаточно ввести цитату без имени автора, и программа сама найдет верный ответ. Популярный поисковик Yahoo появился в 1994 году, им и пользовались работники науки и образования. Параллельно с ним в России развивался Yandex; первые шаги были сделаны в 1989 году, а поисковая система вошла в обиход в 1997 году. Google занял прочные позиции в 1998 году. Есть и другие поисковые, справочные системы.

Проблема выбора. Одновременно с развитием средств связи, поиска информации два десятка лет не теряет своей актуальности тема изобилия данных, неконтролируемого потока новостей. Как выбрать нужные сайты? Я всегда придерживаюсь простого принципа: мне, педагогу, должно быть удобно и понятно. Тогда я без труда смогу объяснить детям и взрослым, как пользоваться тем или иным сайтом, даже если невозможно его показать по техническим причинам. Например, https://www.teachingenglish.org.uk/ дает бесплатный доступ к огромному количеству методических разработок; https://www.thefreedictionary.com поможет найти объяснение любого слова, фразы, идиомы. Сами названия сайтов легко запомнить просто на слух.

Новое – хорошо забытое старое. Мне не один раз приходилось сталкиваться с такой ситуацией. Приходят старшеклассники на урок в интернет-класс – и стонут: «Ой, только не копьютеры!» Почему? Обычно я сверяюсь с их расписанием. Если перед уроком английского языка у них было два часа информатики, они просто устали. На любом занятии учитель теперь использует ИКТ, возможно, дети перенасыщены презентациями и утомлены работой с электронной доской. Добавьте к этому тот известный факт, что большинство школьников с первого до последнего класса ежедневно отправляют и получают множество сообщений, пользуются смартфонами и айфонами, и станет понятно, почему им хочется чего-то другого. Иной раз они сами не знают, чего хотят, но мы-то еще помним, как учили нас. Достаю картинки, раздаю карточки, ставлю музыку, предлагаю поработать у доски, составляем столы кружком и устраиваем ролевую игру, или просто беседуем. Бывали случаи, когда умудренные жизнью подростки встречали аплодисментами предложение поработать с реальными, а не с виртуальными учебными пособиями – книжками, бумажными картинками, словарями. Бывало и такое: я опрометчиво спросила, кто хочет выйти к доске – и весь класс ринулся вперед. С тех пор всегда уточняю, сколько человек могут выйти и написать что-то на доске, или устанавливаю очередность.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте