Наши четвероклассники вновь оказались самыми успешными в овладении чтением наряду со своими ровесниками из Гонконга, Финляндии и Сингапура. Различие в средних баллах этих стран совсем незначительны.
Об этом сообщила руководитель Центра оценки качества образования РАО, руководитель национальной команды международных исследований
PIRLS
TIMSS
Галина Ковалева на пресс-конференции в РИА-Новости, посвященной результатам участия России в международных исследованиях
в 2011 году. Примечательно, что Минобрнауки РФ и Центр оценки качества образования РАО при поддержке проекта «Социальный навигатор» РИА Новости представляли результаты исследования параллельно со своими коллегами в Амстердаме, где в это время тоже проходила пресс-конференция.
– В развитых странах мира практикуются три системы оценки качества знаний – национальные экзамены, итоговая аттестация и международные мониторинги. Кстати, в законопроекте «Об образовании в РФ» есть глава, посвященная проведению различных мониторингов, – заметил вице-президент РАО Виктор Болотов.
– Важно отметить устойчивую положительную динамику наших результатов, – подчеркнула Галина Сергеевна Ковалева. – Так в 2001 году Россия заняла в PIRLS 12-е место из 35 стран участниц со средним баллом читательской грамотности 528, а в 2006-м наши результаты значительно улучшились – первое место в рейтинге из 44 стран со средним балом 564. В 2011-м результаты России остались на стабильно высоком уровне, наши дети подтвердили свое лидерство. Четвероклассники стали лучше интегрировать информацию, содержащуюся в тексте, лучше понимать основную идею, смелее выражать свою точку зрения. Причем выпускники начальной школы одинаково хорошо читают как художественные, так и научно-популярные тексты.
– Самое главное, что дает нам участие в таких исследованиях – не просто констатация фактов, а анализ факторов, влияющих на результаты учеников, – подчеркнула Галина Сергеевна.
Можно говорить о высокой репрезентативности данных исследования в России, так в PIRLS-2011 приняло участие 4461 человек выпускников начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны. А в программе TIMSS исследование проводилось в 50 регионах РФ. Причем в нем участвовали как четвероклассники (4467 человек), так и восьмиклассники (4893 человек).
Самым главным достижением России стал существенный подъем уровня математического и естественнонаучного образования в 8-х классах: максимальный среди всех стран -участниц по математике. Впереди нас только тихоокеанские тигры – Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг и Япония. От страны восходящего солнца мы отстаем лишь на 41 балл (российские восьмиклассники набрали 539 баллов, а японские – 570).
– По математике 47 процентов наших детей имеют высшие и высокие баллы, а по естественнонаучному образованию – 52 процента. Это свидетельствует о серьезном росте качества образования за последнее время, – подчеркнула Галина Ковалева.- Почти половина четвероклассников могут решать довольно сложные задачи и обосновывать свое решение. Низкий уровень показали 15 процентов детей, причем по сравнению с предыдущими циклами исследования существенных изменений в перераспределении четвероклассников по уровням математической подготовки не произошло. А вот среди восьмиклассников увеличилось число учеников с высоким и высшим уровнями (с 30 процентов до 47) и снизилось число слабо-подготовленных (с 36 процентов до 23-х).
Галина Ковалева главной причиной повышения результатов российских восьмиклассников по математике считает введение независимой обязательной государственной аттестации выпускников основной школы (ГИА в 9-м классе).
– До 2010 года обязательный экзамен в основной школе проводился по алгебре, поэтому не удивительно, что наибольшее повышение результатов в тесте TIMSS выявлено именно в заданиях, основанных на алгебраическом материале. Общий прирост результатов по математике также связан с фактом значительного улучшения читательской грамотности российских выпускников начальной школы 2006-2007 годов, через 4 года эти наиболее подготовленные к обучению ребята приняли участие в тестировании TIMSS, -комментирует Галина Сергеевна.
– Безусловно, подготовка к ГИА сыграла свою роль в улучшении результатов наших восьмиклассников по математике, – заметил Виктор Болотов. – Национальные экзамены существенно влияют на результаты международных исследований – это мировая тенденция, замеченная не только в России.
Впрочем, самым важным фактором, определяющим результаты международных исследований, является ресурс семьи. Разница между школьниками, родители которых обладают образовательным ресурсом и теми, у кого его нет, составила 90 баллов.
В России только 16 процентов учеников, принимавших участие в исследовании, относятся к группе с высоким уровнем ресурсов для образования ребенка. В таких странах как Норвегия, Австралия, Швеция Дания, Новая Зеландия, Канада, Финляндия процент учащихся в этой группе в два раза больше. При этом российские семьи достаточно хорошо готовят своих детей к школе, они чаще пап и мам из других стран занимаются со своими малышами до школы – читают им книги, рассказывают истории, играют в слова. А это важные факторы успешного обучения чтению. Для России подтвердилась связь уровня достижений по чтению с уровнем экономического благополучия большинства семей. К сожалению, средний балл учеников из экономически неблагополучных семей значительно ниже среднего балла школьников, родители которых материально обеспечены (549 и 576 соответственно).
– Эти данные говорят о необходимости создания специальных условий в школе для детей из социально неблагополучных детей, – подчеркнула Галина Ковалева.
– Результаты международных исследований дают нам важнейшую информацию о качестве нашего образования, – отметил Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Мы знаем, что наши ребята из национальной сборной по математике неоднократно завоевывали золотые и серебряные медали на международных олимпиадах. Мы должны стремиться к сокращению разрыва между сильными и слабыми ребятами, между школами-лидерами и теми, которые пока отстают.
Это интересно
Уровень ресурсов семьи для образования ребенка определяется пятью показателями: образованием родителей, их профессиональной занятостью, общим количеством книг в доме, количеством детских книг, доступом в Интернет, наличием у ребенка собственной комнаты.
Тест PIRLS состоит из двух текстов (художественного и информационного) и 12-16 заданий к каждому тексту. Время выполнения теста – 80 мин с перерывом. Тест измеряет две группы читательских умений:
1) извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения
2) интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста
Тест TIMSS состоит из четырех блоков заданий (двух по математике и двух по естествознанию). В каждом варианте теста для учащихся 4-го класса было 44-50 заданий по математике и естествознанию, а для учащихся 8-го класса 55-60 заданий. На выполнение всего теста давалось 73 минуты с перерывами в 4-м классе и 90 минут с перерывом в 8-м классе.
Фото с ресурса – indigolad.ru
Комментарии