В заседании приняли участие ректоры и преподаватели истории нижегородских университетов и учителя истории школ Нижнего Новгорода и области.По советской традиции съезд состоял из пленарного заседания и работы секций.Во время пленарного заседания участники мероприятия обозначили основные проблемы и задачи современного преподавания исторических наук. В числе прочих был поставлен вопрос изучения в школах региональной истории. По мнению учителей, краеведению не уделяется должного внимания, а интерес к истории страны и мира начинается с интереса к истории семьи, рода, к истории места, где человек живет. Также многих преподавателей волнует и сохранение исторической памяти региона, причем не только в рамках школьных занятий, но и во время празднования национально значимых событий.
Почти все выступавшие говорили о недостатке часов, отведенных программой на изучение истории. Той же проблемы коснулся в своем докладе министр образования Нижегородской области Сергей Наумов: «Серьезная проблема, волнующая учителей истории, – наличие огромного объёма программного материала, который должны усвоить учащиеся и малое количество часов на изучение исторических дисциплин (1 час на историю России и 1 час на всеобщую историю в неделю). Если увеличение часов на изучение исторических курсов невозможно, то остается единственный путь решения проблемы – разгрузить учебные программы и учебники за счет удаления второстепенных, малозначительных фактов, событий, сокращения учебного материала, связанного с периодами древности и средневековья, смещения акцентов на изучение периодов нового и новейшего времени. Нужно отказаться от детального изучения экономических и политических аспектов и усиленное внимание обратить на историю культуры и быта. Безусловно, такая работа могла бы быть проведена только при активном сотрудничестве представителей академической науки и методистов-практиков», – добавил министр.
А вот относительно создания и введения для всех общеобразовательных учреждений единого учебника по истории точки зрения членов президиума съезда оказались различными. По словам председателя совета ректоров нижегородских вузов Романа Стронгина, такое учебное пособие современной системе образования просто необходимо. «Двух историй у страны быть не может, — заметил он. — Да, найти баланс между всеми существующими трудами по истории будет непросто, так как история любой страны тесно связана с политикой, и существование истории как перечня голых фактов — просто миф. История как наука должна представлять собой тщательный анализ судьбы народа, в данном случае, русского».
Придерживается такого мнения и ректор НГПУ имени Минина Александр Федоров: «Государство должно высказать единое целостное понимание истории России. Это и называется идеологией народа, без которой не может существовать страна. Да, мы должны готовить инженеров, они — наше будущее, но если мы не будем обучать детей гуманитарным наукам, через некоторое время от нашего государства не останется ничего».
Против запрета в школах существующих учебников истории и введения одного, единого для всей страны, издания высказался министр образования Нижегородской области Сергей Наумов (заметим в скобках – историк по первому образованию). По его словам, детей необходимо научить работать с различными материалами и делать на основании прочитанного верные выводы. «Общая цель изучения истории состоит в том, чтобы знать «факты и только факты», – напомнил он. – Главная задача – выяснение «достоверного хода событий». Если придерживаться такого подхода к исторической науке, то цель школьного исторического образования заключается в том, чтобы приобрести опыт анализа исторических источников, научить сравнивать, сопоставлять, а в результате сформировать у школьников способность к историческому мышлению, критическому анализу информации».
Работа продолжилась в пяти секциях, открывшихся в ННГУ имени Н. И. Лобачевского, педагогическом университете имени Минина и музее науки «Нижегородская радио лаборатория». По итогам съезда его участники подписали резолюцию и решили внести некоторые предложения в разработку образовательной программы. Среди пунктов резолюции — увеличение количества уроков истории в школе, возврат к линейному преподаванию истории, необходимость установления контроля общественной палаты за созданием учебного пособия по истории Нижегородской области, расширение рабочей группы, созданной для решения данного вопроса; прекращение процесса реорганизации исторических кафедр и факультетов в вузах региона.
К сожалению, все решения съезда имеют исключительно рекомендательный характер и не будут определять политику в сфере образования. К слову,несмотря на неудовольствие преподавателей и профессоров, в самом скором времени готовится слияние исторического факультета и факультета международных отношений в ННГУ имени Лобачевского. И никакая резолюция не поможет остановить этот процесс – запущен он сверху.
Кроме того, несмотря на то, что все специалисты жаловались на увеличение преподавательской нагрузки в образовательных учреждениях – в угоду требованиям повышения средней зарплаты учителя и вузовские преподаватели вынуждены вести по полторы-две ставки, что плохо отражается на качестве преподавания, – все, скорее всего, останется по-прежнему.
Фото автора
Комментарии