search
Топ 10

Перспективы развития системы дополнительного образования в Москве обсудили столичные эксперты

На площадке регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Москве состоялось публичное обсуждение вопросов дополнительного образования в столице. Участие во встрече приняли эксперты, специалисты в области дополнительного образования, представители профильных департаментов правительства Москвы, родительского сообщества.

Участникам дискуссии были представлены два доклада – \”Организация и перспективы развития дополнительного образования в городе Москве\”, проведенный автономной некоммерческой организацией (АНО) \”Образовательный культурно-научный центр \”Евро-класс\”, и доклад Департамента образования Москвы \”Об основных направлениях и перспективах развития системы дополнительного образования в городе Москве\”.

Исследование АНО \”Образовательный культурно-научный центр \”Евро-класс\” было проведено в рамках реализации проекта по гранту ОНФ. Эксперты проанализировали действующую в столице нормативно-правовую базу по вопросам организации допобразования и портал госуслуг города Москвы на предмет доступности услуг допобразования в разных районах и округах города Москвы, а также провели опрос в фокус-группах и глубинные интервью с представителями руководства девяти территориальных образовательных комплексов, четырех государственных учреждений дополнительного образования и двух негосударственных, также было организовано анкетирование среди педагогов и родителей.

Согласно указу президента РФ от 07.05.2012 №599 \”О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки\” к 2020 году должно быть увеличено до 70–75% число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам. При этом 50% из них должны обучаться за счет ассигнований федерального бюджета.

В рамках исследования эксперты проанализировали, насколько ситуация в Москве соответствует требуемым показателям. В числе положительных изменений эксперты отметили, что за последние два-три года в результате проведения государственной политики, направленной на развитие дополнительного образования, количество кружков и секций значительно увеличилось. По данным Департамента образования Москвы, программами дополнительного образования в 2016–2017 учебном году охвачены 1 миллион 107 тысяч 765 московских школьников.

Наряду с этим исследование выявило и ряд недочетов в существующей системе. Зачастую, несмотря на серьезную работу по развитию дополнительного образования в Москве и увеличение охвата детей такими программами, родители и педагоги сталкиваются с определенными трудностями. Где-то образовательным организациям не хватает материального оснащения и квалифицированных кадров для работы с детьми. В некоторых районах кружков существенно меньше, чем желающих в них записаться, особенно если речь идет о бесплатных кружках. Не каждая семья может позволить себе платить за услуги допобразования, в первую очередь это касается многодетных и малообеспеченных семей.

В некоторых районах Москвы доля детских объединений допобразования, работающих на платной основе, превышает 70%. Например, в Чертаново Южное доля таких объединений составляет 75%, а в Орехово-Борисово Южное – 70,5%. Но в том же Южном административном округе (ЮАО) есть районы, где доля платных услуг значительно меньше заложенных показателей. Так, в районе Братеево это 15,5%, в Царицыно – 18,4%. Подобный разброс в доле платных и бесплатных услуг допобразования наблюдается по всему городу. А для дошкольников, по словам родителей, доля платных услуг в некоторых округах доходит до 90%.

Кроме того, по мнению опрошенных руководителей и педагогов, не обеспечен равный доступ негосударственного сектора (некоммерческих и частных организаций) к финансированию за счет бюджетных средств. Несмотря на то, что конкуренция внутри государственной системы растет, существенного обновления содержания и повышения качества программ без вовлечения негосударственного сектора не происходит. Существующих объемов финансирования, по словам педагогов и руководителей, хватает только на выплату зарплат работникам, а средств на обновление материально-технической базы зачастую не остается.Опрос также выявил проблему нехватки квалифицированных кадров в сфере допобразования. В образовательных комплексах эти функции нередко перекладывают на педагогов-предметников как дополнительную нагрузку, что в большинстве случаев негативно сказывается на качестве преподавания, отмечают родители.

\”Ключевым проблемным аспектом регулирования дополнительного образования детей в настоящее время является обеспечение гарантий получения дополнительного образования за счет бюджетных средств в организациях независимо от формы собственности, – заявил руководитель рабочей группы \”Образование и культура как основы национальной идентичности\” регионального штаба ОНФ в Москве Алексей Гусев. – С учетом выявленных недоработок активисты ОНФ совместно с экспертами выработали ряд предложений правительству Москвы, направленных на улучшении ситуации в сфере дополнительного образования. Во-первых, предлагается создать единый электронный навигатор для родителей и детей по всем видам и формам допобразования и включить в него все предложения, которые существуют в городе, от крупных технопарков до клубов по месту жительства. Такой электронный навигатор даст родителям полную картину и возможность сориентироваться\”.

Помимо этого общественники предлагают создать в столице персонифицированную систему учета охвата детей услугами дополнительного образования. Сейчас это в большей степени работает для решения управленческих задач. А нужно, чтобы это заработало для потребителя, например в качестве именных сертификатов, которые позволяли бы детям и родителям самостоятельно выбирать услуги. Необходимо, чтобы вся система была в первую очередь сориентирована на потребности ребенка и родителей.

Также активисты ОНФ предлагают разработать и реализовать в столице комплекс мер, направленных на выравнивание территориального дисбаланса в количестве, спектре и доступности на бюджетной основе программ допобразования. Недопустима ситуация, когда в Центральном административном округе (ЦАО) на один кружок приходится 18 детей, а, например, в Восточном и Юго-Восточном округах – 30 и 36 детей на учреждение соответственно.

Кроме того, по мнению экспертов, необходимо расширить возможности индивидуального выбора семьями бесплатных программ в соответствии с их интересами. Одним из ключевых инструментов в решении этой задачи должно стать создание условий для равного доступа негосударственного сектора, в том числе некоммерческих организаций (НКО), к бюджетному финансированию.

По итогам состоявшейся дискуссии заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Игорь Павлов предложил обсудить итоги проведенного экспертами ОНФ исследования с широкой педагогической общественностью на площадке Клуба директоров общего и дополнительного образования. Представители Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства также выразили готовность учесть предложения активистов ОНФ и внести необходимые корректировки в дальнейшей работе по развитию подведомственных им учреждений дополнительного образования. Со своей стороны представитель Департамента информационных технологий города Москвы заявил о готовности вести работу по совершенствованию портала госуслуг в интересах потребителей и созданию единого электронного навигатора. Планируется, что работа над навигатором будет завершена весной 2017 года.

По информации onf.ruФото Вадима Мелешко из архива \”Учительской Газеты\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту