Цели классного часа, который предлагается вашему вниманию, – патриотическое воспитание учащихся, становление гражданско-нравственной позиции подрастающего поколения на примере истории и культурных ценностей родного края, малой Родины. Несмотря на то, что данное мероприятие – о конкретном регионе, схему изложения материала может использовать учитель из любого уголка России.
Задачи:
1) развитие познавательных способностей учащихся;
2) расширение представления учащихся об истории и культурных ценностях малой Родины;
3) знакомство с профессиями предприятий города;
4) развитие кругозора учащихся, наблюдательности, коммуникативных способностей учащихся;
5) воспитание культуры общения.
Предварительная подготовка
1. Посещение учащимися Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы», музея стекла и хрусталя в городе Никольске, фабрики «Игрушек» Пензы.
2. Комплектование трех творческих групп учащихся для создания информационного отчета о проведённых экскурсиях с использованием компьютерных презентаций:
– Государственный Лермонтовский музей – заповедник «Тарханы»;
– «Никольский» завод стекла и хрусталя;
– фабрика «Игрушек».
3. Задание для коллектива родителей – подготовка материала о Пензенской кондитерской фабрике.
4. Выбор ведущих из числа учащихся, распределение ролей.
5. Оформление выставки художественно-познавательной литературы о достопримечательностях Пензенского края.
6. Выпуск стенных фотогазет об экскурсиях.
Оборудование для проведения классного часа:
– мультимедийное компьютерное оборудование;
– звуковое оформление;
– выставка художественно-познавательной литературы, стенные фотогазеты.
Ход классного часа
1) Вступительное слово.
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости. Вы присутствуете на нашем классном часе «Пензенский край – частица России». Пензенская промышленность вносит большой вклад в развитие России. Пенза – удивительный город. Пензенская область расположена в центре Европейской части России на расстоянии 625 км к юго-востоку от Москвы. Пензенский край имеет богатую историю. Долгие годы документом о Пензе считалась «Строельная книга», составленная в 1665 г. пензенским воеводой. В ней есть такие строки: «Лета 7174 октября в 13 день по Государеву Цареву и великого князя Алексея Михайловича… Указу и по грамотам и приказу Большого Дворца воевода Елисей Протасьев сын Лачинов построил на Пензе у города посад и слободы…». Пройдите сейчас по улицам, площадям и паркам Пензы: город растет в ширину и в высоту. В разных его концах можно видеть пяти, семи и десятиэтажные здания. Уходить в прошлое старое, с приземистыми домиками Пенза. Богата история нашего города, с которым связаны жизнь и деятельность многих выдающихся представителей русской и мировой культуры.
Ведущий 2: Богата летопись города Пензы, и обо всем этом свидетельствуют многие памятные места, заводы, фабрики, новые улицы и площади:
Государственный Лермонтовский музей – заповедник «Тарханы».
Находится в селе Лермонтово Белинского района. Здесь, в имении Е.А. Арсеньевой, бабушки поэта, прошли детские и отроческие годы М. Ю. Лермонтова. Здесь же покоится его прах. В «Тарханах» представлены не только мемориальные ценности, но и воспроизведён уклад жизни российской усадьбы первой половины XIX века. Ежегодно музей-заповедник посещают около 200 тысяч человек.
Государственный музей А. Н. Радищева.
Открыт в 1945 году в селе Аблязово (ныне село Радищево Кузнецкого района), фамильной вотчине Радищевых, где прошли первые 7 лет жизни писателя, просветителя и философа.
Никольский музей стекла и хрусталя.
Основан в 1789 году, когда владелец завода Н.А. Бахметьев начал собирать лучшие образцы производства своего завода. Собрание музея – одно из уникальных и крупнейших в стране.
Ведущий 1: Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь.
Основан в середине XVII века.
Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого.
Открыта 1 января 1892 года. Собрание картин насчитывает более 11 тысяч произведений русского и зарубежного искусства. В их числе коллекция икон, картины Ф.Рокотова, И.Шишкина, И. Айвазовского, Ван Остаде и др.
Чтец:
Пройдись по Пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.
Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…
Пройдешь июньскою порою
Любой дорогой полевой,
Хлеба над Мокшой и Сурою
Стоят высокою стеной.
Лесов тенистая прохлада,
Ручьи, как детская слеза.
И над простором необъятным
Родного неба бирюза.
(Матрена Смирнова)
Ведущая 1: Тарханы открыты для всех россиян и иностранных туристов.
2) Каждая группа представляет свою презентацию.
Первая группа поделилась впечатлениями о поездке в музей-заповедник «Тарханы». «Тарханы» являются историко-культурным памятником России. Дом-музей им. М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году, в 1944 году он преобразован в музей-усадьбу. В 1960 году музей включен в список памятников истории и культуры республиканского значения, в 1969 году преобразован в государственный музей-заповедник. Указом Президента России от 2 апреля 1997 года «Тарханы» включены в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Музей включает в себя три комплекса: Барскую усадьбу, мемориальный комплекс с могилой поэта и Апалиху. Большую часть заповедника занимает бывшая барская усадьба с заповедным парком, фруктовыми садами, прудами, дубовой рощей.
Вторая группа рассказала о поездке в музей стекла и хрусталя в город Никольск.
Это было в 1764 году. В окруженном непроходимыми лесами глухом засурском стане, недалеко от села Никольская Пестровка, крепостные умельцы возвели стекольный завод. Как говорится в архивных документах, его людям было повелено «Делать хрустальную и стеклянную посуду и стекло самым добротным мастерством».
В музее можно видеть изделия из стекла и хрусталя, отделанные венецианской нитью. Надо отметить, что никольские мастера первыми в России разгадали древние секреты венецианцев.
Работы никольских умельцев демонстрировались на различных выставках, всюду вызывая восхищение и гордость. По совершенству форм, изяществу рисунков, чистоте хрусталя эти изделия не уступают лучшим образцам из Чехословакии, Франции, Италии и других стран.
Третья группа учащихся поделилась впечатлениями о походе на фабрику игрушек в городе Пензе.
В 1960 году на базе артелий художественных промыслов была сформирована фабрика игрушек и художественных изделий. Теперь это совершенное предприятие, оборудованное новейшей техникой, где изготавливают полиэтиленовые, металлические и легконабивные игрушки, сувениры из дерева и керамики, головные штапельные и капроновые плашки с художественной росписью.
40 «пензенских» игрушек едут в 125 городов страны. Те, кто посетили наш город, тоже конечно, не уезжают без сувенира, изготовленного на пензенской фабрике игрушек.
На фабрике игрушек мы посетили много цехов, где изготовляют мягкие, пластмассовые , резиновые игрушки. Большинство ребят заинтересовались именно мягкими игрушками. После интересной экскурсии мы купили сувениры, изготовленные на пензенской фабрике игрушек и художественных изделий.
Четвертая группа родителей знакомит детей с одним из предприятий Пензы – «Кондитерской фабрикой».
Пензенская кондитерская фабрика – это предприятие, чья сладкая продукция известна и любима не только в России, но и далеко за её пределами.
ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» входит в состав крупнейшей кондитерской компании России – холдинга «Объединенные кондитеры».
Глядя на огромные предприятие, оснащенное самым современным оборудованием, трудно поверить, что все начиналось с небольшой кондитерской мастерской, где трудились всего 10 человек и объемы производства составляли не более 90 кг карамельной массы и 60 кг пряников в день. Такой Пензенская кондитерская фабрика была 85 лет назад. Несмотря на свой солидный возраст, ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» сегодня – это динамично развивающаяся компания, которая неукоснительно следует поставленной цели, выраженной в миссии предприятия – «Мы выпускаем продукцию, которая помогает делать жизнь приятней».
Фабрика производит продукцию практически в каждом сегменте рынка кондитерских изделий, это более 130 наименований: конфеты, ирис, драже, зефир, восточные сладости, вафли, пряники, печения, вафельные торты.
3) Беседа с учащимся по вопросам:
– Какая промышленность преобладает в Пензенской области?
– Какие профессии наиболее востребованы?
– Какие учебные заведения позволят познакомиться с профессиями данных предприятий?
4) Рефлексия. Учащимся предлагается отметить на карте города Пензы флажками те места, где они уже побывали. Таким образом намечаются области, которые учащимся еще предстоит посетить и узнать.
Марина Самылина, учитель математики гимназии №53 Пензы
Презентация к занятию – во вложенном файле.
Комментарии