В предложениях, вынесенных в заголовок этой статьи, вопросительный и восклицательный знаки вполне можно поменять местами. Вузовская система подготовки учителей проходит стадию огромных перемен. Хорошо это или плохо – мнения на это счет существуют прямо противоположные. Лично я пока не определилась. В этой статье попробую собрать аргументы за и против.
Повод для того, чтобы написать этот материал, поначалу был праздничный. Позвонила институтская подруга: «Свет, у нас ведь 35-летие начфака отмечают. Давайте соберемся!»
В нынешнем декабре Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого отмечает 35-летие подготовки учителей начальных классов с высшим педагогическим образованием. Ровно 20 лет назад, в 1992 году специальность «учитель начальных классов с правом преподавания английского языка» получила автор этой статьи – правда, не в НовГУ, а в существовавшем тогда Новгородском педагогическом институте. В 1993-ем наш НГПИ влился в состав НовГУ, как и еще два новгородских вуза, политехнический и сельскохозяйственный.
Поглощение НГПИ Новгородским государственным университетом – образовательным колоссом Новгородчины, вобравшим в себя почти все вузы и профессиональные училища региона – сразу принесло с собой некие перемены для нашего начфака. Во-первых, если ранее учителей начальных классов готовили четыре года, теперь на их обучение стало отводиться пять лет. Простое название факультета изменилось до неузнаваемости из-за введения нескольких дополнительных специализаций. Начфак стал факультетом педагогики и психологии развития ребенка, а с 2005 года – факультетом педагогического образования, искусств и технологий – сокращенно ФПОИТ. Сейчас он готовит учителей начальных классов, физической культуры, музыки, ИЗО, технологии.
То, что теперь получают при окончании вуза выпускники нашего бывшего начфака, называется «университетское педагогическое образование» или «педагогическое образование в классическом университете». Стало ли оно лучше или хуже того образования, которое получали некогда мы? Здесь можно, на мой взгляд, предложить три ключевых параметра оценивания.
Критерий первый. Кто они – будущие учителя?
20 лет назад на факультет начальных классов в НГПИ на мой первый курс поступило 105 человек. Их разбили на пять групп приблизительно по 20 человек в каждой.
Сейчас на ФПОИТ ежегодно поступает всего 20 человек. Одна группа, соответственно.
Когда поступали мы, по моим наблюдениям, не менее 40 процентов первокурсников (точнее, первокурсниц – специфика факультета!) составляли девочки, приехавшие в Новгород из маленьких городов, поселков и деревень разных районов Новгородской области. Они поступили на наш факультет, где проходной балл был 4+5+5, то есть за три экзамена – математика, сочинение и история – нужно было получить не менее 14 баллов. Две моих одноклассницы из престижной школы Новгорода не поступили на начфак, срезались. А эти сельские девочки по конкурсу прошли, потому что по так называемому направлению их прислали сюда родные местные власти – с обязательством вернуться в родные деревни и города, чтобы там работать учителями.
Кто-то из этих девочек показал средние результаты во время учебы в вузе. Человек пять-шесть – близкие к высоким. Но много было среди них и откровенных троечниц. Я симпатизирую им как людям, но мне бы не хотелось, чтобы моего ребенка в школе, особенно все четыре года начальной школы, учил педагог с не слишком развитым кругозором, слабыми познаниями в русском языке, литературе, истории, математике, человек, устная речь которого пестрит ошибками. Я не верю, что самый распрекрасный вуз может поднять уровень интеллекта человека. Как писала Марина Цветаева, «чего не знаешь в детстве, не знаешь на всю жизнь».
Лучше ли стали абитуриенты последних лет? Наверное, нет. Одна их моих сокурсниц, Ольга Юрьевна Тимонина, сейчас работает на ФПОИТ. Она ужасается недостатку элементарных знаний, особенно по русскому языку и истории, у тех, кто в последние годы поступает «учиться на учителя». «Виной всему – ЕГЭ и многочисленные тесты в школах», – считает Ольга Тимонина. – «Ориентированность на экзамен в форме теста не дает возможности развивать устную и письменную речь, обедняет интеллект. Прибавьте сюда зависимость от компьютерных игр, которые поглощают все свободное от учебы время…».
Университетскому преподавателю вторят школьные практики. Маргарита Васильевна Лихачева преподает в школе №14 Великого Новгорода русский язык и литературу. Я специально взяла для примера слова именно этого педагога. Считаю, что ситуация с подготовкой учителей начальных классов в наши дни ничем не отличается от подготовки будущих учителей русского языка и литературы, математики и физики, немецкого языка, биологии… Перечень можно продолжить. Ведь абитуриенты, выбравшие разные факультеты, получали образование в одной и той же школьной системе.
«Ко мне на практику пришли студенты НовГУ, – говорит Маргарита Васильевна. – Откровенно, говоря, были моменты, когда на уроках мои ученики показали себя более сведущими в знании русского языка, чем студенты-филологи. Студентки смогли сделать только половину заданий для 8-го класса. Мои ребята – а у нас самая обычная школа, здесь отнюдь не сплошные отличники учатся – без всякой подготовки на уроке выполнили творческое задание, написали мини-сочинение. Никто из студенток сделать это не сумел».
Критерий второй. А педагоги кто?
Преподаватели высокого класса на нашем начфаке на протяжении всех прошедших лет были и остались. Здесь до сих пор работают те, кто учил меня и моих сокурсников. Декан ФПОИТ Галина Орлова, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, работает в вузе со дня образования начфака, является автором более 150 научных и научно-методических печатных работ. Лидия Сергеева, кандидат филологических наук, доцент, имеет более 70 публикаций, среди которых статьи, книги, методические рекомендации для учителей школ и студентов факультета, преподавателей высших и средних учебных заведений. Итогом ее тридцатилетних наблюдений над речью коренных жителей Новгородской области стала книга «Материалы к идеографическому словарю новгородских фразеологизмов». Большинство диалектных фразеологизмов, представленных в этой работе, не было засвидетельствовано словарями русского языка. Валерий Сильченко – кандидат педагогических наук, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Под его руководством успешно завершена научно-исследовательская работа по теме «Преобразование средней общеобразовательной школы в гуманитарно-культурологическую гимназию» на базе средней общеобразовательной школы № 23 Великого Новгорода с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла. Сергей Ключников – кандидат педагогических наук, разработал курс «Взаимодействие педагога с социально незащищенными детьми». Александр Моторин – доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, руководит магистерской программой «Литературное образование», является участником международных конференций в России, Италии, Финляндии, Венгрии, Польше, главным организатором ежегодной Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения», членом редколлегии «Вестника Московского государственного областного университета».
Продолжатели традиций факультета – его выпускники, ныне работающие бок о бок со своими наставниками. Ольга Тимонина – кандидат педагогических наук, в течение 10 лет ведёт экспериментальную работу по использованию традиций народной педагогики в профессиональной подготовке учителей начальных классов, является одним из разработчиков «Концепции преподавания регионального компонента Новгорода и Новгородской области» и «Концепции воспитания детей и молодежи Великого Новгорода и Новгородской области». Татьяна Соловьева – кандидат филологических наук, является победителем областного тура Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» для работников сферы образования Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002 – 2005 годы.
На мой взгляд, сейчас тем, кто является наставниками будущих учителей, работать очень трудно по сравнению с временами СССР, когда все имели примерно равные ставки. Заработная плата доцентов, кандидатов наук в вузах большинства регионов России, по данным статистики, составляет 10-12 тысяч рублей в месяц. При этом, рискну утверждать, сложившаяся система буквально выталкивает слабых. По словам тех, кто работает на разных кафедрах НовГУ, приоритет в последнее время отдается работникам, имеющим ученые степени. Остальные часто увольняются сами – ведь те, кто не имеет званий и заслуг, могут получать даже 6 тысяч рублей. Если человек по причине отсутствия часов вынужден работать на полставки – зарплата уменьшается до абсурдных 3 тысяч рублей.
С одной стороны, эта тенденция ведет к улучшению качества педагогического состава вузов. С другой – не дает возможности проявить себя новичкам.
Критерий третий. Где работают выпускники?
«Без преувеличения можно сказать, что сегодня наши выпускники трудятся в каждом образовательном учреждении Новгородской области», – говорит декан ФПОИТ Галина Орлова. И это действительно так. Только представьте – раньше ежегодно факультет начальных классов давал сто выпускников в год, и происходило это десятилетиями… Для маленькой Новгородской области это означает, что и не по одному выпускнику нынешнего ФПОИТ трудится в каждой отдельно взятой школе.
Права Галина Орлова и в том, что, имея гуманитарное образование, выпускники могут успешно реализовать себя в разных областях: социальной сфере, системе управления или, например, журналистике. Среди выпускников нынешнего ФПОИТ – председатель новгородской областной Думы Елена Писарева, специалисты комитета по образованию и молодежной политике Великого Новгорода Елена Гарькавенко, Светлана Колесникова и Ирина Хонина, директор Дворца детско-юношеского творчества имени Лени Голикова Великого Новгорода Людмила Пятунина, директор клуба юных моряков Великого Новгорода Аркадий Варухин. Ну, а успешных педагогов-практиков среди выпускников факультета начальных классов не пересчитать – среди них и победители ПНП «Образование», и авторы-разработчики методик, и просто хорошие, настоящие, замечательные первые учительницы для тысяч малышей, которые ежегодно приходят в новгородские школы.
Беда последних лет – образ учителя начальных классов в области скоро приблизится к тому, какой описан в песне: «с седыми прядками над нашими тетрадками – учительница первая моя»… И началась эта тенденция еще 20 лет назад. Тогда – помните, я об этом упоминала – девочки из сел и деревень, учившиеся вместе со мной на начфаке по направлениям, должны были вернуться в родные места работать учителями. Я хорошо помню май 1992 года, огромный лекционный зал, где нас, выпускавшихся из вуза через считанные дни, собрали для важного объявления. В этот год отменили распределение. Год назад, в 1991-м, мы, притихнув, рассматривали бумажку на доске объявлений: наши предшественницы отправлялись работать в села и деревни на три года. Если замуж до распределения девушка не успела выйти в Новгороде – беда, отправишься в глушь убивать лучшие годы жизни… Так думали многие. И губили себе жизнь, выскакивая замуж за первого встречного, либо оформляли фиктивные браки. И вот распределение отменено. И сразу же последствия – не только никто из нас, горожанок, не уехал работать в деревню, но и наши однокурсницы-сельчанки все как одна постарались остаться в Великом Новгороде.
Спустя десятилетия на факультет начальных классов набор стал в пять раз меньше. Закрылось педагогическое училище в Великом Новгороде, также готовившее хорошие кадры для школ и детсадов. Кто в ближайшем будущем станет учить новгородских малышей?
Подобное катастрофическое положение касается и других факультетов, и не одного, как я думаю, НовГУ. По словам Натальи Николаевны Никитиной, доцента кафедры педагогики НовГУ, 20 лет назад на факультет русского языка и литературы в НГПИ поступало 75 человек в год, потом 25 и 15… Из последней группы в 30 человек, поступивших на филфак, осталось к концу учебы 17, а из этих 17 на сегодняшний день только двое собираются идти работать в школу. Два новых учителя русского языка и литературы на всю Новгородскую область!
Студенты последнего курса ФПОИТ, заканчивающие это отделение в 2012-2013 году, фактически станут… последними квалифицированными учителями. Похоже, НовГУ готовит в текущем учебном году и последних учителей русского языка и литературы.
Наталья Никитина объясняет эту ситуацию: «Ребята, которые хотят работать в школе, теперь не смогут получить педагогическое образование. Камнем преткновения стал переход на новые стандарты работы вузов. При этом переходе каждая кафедра НовГУ должна была выбрать между направлениями, например, «филология» или «педагогическое образование по специальности «филология». Большинство предметных кафедр отказались от педагогического образования, так как преподавателям выпускающей кафедры в этом случае идет большая нагрузка. В результате выпускники ряда бывших «учительских факультетов» получат образование, которого будет недостаточно для работы в школе. В их дипломах не будет прописано право преподавательской деятельности».
Добавлю от себя – может быть, это не так уж плохо? А что если, как ни парадоксально, это и есть путь улучшения подготовки будущих педагогических кадров? Повышается проходной балл поступающих в вузы – троечников теперь в вузы пускать не будут. Выпускники станут получать общее классическое образование – и учить будущих школяров придут грамотные, высокообразованные кадры? Ведь и зарплаты учителей в результате сужения «коридора в профессию» тогда повысятся. Пусть новых педагогов будет не сто человек на область ежегодно, а только 20, но они станут лучшими?
Но что делать с другой стороной медали – сокращением в программах обновленных педагогических вузов часов на методики, а также сокращением часов на педагогическую практику?
Я ушла из школы, проработав в ней только два года. Не получив за четыре года учебы в НГПИ ни одной «четверки» в зачетке – только «пять», я, школьная медалистка, победительница областных и всероссийских олимпиад по русскому и английскому языкам, которая могла бы передать свои знания детям, не успела поделиться с ними даже сотой долей того, что знала. И причина, как я теперь вижу, только одна. Преподавание методик в вузе не дает, к сожалению, того, что может дать студенту педагогическая практика под руководством – не для галочки, а от души – опытной учительницы-наставника в школе. Мне очень не повезло – у меня за всю педпрактику и в начале работы в школе не было такого наставника. Более того – на моей первой педпрактике учительница просто воспользовалась тем, что пришла замена и отправилась с легким насморком на две недели на больничный, бросив меня одну. И ведь так поступают со студентами многие школьные учителя!
Я понятия не имела о том, что делать, если класс шумит; готовясь к уроку, думала, что буду делать на разных его этапах я, а не о том, чем будут заняты в это время мои дети. Все эти интереснейшие и бесценные знания я, увы, слишком поздно почерпнула сейчас, беря интервью за годы работы в «Учительской газете» у замечательных учителей из разных регионов России. Если обновленные наши вузы, чьи выпускники могут впоследствии пойти работать в школы, залатают главную свою прореху – недостаток методики – мы получим отличных специалистов. Которым каждый из нас с удовольствием отдал бы на учебу собственного ребенка.
Фото автора
Комментарии