В поселке Горбунки Ломоносовского района Ленинградской области на базе Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина состоялась научно-практическая конференция, посвященная внедрению федеральных государственных образовательных стандартов в условиях введения нового закона «Об образовании в РФ».
Участие в конференции приняли статс-секретарь – заместитель министра образования РФ Наталья Третьяк, разработчик ФГОС, глава издательства «Просвещение» Александр Кондаков, первый вице-губернатор Ленинградской области Константин Патраев, представители педагогических сообществ Карелии, Архангельска, Новгорода, Мурманска, Пскова, Вологды и Санкт-Петербурга.
Приветствуя участников конференции, Константин Патраев заметил, что подготовка к переходу на новые образовательные стандарты в Ленинградской области ведется шесть лет. За это время 70% педагогов прошли переобучение. Заместитель министра образования РФ Наталья Третьяк, в свою очередь, рассказала участникам конференции об особенностях нового закона «Об образовании в РФ». По ее словам, много вопросов со стороны педагогического сообщества вызывают позиции изменения уровней, видов образовательных программ и типов образовательных организаций (ОО). Как пояснила Наталья Третьяк, статья 12 закона «Об образовании в РФ» регулирует вопросы, связанные с образовательными программами. В этой статье представлена не только классификация образовательных программ, но и регулируются вопросы их разработки образовательными организациями. Данные изменения повлекли за собой пересмотр типологии образовательных организаций. Отныне тип ОО определяется не произвольно, а исходя из образовательных программ, реализация которых является основной целью деятельности ОО. В соответствии с новым законом общеобразовательной будет признаваться организация, осуществляющая в качестве основной образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего или среднего общего образования. При этом закон наделяет такую организацию возможностью реализовывать программы дошкольного образования, дополнительного образования, профессионального обучения. С введением новой типологии упраздняется деление ОО в рамках одного типа и вида. То есть деление на гимназии, лицеи, школы, колледжи уходит. Теперь в рамках одного образовательного учреждения могут реализовываться программы различной направленности и углубленности, то есть программы для гимназического уровня, программы углубленного изучения предметов, например, естественно-научного цикла и программы для детей с особыми потребностями здоровья или для талантливых детей. Вместе с этим меняются подходы к аккредитации образовательных учреждений. Если ранее одним из ключевых был вопрос установления соответствия статусу, то отныне этот вопрос не будет предметом госаккредитации. Предметом госаккредитации останется исключительно подтверждение соответствия подготовки обучающихся требованиям ФГОС. Зам. министра образования также обратила внимание на то, что теперь финансовая обеспеченность учебных заведений будет зависеть не от их статуса, а от количества и качества реализуемых обучающих программ. Наталья Третьяк призвала директоров школ привести в соответствие с новым законом «Об образовании в РФ» уставы образовательных учреждений. Работа должна быть завершена до февраля 2016 года. Опытом введения ФГОС в Ленинградской области поделился председатель Комитета общего и профессионального образования Сергей Тарасов. Как заметил глава ведомства, регион одним из первых начал эксперимент по введению образовательных стандартов в школах. Апробация впервые прошла в 2007 году в 20 школах, и сейчас дети продолжают учиться по образовательным стандартам средней школы. Как сообщил Сергей Тарасов, сегодня треть всех школьников Ленинградской области учится по новым стандартам. Большая часть из них – ученики начальной школы. Стандарт основной школы осваивают 5462 ребенка из 101 учебного заведения. С начала нового учебного года стандарты среднего образования будут введены еще в 73 школах. Формат конференции также предполагал секционные заседания, на которых рассматривались вопросы экспертизы образовательной программы, образовательные технологии в рамках ФГОС, вопросы научно-методического и учебного сопровождения ФГОС, профессиональной культуры учителя. Самой многочисленной стала секция «Оценка достижений учащихся в условиях ФГОС». Свой опыт подхода к оцениванию представили педагоги Мурманской, Псковской, Ленинградской областей и Республики Карелия. Но, несмотря на серьезные наработки, большая часть выступающих признала: трудно соединить идеологию ФГОС и их реализацию. Как заметила директор Центра оценки качества образования (Республика Карелия) Ольга Костенко, проблема оценивания напрямую связана с технологиями обучения, которые используют педагоги в массовой школе. Несмотря на то что в России с 1960-х годов существуют технологии развивающего обучения, направленные на то, чтобы поддерживать самостоятельность, активность ребенка, в массовой школе до сих пор используются репродуктивные технологии обучения. То есть когда учитель излагает материал, а ученик должен его воспроизвести. И чем точнее ученик повторяет то, что написано в учебнике, тем успешнее он оценивается. Новый стандарт как задачу ставит развитие опыта деятельности и самостоятельности ребенка в этой деятельности. Ребенок должен в ходе обучения не только освоить какой-то материал, то есть приобрести некие навыки, но еще и самостоятельно поставить задачу и предложить решение задачи. Понятно, что все это разбивается на более мелкие действия, которые ученик должен выполнить, и уже степень выполнения этих действий является результатом успешности. Увы, учитель к этому не готов.
– Мы сегодня говорим о том, что учитель должен не давать ребенку знания, а создать ему обучающую ситуацию, при которой ребенок осознает, что ему не хватает знания для решения той или иной задачи. Например, «два американца, три француза и два россиянина отправились на Эверест, сколько европейцев было в команде?». Ребенок понимает, что сначала нужно узнать, кто такие европейцы, и для этого необходимы дополнительные сведения. Сегодня существует множество образцов подобных задач, но в массе своей учитель пока не готов перестаиваться. А если он в обучении не использует эти подходы и виды заданий, то как ребенок продемонстрирует их в результате? – говорит Ольга Костенко. По мнению самого педагогического сообщества, переменам мешает весь опыт предыдущей деятельности. Да, в прежней технологии оценивания учитель был успешен, но мир меняется, и необходимо меняться вместе с ним. Правда, составляя прогноз на будущее, педагоги заметили: чтобы перемены органично вплелись в современность, нужно как минимум пять лет.
Фото автора
Комментарии