В конференции приняли участие более 300 человек, в том числе директора школ, представители региональных органов управления образованием, руководители вузов. В рамках мероприятия прошел «круглый стол» на тему информатизации образовательных учреждений в рамках концепции «Наша новая школа». В качестве экспертов на нем выступили директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, ведущий научный сотрудник Вычислительного центра РАН Александр Уваров, президент Microsoft в России Николай Прянишников и директор международной программы Microsoft «Партнерство в образовании» Джеймс Бернард.
Досье «УГ»Это важноИгорь БАЛАНДИН, директор по работе с системой образования Microsoft в России:- Сегодня в области образования в России Microsoft реализует более 25 различных инициатив: это предоставление доступа к программному обеспечению, технологии для организации образовательного процесса и автоматизации деятельности учебных заведений, программы повышения квалификации, другие социально значимые инициативы. Если говорить конкретно о системе школьного образования, то на 4-й Международной конференции Microsoft «Образование в 21 веке» мы представили новое предложение для российских школ, называется оно MultiPoint, и должен сказать, что это предложение уже вызвало интерес у руководителей школ и органов управления образованием субъектов Российской Федерации. MultiPoint позволяет радикально снизить расходы школы на оборудование посредством того, что к одному серверу подключается до 10-15 рабочих мест и для каждого рабочего места достаточно только монитора, клавиатуры и мыши. Системные блоки не нужны. Таким образом, эта технология минимизирует расходы по созданию компьютерных классов в школах, и, более того, эти классы становятся мобильными, оборудование ведь достаточно легкое, особенно если мониторы жидкокристаллические. Переносить их внутри школы очень просто. Конечно же, такие схемы организации работы в классе могут применяться и в учреждениях начального и среднего профессионального образования.Сделал Microsoft и уникальные ценовые предложения по лицензиям для российских школ – это около 250 рублей в год на один персональный компьютер. Мы, кстати, распространили такие же условия на другие типы образовательных учреждений – детские сады, НПО, СПО, дополнительное образование. Эти же условия действительны для всех уровней органов управления образованием субъектов РФ. Важно, на мой взгляд, и то, что комплексное предложение для сферы общего образования включает в себя помимо лицензий большой набор дополнительных продуктов, программ организации обучения и переквалификации, специальных предложений для школьников.
Татьяна ЕФЛАЕВА, Ольга МАКСИМОВИЧ
По замечанию Александра Асмолова, ключевой проблемой современного образования стало отставание учителя от ученика прежде всего во владении новыми технологиями. Джеймс Бернард продолжил мысль российского коллеги, отметив, что сейчас очень важно предоставить талантливым, увлеченным педагогам возможности эффективно использовать ИКТ для превращения обычного учебного процесса в увлекательнейшие проекты, объединяющие учеников, учителей, администраторов, родителей в творческие коллективы для решения самых разнообразных задач. Microsoft всецело поддерживает педагогов на пути к этой цели, предоставляя необходимые инструменты и обучение. Помощь учащимся и учителям в реализации их потенциала – одна из главных целей программы Microsoft «Партнерство в образовании», благодаря которой новые технологии освоили уже более 7 миллионов преподавателей, в том числе более 130 тысяч российских педагогов. Программа рассчитана на 10 лет, в нее уже инвестировано 500 миллионов долларов по всему миру. Мы расспросили господина Бернарда о современных тенденциях в образовании и различных проектах в рамках программы Microsoft «Партнерство в образовании», связанных с Россией.
– Господин Бернард, какие главные тренды в современном образовании вы выделяете?
– Мы выделяем несколько тенденций развития образования, которые связаны прежде всего с глобальными изменениями в социально-политической, культурной жизни общества в XXI веке, развитием и изменением структуры рынков труда, проникновением технологий в каждодневную жизнь человека. Первым таким направлением я мог бы назвать виртуализацию образования – для того чтобы учиться, узнавать новое, совершенно необязательно физически приходить в класс или аудиторию, можно учиться дистанционно, слушать лекции, получать консультации и учебные материалы, сдавать контрольные и экзамены, то есть полноценно учиться, имея компьютер и доступ в Интернет. Второе: образование становится все более доступным, особенно тем лицам, которые в силу физических, материальных, психологических и других причин не могут учиться «как все» – в стенах школы или вуза. Далее, сам процесс обучения становится, на мой взгляд, все более индивидуализированным – с тем количеством и разнообразием учебных материалов, множеством открытых источников в Интернете каждый может подобрать для себя именно то обучение, которое в полной мере соответствует его возможностям и потребностям.
– Джеймс, расскажите, пожалуйста, об исследовании Microsoft по применению ИКТ в образовании, в котором в текущем учебном году участвуют Финляндия, Сенегал, Индонезия и Россия. Почему выбраны эти страны и известны ли уже какие-то результаты?
– Мы выбрали эти страны, потому что они совершенно разные – по экономическим показателям, культурной составляющей, по особенностям образовательных систем. Это дает нам возможность получить объективную, целостную картину.
Название данного проекта – «Международное исследование по изучению эффективности использования ИКТ в учебном процессе». В России мы изучаем 4 региона – Алтайский край, Карелию, Тамбов и Москву. В ходе исследования среди прочего мы задавали вопросы учителям, что мешает им применять ИКТ на уроках. Несколько лет назад нам отвечали, что нет доступа ни к Интернету, ни к технологиям. Сейчас камнем преткновения стал тот факт, что сегодняшние ученики разбираются в компьютерных технологиях гораздо лучше самих преподавателей, то есть налицо потребность учительской аудитории в повышении квалификации в области ИКТ. При этом меня удивило, что практически 100 процентов школ в России имеют доступ к ИКТ. Россия в этой области ушла вперед по сравнению с другими тремя странами, где реализуется проект. Теперь нам важно понять, как применяются эти технологии, помогают ли они учителю повысить качество подготовки учеников, соответствуют ли задания требуемому уровню знаний. Проект начался в прошлом году и рассчитан на три года, так что это пока лишь самые первые, предварительные результаты.
– Что такое «Сеть творческих учителей»?
– Я общался с двумя российскими учителями – победителями Европейского инновационного образовательного форума в Берлине. Они создают на основе современных технологий новые, креативные методы преподавания. Мы хотим, чтобы таких учителей было больше. Для этого создан портал «Сеть творческих учителей», на котором только по России общаются и обмениваются опытом по самым актуальным вопросам преподавания более 75 тысяч пользователей. На портале можно найти очень интересные методические разработки. Могу привести вам международные примеры. Так, один из английских педагогов преподает музыку при помощи игровой приставки и разрабатывает игры для образования. Еще поразительнее пример учительницы из Лесото в Южной Африке, которая в отсутствие электричества использовала в классе свой лэптоп, предварительно заряженный дома.
– Одна из российских школ – №550 Санкт-Петербурга – была включена в проект Microsoft по работе с ведущими инновационными школами мира. По каким критериям она была отобрана?
– Было подано более ста заявок, а отобрано всего 30. Первый из критериев – наличие в школе сильного менеджера (директор-лидер), второй – наличие у школы четкой концепции дальнейшего развития, в том числе технологического. И, в-третьих, в школе должен быть преподавательский состав, который готов создавать и поддерживать инновационные методы обучения. Мы надеемся, что эта школа станет одним из флагманов модернизации образования в вашей стране. Мы считаем, что по всему миру таких школ должно становиться все больше, они должны объединяться, чтобы не остаться лишь маленькими островками передового опыта в своих странах.
Комментарии