29 июля в Минобрнауки России снова вернутся к обсуждению вопросов, связанных с итоговым сочинением для 11-классников. А пока в ведомстве прошло первое заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
Наталия Солженицына
Владимир Толстой
Алексей Варламов
Сергей Волков
Людмила Дудова
Ярослав Кузьминов
Борис Любимов
Людмила Мардер
Юрий Пивоваров
Игорь Реморенко
На заседании также присутствовали министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, первый заместитель министра Наталья Третьяк и директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Анастасия Зырянова.
Заседание проходило в формате знакомства членов Совета друг с другом и дискуссии о приоритетных направлениях работы нового органа. Его возглавила президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.
Дмитрий Ливанов обозначил основную задачу работы Совета: разработать и утвердить основные направления тем сочинений. Глава Минобрнауки России напомнил, что вся необходимая информация по общим направлениям тем итогового сочинения в выпускных классах на 2014/15 учебный год должна быть предоставлена школам не позднее сентября текущего года.
Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова рассказала членам Совета о базовой модели проведения итогового сочинения в выпускных классах. Она была подготовлена рабочей группой Минобрнауки России, обсуждение шло в течение нескольких месяцев (в том числе в сети Интернет, на сайте sochinenie.wikivote.ru).
Согласно этой модели, итоговое сочинение будет проводиться в рамках промежуточной аттестации учащихся и являться допуском к дальнейшей сдаче ЕГЭ. При этом писаться сочинение будет в школе. Темы станут известны школьнику только на экзамене.
«Темы должны быть основаны на лучших литературных образцах. Считаю принципиально важным, чтобы они формировались не чиновничеством, а предлагались профессионалами, работающими в гуманитарной сфере», – сказал министр.
Проверкой сочинения займутся учителя с возможным привлечением независимых экспертов. Оценка – зачет/незачет. Проходить новое итоговое испытание для 11-классников будет в декабре, в случае незачета ученик получит возможность до конца учебного года написать сочинение еще раз. Написанные работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. Выпускнику будет дано право при подаче документов в приёмные комиссии вузов решить, предоставлять ли вузу написанное сочинение в составе портфолио или нет. Вузы впервые смогут самостоятельно устанавливать правила учета результатов сочинения при поступлении на те или иные специальности. Максимальный балл, который вуз может выставить за работу, – 10, полученный балл приплюсовывается к баллам ЕГЭ.
Совет обсудил предложенную модель, также состоялась дискуссия по поводу соотношения сочинения и ЕГЭ по русскому языку и литературе, возможности учитывать грамотность при проверке сочинений в школе и вузе, критериях оценки.
«Предложенную сейчас мягкую модель мы будем отрабатывать в ближайшие несколько лет, – уточнила первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. – Это не постоянная форма, мы будем принимать во внимание все поступающие с мест предложения».
Особое внимание в дискуссии было уделено вопросу о целях и задачах сочинения. «Основная наша цель состоит в том, чтобы люди прочитали классику, входящую в курс литературы, – подчеркнул Владимир Толстой, – без этого мы получаем косноязычных, не умеющих выражать свои мысли детей». Сергей Волков в свою очередь отметил, что сочинение в определенном смысле противостоит идее ЕГЭ, часть С в котором пишется по жесткому шаблону: «Это важный момент возвращения к многожанровости высказывания, к творческому началу, к разным формам выражения мысли».
О литературоцентричности будущего сочинения говорила и Наталия Солженицына: «Каждая тема должна раскрываться с опорой на то или иное литературное произведение. Корпус прочитанных в школе художественных текстов – это единственный верифицированный корпус текстов, которые осваивает ученик».
Навык письменного выражения мысли должен формироваться у ребенка с самого детства. «Нужно уже в начальных классах читать детям вслух и учить их излагать услышанное коротенькими текстами, затем продолжать это в средней и старшей школе, усложняя задания. Обязательно читать и обсуждать прочитанное», – сказал Владимир Толстой. Возвращение в школу сочинения – знак учителям, которые работают не только и не столько в выпускных классах, сколько в среднем звене.
Важный вопрос, поднятый на заседании Совета, – определение открытых направлений тем для сочинений. Направлений предположительно будет пять. Объявлены они будут к началу учебного года.
Утверждению направлений будет посвящено следующее заседание Совета, которое пройдет 29 июля.
Комментарии