search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе
0

Олимпиад меньше, участников больше

Спрос на олимпиады со стороны школьников в последние годы увеличился. Об этом, а также о достоинствах и недостатках олимпиадного движения в России вчера говорили в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова, где состоялось очередное заседание Российского совета олимпиад школьников.

В этот раз на заседании присутствовали не только ректоры ведущих вузов страны (МГУ, НИУ-ВШЭ, МГТУ им. Баумана) и руководители оргкомитетов олимпиад, но и  представители Министерства образования и науки РФ, а также Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Основной задачей заседания стало подведение итогов 2010-2011 олимпиадного года. Много говорилось и о качестве самого школьного образования, о «проседающих» предметах, для преподавания которых в педагогических вузах готовится все меньше и меньше квалифицированных учителей. Среди таких областей знаний участники заседания отметили физику и географию.

Заседание открылось докладом ректора МГУ и председателя РСОШ Виктора Садовничего, в котором он представил собравшимся результаты III комплексного межвузовского исследования успеваемости студентов. Данные исследования позволили Садовничему парировать тот аргумент, что олимпиады все чаще воспринимаются вузами как инструмент дискриминирующего подбора абитуриентов. «Этот учебный год знаменателен тем, что значительно увеличилось число участников олимпиад из невыпускных классов. Если в 2009-2010 учебном году их доля от всех участников составляла 5%, то в текущем году эта доля превысила 50%. Причем диапазон – от второго до десятого класса. То есть, мы преимущественно открываем таланты и постепенно показываем им дорогу в хорошее образование…», – заметил Виктор Антонович.

Интересно, что если верить докладу, количество олимпиад и соответственно число их победителей в этом году уменьшилось, однако поток желающих участвовать возрос в разы. «В 2008-2009 учебному году в олимпиадах приняло участие 400 тысяч школьников, в 2009-2010 году – около 500 тысяч, а в этом году это более 800 тысяч школьников. Это является достижением с учетом того, что количество олимпиад сокращается», – подчеркнул Садовничий.

Говорили участники встречи и о том, что олимпиада в современном понимании – один из мощных социальных лифтов, и о том, что такая возможность самовыражения является для молодежи оздоравливающей. Так, по мнению Президента Лиги здоровья нации и члена РСОШ Лео Бокерии, процесс подготовки к участию в интеллектуальных состязаниях зачастую может отвлечь подрастающее поколение от многих пагубных явлений вроде алкоголизма и наркомании, стремительно «молодеющих» в России в последние годы.

Не могли на встрече пройти мимо и отрицательных тенденций в оценке олимпиад. Прозвучали заявления, что эксперты до сих пор сталкиваются с ситуациями, когда некоторые олимпиады характеризует крайне низкий уровень открытости информации. Так, например, участники олимпиады могут быть не только не осведомлены о примерных типах заданий, но и о сроках и формах подачи апелляций. Подчас трудно найти и сам сайта той или иной олимпиады в Интернете. Однако есть и противоположные примеры: некоторые олимпиады вывешивают на всеобщее обозрение сами работы участников, а процесс подачи апелляций и обсуждение работ проводится в электронной форме.

На заседании РСОШ также обсуждались и способы оценки качества самих олимпиад. «Экспертиза качества проведения олимпиад школьников является нашим приоритетом. Она проводится не только для формирования перечня унифицированных критериев, но и для выявления существующих в системе недостатков и недочетов, она помогает давать дальнейшие рекомендации оргкомитетам олимпиад. Вообще это очень важно – сохранить в чистоте олимпиадное движение», – подчеркнул председатель РСОШ Виктор Садовничий.

Каждый год критерии совершенствуются, исходя из выявленных недочетов текущего года. В число критериев входят «творческий характер и новизна заданий олимпиады», «профессиональная квалификация и опыт работы по профилю членов оргкомитета олимпиады», «уровень методической базы олимпиады» и т.д. Причем вес первого критерия при оценке составляет 50%. Это вызвало дискуссию среди собравшихся, поскольку сложно объективно и четко оценить творческий характер в независимости от исследуемого объекта.

Некоторые эксперты также выразили сомнение и в отношении количественных критериев экспертизы. Критерий количества участников вообще является одним из наиболее дискуссионных. Особенно это касается отдаленных и малонаселенных регионов страны, где могут формироваться качественные форматы олимпиад, но из-за небольшого количества участников они не могут выйти на новый уровень и получить должную поддержку.

Фото с сайта www.youngscience.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте