search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования
0

Ольга БРЮХАНОВА, учитель русского языка и литературы школы №947, кандидат философских наук, лауреат Премии Президента РФ, член Совета Ассоциации учителей русского языка и литературы: Судьба страны – в руках учителя

​Россия вступает в третье десятилетие своей новейшей истории, продолжая реформирование институтов государства и общества. Осуществление стратегии страны цель не только современников, но и будущих поколений россиян – тех, кто сегодня учится в высших учебных заведениях, школах, ходит в детский сад. Можно без преувеличения сказать, что судьба будущего России находится в руках преподавателей вузов, учителей школ, воспитателей и будущих выпускников университетов, педагогических институтов и колледжей. Учителя должны принимать активное участие в обсуждении, планировании перспектив развития отечественного образования.

Российские образовательные стратегии, безусловно, нуждаются в модернизации, поскольку в течение последних десятилетий в нашей стране, в мире происходят серьезные геополитические, информационные изменения. Меняются культурные ориентиры, ценности. Неопределенность ценностных систем, девальвация традиций, нарушение глубинных связей между поколениями, высокий темп обновлений в обществе, размывание государственных, этнокультурных, морально-этических границ заостряют вопрос о том, что в ходе модернизации Российского образования чрезвычайно важно сохранение лучших традиций отечественного просвещения, их развитие с учетом современной социокультурной ситуации. Убеждена, что активное участие учителей в обсуждении реформ отечественного образования может как обеспечить преемственность педагогического опыта, так и выработать инновационные подходы к образованию, воспитанию.Где должна измениться система столичного образования? Каково должно быть содержание учебных дисциплин, технологии обучения и методы воспитания? Какими знаниями должен обладать выпускник школы? Какой должна быть современная московская школа, чтобы помочь становлению самостоятельной, активной, способной к самосовершенствованию личности, усвоившей общечеловеческие ценности? Этими и другими дискуссионными вопросами задается профессиональная общественность и пытается дать на них свои ответы. Учительству важно обсуждать проблемы, стоящие перед современной школой, поскольку именно предметники становятся активными участниками реформ отечественного образования. Сегодня возникает необходимость объединения педагогов в общественные организации, так как именно общественные организации – узаконенная форма деятельности профессиональных сообществ. Общественные организации должны стать мощным инструментом влияния, воздействия учительской общественности на разработку новых образовательных стратегий. Задача заключается в том, чтобы научиться правильно пользоваться возможностью диалога учителей и власти.Одна из главных задач федеральных государственных стандартов образования – показать, что главная миссия школы заключается в социальной и профессиональной консолидации сил (общественности, родителей и учителей). Если раньше власть была готова делегировать часть своих функций в области образования общественности, то согласно новым стандартам не делать этого она уже не может. Разработчик стандартов член-корреспондент РАО Александр Кондаков так прокомментировал этот аспект ФГОС: «Очень важный момент – элемент стандарта – то, что родители и органы общественно-государственного управления – активные участники организации процесса. Мы формируем те самые инструменты гражданского общества, которые регулируют взаимоотношения, в том числе и в сфере образования». Примеров подобного взаимодействия множество: принятие школой образовательной программы как некоего договора между семьей, школой и муниципалитетом, решение, по каким учебникам и учебно-методическим комплексам будут заниматься дети. Кроме того, стандарты предполагают договоры и другого уровня, в частности, между Департаментом образования и общественными профессиональными организациями.Год назад было положено начало движению учителей-предметников Москвы и иных работников образования по созданию официально зарегистрированных общественных организаций. Опыт оказался относительно положительным. Задача, поставленная педагогическими ассоциациями, – продемонстрировать возможную роль общественности в принятии тех или иных ответственных решений на уровне государства, региона, округа, расширить формы сотрудничества государства и профессионального сообщества в решении вопросов повышения качества образовательного процесса, в развитии общественно-государственного взаимодействия в системе столичного образования, в росте профессиональной культуры педагога.Деятельность предметных педагогических ассоциаций в прошлом учебном году была направлена на решение некоторых проблем. Члены ассоциаций участвовали в олимпиадном движении столицы, в работе по созданию программы поддержки детей-мигрантов, программы взаимодействия Департамента образования и Департамента культуры, в проекте «Газеты в образовании», сотрудничали с Московским центром качества образования, провели огромную работу по экспертизе учебников на соответствие ФГОС второго поколения.Однако остаются нерешенными острые проблемы, которые волнуют каждого учителя: новая система оплаты труда, новая форма аттестации, реальная готовность школ столицы к введению ФГОС. Решение этого далеко не полного перечня проблем столичного образования невозможно без активного подключения широкой учительской общественности к взаимодействию с Департаментом образования и иными органами исполнительной власти.Есть надежда, что учителям Москвы под силу рассмотрение и подготовка предложений о принятии, изменении, дополнении или отмене законодательных и иных правовых актов в сфере образования. Опыт работы с учителями показывает, что они вполне компетентны в выработке научно обоснованных рекомендаций по проблемам российского, и в частности столичного, образования, в проведении общественной сертификации и аккредитации своих коллег-учителей.Именно для усиления координационной деятельности общественных организаций учителей-предметников и иных работников образования важно создание единого Союза предметных педагогических ассоциаций, что позволит нам, смею надеяться, сделать шаг к гражданскому обществу в России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте