search
main
Топ 10
О Дне российской науки узнают школьники на «Разговорах о важном» 6 февраля Перед открытием Года педагога и наставника шесть учителей Северной Осетии получили награды Минпросвещения Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой – хороший повод вспомнить о культуре речи Минпросвещения представило проект нового порядка проведения ЕГЭ В Пятигорске выбрали лучших учителей и воспитателей ФИПИ начал публикацию методичек по проверке заданий ЕГЭ с развернутым ответом На рынке труда России возросла потребность в специалистах образовательной сферы Каникулы в школах: как дети будут отдыхать во втором полугодии О том, кто такие ученые и зачем они нужны, школьники узнали на «Разговорах о важном» Что такое родительское эмоциональное выгорание, и как выйти из этого состояния Минобрнауки: идет работа над единой системой преподавания истории от школы до окончания вуза Профориентационные мастерские появятся в сельской школе на Сахалине Стандарт исторического образования: в Минобрнауки рассказали о принятой Концепции преподавания истории Программа Года педагога и наставника пополнилась еще одним важным фестивалем В школах Москвы заработают по новому предпрофессиональному стандарту: какие изменения ждут учеников и учителей Низкая тревожность и позитивный образ будущего: что нужно для психологической безопасности образовательной среды Границы космоса и температура газа внутри спутника: космонавт Сергей Авдеев задал школьникам вопрос на засыпку На Кубани объявили имя лучшего воспитателя 2023 года Минобрнауки планирует при приеме на инженерные специальности снизить акцент на русский язык ЕГЭ, ОГЭ, итоговое сочинение: стали известны планируемые изменения в проведении экзаменов
0

Олег Мальсагов: «Это поколение на голову выше нас»

Для поддержания жизнеспособности вузу очень важно быть в тренде, важно идти в нужном фарватере. Один из таких трендов сегодня – это подготовка инженерных кадров. Правда, качество этих кадров зависит не только от вуза. Большую роль играет и школьная подготовка. Как сделать так, чтобы школьнику было интересно, какую роль играет в этом процессе Олимпиада НТИ* и почему учитель должен измениться, в эксклюзивном интервью «Учительской газете» рассказал Олег Мальсагов, советник ректора по развитию Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО).

​- Олег Русланович, что, на ваш взгляд, прежде всего нужно сделать, чтобы подготовить современного абитуриента?

– Надо подготовить другого учителя средней школы и работать в плотной связке с компаниями-лидерами – потребителями наших кадров. Иного пути мы пока не видим. Среди партнеров Университета ИТМО есть много крупных российских и международных компаний. Это позволяет нам держать руку на пульсе и понимать, какие специальности будут остро необходимы через 6-10-15 лет. Только так мы можем быть достаточно компетентными в вопросах формирования образовательных траекторий и готовить действительно востребованных специалистов.

К сожалению, когда речь идет о детях 15-16 лет – мы практически опоздали. Эти дети уже получили определенный набор знаний, которые зачастую не соответствуют нашим требованиям. Благодаря работе со школьниками и проводимым в ИТМО образовательными мероприятиям, потенциальный студент нашего университета набирает свое портфолио. А для этого у нас создан и работает отдельный механизм, вовлечены сотрудники различных структур, от лабораторий до административного аппарата. Спросите, как? Например, я беру и еду в Анапу работать с детьми – победителями региональных олимпиад по математике, физике, робототехнике, и мы две недели проводим в федеральном детском центре «Смена», там у нас 120-130 детей. По итогам процентов 20 детей получают наши сертификаты, которые дают им от 1 до 3 баллов к результатам ЕГЭ. В таком режиме я выбираю ребят, которые потенциально могут нас заинтересовать. И так со всеми коллегами, от ректора, до преподавателя кафедры. Мы в постоянном поиске своего студента.

Если смотреть в глубину, по сути, мы начинаем «мониторить» детей с 10-12 лет и даже раньше. Это сложно, но это нужно для качественной работы университета в целом. Потому что за те пять-семь лет, которые они затем находятся в школе, они обрастают определенными знаниями, умениями и навыками, нужными именно нашему университету. Чтобы задать их развитию определенный вектор, мы реализуем собственные, предназначенные для школьников программы: образовательные, тренинговые. Мы вывозим детей в лагеря (кстати, у нас в «Сириусе» есть своя смена), участвуем в качестве вуза-партнера в форматах по подготовке школьников, организуем

сессии работы Детского технопарка Университета ИТМО и специальных программ по предпринимательству под названием Teens in Tech. Это все касается работы с талантами, а если говорить о десятилетних ребятах, то все они талантливы. Для развития природных способностей в любой сфере требуется особый подход. В Университете ИТМО есть богатый опыт и знания, как работать со школьником, и это ресурс, который мы стараемся использовать максимально.

Зачастую талантливый ребенок может и не сдать ЕГЭ, а как мы его потом найдем? Вот, соответственно, поэтому мы и делаем свои программы, которые позволяют выявить потенциальных абитуриентов, и это не какая-то новомодная политика – такую деятельность ведем давно и не только мы, не только Университет ИТМО.

А такое явление, как Олимпиада НТИ, было воспринято как глоток воздуха: наконец-то! Кстати, мы были одними из тех, кто начали работать с Еленой Владимировной Шмелевой, директором образовательного центра «Сириус», с первых шагов его создания. С тех пор наши сотрудники почти постоянно в «Сириусе».

– Сегодня система дополнительного образования приступила к выполнению социального заказа – поставить на поток воспитание инженерного мышления у детей. В связи с этим обсуждается вопрос: дети должны прийти в научно-технические кружки или кружки должны прийти к детям?

– Базовые кружки, конечно, должны создаваться в школах, которые уже безвозвратно потеряли такие уроки, как уроки труда. Тем не менее, надо начинать уже вчера, если говорить о массовом вовлечении детей. Ведь моделирование, робототехнику и другие технические увлеченности можно реализовать самыми разными способами.

А давайте вспомним первый конструктор, который собирало не одно поколение советских детей дома и в школе! Он ведь по специальному правительственному заказу разрабатывался больше 70 лет назад. Этот непритязательный набор, состоявший из алюминиевых лекал, гаек, гаечных ключей, давал полный простор для творчества и формирования инженерного мышления. Чего не было в этом конструкторе? Инструкции!

Я принципиально против формата, который в доминирующем объеме предлагается нашим детям сегодня, – «Собери модель по картинке». Это не развитие мышления!

Но тем не менее считаю огромным достижением то, что мы видим здесь сегодня: детей, одаренных техническими способностями, которые сумели их развить и проявить. В олимпиаде НТИ приняли участие 20 тысяч человек. Много это или мало? Это уже колоссально большая цифра по сравнению с первой олимпиадой, но на порядок меньше, чем должно быть, исходя из общего количества школьников в нашей стране.

– Талантливых детей у нас много, но не каждый ребенок без моральной поддержки родителей и учителей может преодолеть страх, неуверенность, инерцию. И, наконец, неизбежные финансовые затраты, связанные с поездками на олимпиады и соревнования, может позволить себе тоже далеко не каждая российская семья…

– Вы абсолютно правы. Надо проводить своего рода диверсификацию и проводить в регионах финалы олимпиад. Все это возрождающееся кружковое движение должно расходиться по всем регионам России, в каждом из них необходимо создать базовые полноценные центры, которые методологически выстроят отношения со школами подобно дереву, ветви которого дотянутся до каждой школы. Эти центры начнут работать с завучами, со школьниками, с учителями, и не только в направлении развития технического творчества, но и в гуманитарном и естественнонаучном русле. Ведь не все дети могут и хотят быть инженерами.

– Олег Русланович, разве то, о чем мы сейчас говорим и свидетелями чего являемся, не есть еще и вовсе не забытое старое? Чем не дотягивали до этого абсолюта преданные идее развития таланта в каждом ребенке дворцы пионеров и дома детского творчества? Или еще была попытка привлекать к работе с детьми практиков, владеющих каким-либо мастерством и имеющих призвание к педагогике. В приоритете были их профессиональные знания и умения, а допуск к работе с детьми давали курсы повышения квалификации…

– Да, и здесь я с вами соглашусь. Отчего-то сложилось мнение, что все, что было раньше, надо отрицать. А ведь на самом деле все, что было раньше и давало результаты, надо восстанавливать. Только, конечно, с учетом новых реалий, новых условий жизни, темпов и уровня технологического развития. В соответствии с вызовом сегодняшнего дня! Вот недавно меня пригласили в город-полумиллионник с просьбой помочь создать что-то вроде мини-«Сириуса». В городе 80 тысяч школьников. Сколько из них надо вовлечь в творчество, чтобы это отразилось на воспитании нового поколения? Полагаю, не менее 10 процентов. Тогда через 10-15 лет наступит изменение ментальности. Конечно, эту инфраструктуру обязательно надо создавать, учить детей, учителей, родителей.

– Какой вам видится роль учителя в современных, меняющихся условиях?

– Мой восьмилетний сын в поиске ответа на любой вопрос не пойдет к полке с книгами, а обратится к Google. И бороться с этим бессмысленно. Но в то же время никогда никакой гаджет не заменит учителя. Однако роль учителя и само понятие «учитель» в его исконном значении постепенно начинает уходить из нашей жизни. Учитель становится все более востребован в качестве наставника.

Исследования детских психологов подтверждают, что если учитель из просветителя и источника знаний не переходит в стадию наставника, то его авторитет у детей сохраняется лишь до 4-го класса. И тогда к 14-15 годам школьники, не наученные самостоятельно получать и систематизировать необходимые для своего будущего знания, не мотивированные к этому процессу, практически теряют интерес к учебе. Как бы мы ни упрекали их в клиповом мышлении, в отстраненности – они просто другие. Это не потерянное поколение – это поколение Google. И оно во многом на голову выше нас.

* Олимпиада Национальной технологической инициативы организована АО «РВК».

Справочная информация

АО «РВК» – государственный фонд фондов, институт развития венчурной отрасли Российской Федерации. Основные цели деятельности АО «РВК»: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). Уставный капитал АО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 26, их суммарный размер – 35,5 млрд руб. Доля АО «РВК» – 22,6 млрд руб. Число одобренных к инвестированию фондами РВК инновационных компаний достигло 218. Совокупный объем одобренных к инвестированию средств – 17,9 млрд руб.

www.rvc.ru.

Фото из архива Олега Мальсагова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте