search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Оксана Родионова, Москва: Проект и сочинение. Два в одном?.

Первая моя личная реакция на весть о том, что «сочинение возвращается» (прямо как Терминатор в культовом сериале): «Опять появятся пособия типа «250 золотых сочинений». Первая реакция рядовой учительницы: «О, можно будет заработать!».

Не спешите обвинять педагогов в цинизме и меркантильности. Их поставили в такие условия, что любое нововведение, запрет и прочие события меряются в денежном эквиваленте.

А еще, конечно, учителя сразу думают: сколько времени отнимет от их и так насыщенной рабочими «радостями» жизни та или иная реформа? Если речь идет о новом экзамене, как в данном случае, сколько времени останется на то, чтобы спокойно работать по программе? Ведь к экзаменам нужно готовится. Детей натаскивать. Этого захотят все – администрация (чтобы школа выглядела достойно), чиновники из управления образованием (чтобы достойно выглядел город, район, регион), родители и дети, естественно. Детям поступать в вузы.

Вернемся на грешную землю. После всплеска эмоций по поводу возвращения уже подзабытого явления пришла пора разобраться с фактами – заглянуть на сайт Президента России, где опубликован «Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству». В этом перечне есть пункт 2, обращенный к Правительству Российской Федерации (ответственный – премьер-министр Дмитрий Медведев), под литерой б находим искомое: «…принять меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учёта при оценке степени  освоения соответствующей  образовательной  программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения».

Прочитала я этот пункт и приуныла… Радости эти меры, казалось бы, столь необходимые в условиях тотальной дебилизации населения, снижения интереса к литературе и чтению, у меня не вызвали.

Хочу заметить в качестве оправдания (если огорчила сторонников сочинения или сторонников метода проекта, довольных, что хотя бы таким необычным способом эта педагогическая технология получит стопроцентное признание в школе), что рассуждаю я не как учитель, а как мама. Мама ученицы третьего класса, которой выпало счастье (или то была планида) поступить в школу вместе с приходом ФГОС начального образования и которой предстоит за время обучения в одиннадцатилетке «войти в воду» всех стандартов по очереди – основной школы, затем старшей…

Конечно, учитывая умопомрачительные скорости введения и отмены нововведений, вполне возможно, что дочке и не будет суждено сдавать этот необычный экзамен-гибрид… А если придется? Очень любопытно, и тут уже не сколько мне, сколько родителям старшеклассников и собственно ученикам 9-10-х классов (11-й, видимо минует чаша сия), во что все-таки экзамен выльется?

Читаю еще раз вдумчиво. Новый экзамен будет проходить (во всяком случае таков проект на сегодня) в форме «публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения».

На мой взгляд, в этой фразе сошлись несовместимые понятия.

Что такое проект? На этот вопрос, благодаря общению с высококвалифицированными учителями и методистами я могу ответить. «Непременным условием проектной деятельности», – цитирую я «Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Москвы», изданные Департаментом образования столицы, – является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности».

То есть, начиная проект, ребенок должен четко представлять конечную цель – продукт, который получится в результате, наметить этапы работы и в финале осмыслить результат.

Может ли быть конечным результатом, продуктом индивидуального проекта сочинение? Предположим, что текст сочинения – это и продукт, и форма рефлексии. Но тогда творческая работа выпускника должна быть по-настоящему революционной. Вряд ли можно считать продуктом проекта выписки из книг и пособий, цитаты из художественной литературы и даже размышления «за жизнь». Тут необходимо не меньше, чем открытие в области литературоведения или новые факты из биографии поэтов, писателей, критиков. На мой взгляд…

Может быть, я поднимаю слишком высоко планку, может быть… Возможно, будет достаточно сформулировать проблему проекта вполне себе в рамках школьной программы, изучить несколько томов литературы или несколько километров сайтов и выдать свое жизненное, философское понимание этой темы. Но все-таки это будет не проект. Это будет исследование, которое в нашем образовании очень часто с проектом путают и которое предполагает выполнение задачи с заранее известным решением.

Этот вопрос – о сочетании проекта и сочинения – основной. Остальных, более мелких, куда больше. Как проект-сочинение будет соотносится с ЕГЭ по русскому языку и литературе? Войдет в структуру одного их них? Пройдет в параллель, как новый единый экзамен? Сколько времени будет дано выпускникам на создание проекта? Сколько времени, наконец, займет защита проектов, если их напишет каждый (!) школьник, завершающий обучение в 11-м классе? Кто будет принимать эту защиту? Кто будет читать сочинения? Кто будет вырабатывать критерии оценки проекта и сочинения? И что это будут за оценки – в баллах или в виде рецензии? Как эту рецензию можно будет использовать при поступлении в вуз? Кто предложит темы проектов-сочинений?

Вопросов масса… И сомнения множатся вместе с ними.

Пока инициатива президента или, скорее, его помощников выглядит весьма натянуто и надумано. Наверное, посыл-то был неплохой. Давайте дадим школьнику возможность блеснуть в конце обучения умом, талантами, самостоятельностью, выдать индивидуальный проект! Давайте вернем заодно сочинение, о котором печалятся блестящие педагоги со стажем! Давайте вернем устную речь в систему экзаменов – ведь проект надо будет устно защищать!

Но тот ли путь выбран для осуществления благих задумок? И не остается ли от всех достоинств идеи только одно – лишняя копеечка школьным филологам-репетиторам, да большой соблазн для армии гуманитариев и создателей специальных групп в сетях продавать эти самые проекты оптом и в розницу….

Мнения учителей о возвращении выпускного экзамена в виде сочинения читайте в \”Учительской газете\” № 48 от 26 ноября 2013 года

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте