search
main
0

Оксана Родионова, Москва: Проект и сочинение. Два в одном?.

Первая моя личная реакция на весть о том, что «сочинение возвращается» (прямо как Терминатор в культовом сериале): «Опять появятся пособия типа «250 золотых сочинений». Первая реакция рядовой учительницы: «О, можно будет заработать!».

Не спешите обвинять педагогов в цинизме и меркантильности. Их поставили в такие условия, что любое нововведение, запрет и прочие события меряются в денежном эквиваленте.

А еще, конечно, учителя сразу думают: сколько времени отнимет от их и так насыщенной рабочими «радостями» жизни та или иная реформа? Если речь идет о новом экзамене, как в данном случае, сколько времени останется на то, чтобы спокойно работать по программе? Ведь к экзаменам нужно готовится. Детей натаскивать. Этого захотят все – администрация (чтобы школа выглядела достойно), чиновники из управления образованием (чтобы достойно выглядел город, район, регион), родители и дети, естественно. Детям поступать в вузы.

Вернемся на грешную землю. После всплеска эмоций по поводу возвращения уже подзабытого явления пришла пора разобраться с фактами – заглянуть на сайт Президента России, где опубликован «Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству». В этом перечне есть пункт 2, обращенный к Правительству Российской Федерации (ответственный – премьер-министр Дмитрий Медведев), под литерой б находим искомое: «…принять меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учёта при оценке степени  освоения соответствующей  образовательной  программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения».

Прочитала я этот пункт и приуныла… Радости эти меры, казалось бы, столь необходимые в условиях тотальной дебилизации населения, снижения интереса к литературе и чтению, у меня не вызвали.

Хочу заметить в качестве оправдания (если огорчила сторонников сочинения или сторонников метода проекта, довольных, что хотя бы таким необычным способом эта педагогическая технология получит стопроцентное признание в школе), что рассуждаю я не как учитель, а как мама. Мама ученицы третьего класса, которой выпало счастье (или то была планида) поступить в школу вместе с приходом ФГОС начального образования и которой предстоит за время обучения в одиннадцатилетке «войти в воду» всех стандартов по очереди – основной школы, затем старшей…

Конечно, учитывая умопомрачительные скорости введения и отмены нововведений, вполне возможно, что дочке и не будет суждено сдавать этот необычный экзамен-гибрид… А если придется? Очень любопытно, и тут уже не сколько мне, сколько родителям старшеклассников и собственно ученикам 9-10-х классов (11-й, видимо минует чаша сия), во что все-таки экзамен выльется?

Читаю еще раз вдумчиво. Новый экзамен будет проходить (во всяком случае таков проект на сегодня) в форме «публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения».

На мой взгляд, в этой фразе сошлись несовместимые понятия.

Что такое проект? На этот вопрос, благодаря общению с высококвалифицированными учителями и методистами я могу ответить. «Непременным условием проектной деятельности», – цитирую я «Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Москвы», изданные Департаментом образования столицы, – является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности».

То есть, начиная проект, ребенок должен четко представлять конечную цель – продукт, который получится в результате, наметить этапы работы и в финале осмыслить результат.

Может ли быть конечным результатом, продуктом индивидуального проекта сочинение? Предположим, что текст сочинения – это и продукт, и форма рефлексии. Но тогда творческая работа выпускника должна быть по-настоящему революционной. Вряд ли можно считать продуктом проекта выписки из книг и пособий, цитаты из художественной литературы и даже размышления «за жизнь». Тут необходимо не меньше, чем открытие в области литературоведения или новые факты из биографии поэтов, писателей, критиков. На мой взгляд…

Может быть, я поднимаю слишком высоко планку, может быть… Возможно, будет достаточно сформулировать проблему проекта вполне себе в рамках школьной программы, изучить несколько томов литературы или несколько километров сайтов и выдать свое жизненное, философское понимание этой темы. Но все-таки это будет не проект. Это будет исследование, которое в нашем образовании очень часто с проектом путают и которое предполагает выполнение задачи с заранее известным решением.

Этот вопрос – о сочетании проекта и сочинения – основной. Остальных, более мелких, куда больше. Как проект-сочинение будет соотносится с ЕГЭ по русскому языку и литературе? Войдет в структуру одного их них? Пройдет в параллель, как новый единый экзамен? Сколько времени будет дано выпускникам на создание проекта? Сколько времени, наконец, займет защита проектов, если их напишет каждый (!) школьник, завершающий обучение в 11-м классе? Кто будет принимать эту защиту? Кто будет читать сочинения? Кто будет вырабатывать критерии оценки проекта и сочинения? И что это будут за оценки – в баллах или в виде рецензии? Как эту рецензию можно будет использовать при поступлении в вуз? Кто предложит темы проектов-сочинений?

Вопросов масса… И сомнения множатся вместе с ними.

Пока инициатива президента или, скорее, его помощников выглядит весьма натянуто и надумано. Наверное, посыл-то был неплохой. Давайте дадим школьнику возможность блеснуть в конце обучения умом, талантами, самостоятельностью, выдать индивидуальный проект! Давайте вернем заодно сочинение, о котором печалятся блестящие педагоги со стажем! Давайте вернем устную речь в систему экзаменов – ведь проект надо будет устно защищать!

Но тот ли путь выбран для осуществления благих задумок? И не остается ли от всех достоинств идеи только одно – лишняя копеечка школьным филологам-репетиторам, да большой соблазн для армии гуманитариев и создателей специальных групп в сетях продавать эти самые проекты оптом и в розницу….

Мнения учителей о возвращении выпускного экзамена в виде сочинения читайте в \”Учительской газете\” № 48 от 26 ноября 2013 года

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте