Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ох уж этот ремонт! ​Дневник директора школы

УГ - Москва, №38 от 17 сентября 2013. Читать номер
Автор:

Директором школы я была назначена на начальном этапе закладки фундамента, 7 месяцев возводила ее вместе со строителями. Школа была построена в месте, где близко пролегают грунтовые воды, поэтому на протяжении 10 лет мы наблюдаем все последствия усадки здания и все 10 лет стремимся поддерживать его собственными силами в хорошем состоянии.

Впервые этим летом нам была выделена целевая субсидия в размере 7852464 рублей на внутренние ремонтные работы. Конечно, этому подарку мы были несказанно рады, казалось, нам будет несложно провести ремонтные работы, однако все оказалось не так-то просто!Каковы масштабы ремонта? Судите сами:- 3 спортивных зала (покраска стен, замена дверей в тренерской, инвентарной, раздевалке, в душевой и туалете, покраска металлических конструкций под щиты, замена плинтусов, укладка плитки в раздевалках и туалетах, частичная замена сантехники, полная замена всех светильников, монтаж подвесных реечных потолков в санузлах, раздевалках, тренерских);- зал хореографии (замена линолеума на штучный паркет, циклевка, покрытие лаком, монтаж подвесных потолков «Армстронг», проклейка и покраска стен, монтаж реечных подвесных потолков перед спортзалами); здесь же ремонт инвентарной и туалетных комнат;- столовая (полный демонтаж настенной плитки во всех помещениях пищеблока и укладка новой на высоту 2 м 40 см; монтаж подвесных металлических реечных потолков – 600 кв. м – и замена всех светильников в пищеблоке и столовой);- ремонт 10 санузлов;- актовый зал (проклеивание и покраска стен, циклевка и покрытие лаком паркета, монтаж 190 кв. м подвесных потолков);- в блоке начальной школы на площади 270 кв. м (монтаж подвесного потолка «Армстронг»; в переходе из начальной школы в среднюю на площади 70 кв. м – металлического реечного потолка и установка новых светильников).При таком объеме ни о каком отпуске я и думать не могла! Правда, надеялась, что выходной хоть один в неделю будет, но эти надежды почти не оправдались. Усидеть дома нельзя было, так как отсутствие контроля приводило порой к печальным последствиям, почти не подлежащим исправлению, поэтому весь ремонтный объект был постоянно под моим контролем и контролем команды, назначенной по приказу из сотрудников, на всем протяжении ремонтных работ с нами постоянно находился председатель УС….Ремонтные работы начались с заезда строителей после выпускного вечера. Но их начало было довольно медленным. Наряду с этим:- нередко не хватало стройматериалов, строители простаивали без дела драгоценное для нас время, и в этом случае приходилось быть на телефоне со всеми представителями подрядной организации (поэтому с первого же дня у директора должна быть налажена эта связь);- порой квалификация рабочих вызывала большие сомнения (здесь просто выполнялось наше требование – в срочном порядке заменить этих работников, оно не подлежало возражению и, как правило, выполнялось);- некоторые строители поначалу относились к своей работе предельно формально («Авось сойдет!»), но после двух-трех веских замечаний и личного разговора ситуация менялась;- не было согласованности между последовательностью действий рабочих, что приводило к снижению качества их работы и нарушению временных рамок, например, после покрытия лаком паркета приступали к установке направляющих для потолков (в этой ситуации приходилось нам прибегать к тому, чтобы выстроить работу без простоев, и после выполнения грязной работы не разрешать приступать к чистой).После окончания работ я теперь понимаю свои недочеты и, чтобы избежать моих ошибок коллегам, предлагаю алгоритм выполнения ремонтных работ.Вам выделены деньги на ремонт. На какой ремонт вы просили сумму? Следует составить смету. Прежде всего самим надо уяснить, что в вашем понимании ремонт, например, в спортивном зале. Может быть, вам совсем не следует трогать полы? Их стоимость вместе с демонтажом потянет примерно на 1,5 млн руб. Экраны на батареи потеряли свой вид? Но их можно с помощью покраски привести в хорошее состояние, и они еще пару-тройку лет послужат. Если сантехника была ухожена, тоже можно обойтись без ее замены. Правда, помните, что при длительной эксплуатации и бережном уходе вряд ли вы сохраните комплект крепежа для унитаза, хомуты для крепления канализационных труб и труб горячего и холодного водоснабжения. При первом же демонтаже они развалятся пополам! А в смете вы их не заложили! Строители вправе отказать в их приобретении, тем более когда вам необходимо демонтировать сантехнику для выполнения, например, напольных работ, а потом устанавливать ее на прежнее место. (В этом случае вам придется покупать и крепеж, и хомуты, и резиновые прокладки, и шланги.) Каждый шаг должен вами вместе со своим заместителем по АХР, инженером по зданию быть продуманным.Для составления сметы необходимо:- обязательно пригласить в школу представителя из дирекции (как правило, это технический куратор);- пройти с ним по объекту, составить дефектную ведомость с учетом всех мелочей и нюансов, так как на основании этой дефектной ведомости будет просчитываться смета;- при этом работы, которые вполне возможно выполнить своими силами (например, демонтаж плитки, снятие линолеума, снятие плинтусов, демонтаж сантехники – это же под силу рабочему по зданию), можно и не вносить их в смету, тем самым экономя деньги для чего-либо другого, важного.Итак:а) мы до мелких деталей должны понимать, что нужно сделать на данном объекте;б) следует обязательно пригласить куратора из дирекции и вместе с ним еще раз изучить планируемый для ремонта объект или несколько объектов (как было у нас);в) будет хорошо, если вы просчитаете, сколько средств у вас уходит из выделенной суммы на один из подлежащих ремонту объектов (например, спортивного зала), вычтите эту сумму из выделенной для ремонта на всю школу и приступите к просчету ремонта следующего объекта. Таким образом, станет понятно, какие ремонтные работы могут у вас получиться на выделенную сумму. Смета составлена, сумма распределена. Из выделенных средств вы не выходите.Ждем подрядчика. Совет: постарайтесь пригласить его на встречу, как только узнаете, кто выиграл тендер. Эта встреча необходима для того, чтобы сразу обговорить все детали режима работы, места дислокации для отдыха, время работы, последовательность ее выполнения. Требуйте более конкретный временной график работ.Продумайте вместе, стоит ли сразу полностью проводить все демонтажные работы. Может быть, это можно будет делать постепенно в то время, например, когда есть простой в работе из-за незавезенных стройматериалов, и пыли и мусора по школе будет меньше. У нас в процессе ремонта это позволило частично ускорить работу и уложиться в обозначенные сроки. Потеря времени в простоях в последующем снижала качество выполнения работ, или, хуже того, приходилось просто разрушать уже сделанное и заново выполнять работу с частичной потерей стройматериалов (у нас это было при укладке плитки, при монтаже каркаса из профиля по закрытию труб, при затирке швов в плитке).Обговорив все детали режимного момента, приступите к разговору о стройматериалах. Хорошо бы перед этим проехать на рынок, прицениться к стоимости материалов, которые вам необходимы, тогда вы лучше построите разговор с подрядчиком, сможете понять, что вы хотите. Конечно, подрядчики всегда будут напоминать о «бюджетном варианте», но и он может быть неплохим, если изучить рынок.Вспоминаю, как мне было предложено выбрать плитку из пяти представленных видов. На самом деле вид плитки был предложен один, только он был пяти расцветок. Я спокойно могла бы выбрать из пяти предложенных расцветок одну и попросить представить еще четыре варианта, но в той ситуации я не приняла ничего из предложенного, просчитала по смете стоимость одного квадратного метра в бюджетном варианте (поделив сумму, заложенную в смете на квадратуру) и сама подыскала на эту сумму вполне приемлемую плитку. Для подрядчиков большие оптовые скидки позволят если не полностью, то частично приобрести ее не только с бордюрами, но и с декоровыми вставками (что и было сделано). Так я решала вопрос и с подвесными потолками. Их расцветку, рисунок укладки, чередование полос и соединительных вставок определяла сама.От строителей всегда назначается ответственный за объект. Но не думайте, что он будет на нем постоянно, да и вникнет во все досконально. К тому же, как показывает практика, у него на контроле не только ваша школа. Компании выигрывают, как правило, тендер на несколько объектов. О чем это говорит? Да о том, что, если хотите хороший результат ремонтных работ, забудьте на это время об отпуске, даже если вы считаете, что вам повезло с подрядной организацией. О том, что мне повезло со строителями, я поняла, слушая, как идут ремонтные работы в других школах, но и при этом у меня практически не было выходных на всем протяжении ремонтных работ, ведь лучше директора никто не сможет знать состояние школе.Если вы в течение дня будете делать многократный обход по объектам, то увидите, как на одну стену попадает плитка из разных партий (это значит, плиточник не проверил артикул на коробке) и она будет выложена неровными пятнами, заметите, как неровно легла краска на стеклообои, потому что после проклейки сверху обоев не наложили еще слой клея. Швы затерты неровно? Так это же, видимо, под рукой рабочего (может, от незнания) не оказалось простого дюбеля, чтобы после укладки затирки «головкой» дюбеля провести по шву между плиткой не только для снятия лишней затирки, но и для получения ровного и эстетичного руста! А еще понаблюдаете, как проходит укладка плитки на стены. Войдете в дверь, посмотрите, как правильно начать укладку на стены, если в самой видимой части в углу оказались куски резаной плитки, значит, выкладывать плитку начали не с того угла. Плохо стыковали плитку на углах – есть выход: закрыть его пластиковым уголком (а еще лучше – использовать специальные раскладки для кафельной плитки, но это уже, как говорят строители, не «бюджетный вариант»). И здесь можно подумать и найти компромисс. У вас есть сотрудники школы – рабочие по зданию. Наши рабочие со всей ответственностью относились ко всему, что происходило в школе, а в результате пусть не везде, но появились туалетные комнаты, укладка плитки в которых выполнялась с применением специальной раскладки.В строительстве есть много всевозможных хитростей. Узнать их поможет тесное сотрудничество с родительской общественностью. В частности, у меня был большой помощник-консультант строитель, наш председатель УС С.Цебоев, который все два месяца постоянно находился рядом. Мы вместе ходили по школе, он подсказывал, как можно контролировать работу подрядчиков. Я мало знала о скрытых работах, а благодаря его подсказкам и для себя открыла новое. Например, у нас в санкабинах на протяжении многих лет постоянно отлетала плитка. Мы чуть ли не всю ее переклеили на жидкие гвозди. (Стены из асбоцемента, и они при усадке здания вибрируют, что и приводит к отслоению плитки от стены.) Но чтобы плитка лучше держалась, надо на стены, оказывается, прикрепить специальную металлическую сетку и уже на нее укладывать плитку. А еще плитку перед укладкой надо подержать в воде минут 20, тогда она при соприкосновении с раствором не будет быстро вбирать в себя воду и ее сцепление со стеной будет прочнее. Стена очень кривая? Тоже есть выход. Толстый слой штукатурки будет долго сохнуть, а вот прикрученный кусок гипсокартона вполне позволит выровнять стену, и положить плитку можно будет с меньшими финансовыми затратами и гораздо быстрее, так как не потребуется очень большой слой плиточного клея.Не секрет, что на каждой большой стройке (в том числе и при выполнении ремонтных работ) подрядчики привлекают субподрядные организации. Требуйте замены некомпетентных работников (субподрядчиков).В процессе ремонта может случиться, когда запланированные работы потребуют изменений в смете. Такая ситуация возникла и у нас. Мы планировали ремонтные работы в нескольких санузлах с полным демонтажом санкабин и монтажом новых. Однако когда была снята со стен и полов вся плитка, стало понятно, что при демонтаже санкабин нарушится гидроизоляция, это может привести в последующем к протечке, но восстановление гидроизоляции не было заложено в смете.Просчитывая объем, сроки, темпы, качество выполнения некоторых работ, мы поняли, что не следует приступать к демонтажу санкабин, так как тогда уже точно мы не закончим ремонт в обозначенные сроки, но все это повлечет большие изменения в смете.Чтобы провести изменения сметы, надо было заключать трехстороннее соглашение. Вот тогда-то комиссия по ремонту школы и приняла решение приехать в окружную дирекцию на совещание. Были приглашены и строители, разговор состоялся нелегкий, но было решено о возникших проблемах продолжить его уже на нашем объекте. На месте был найден компромиссный вариант, который вполне устроил нашу сторону. Мы приняли решение о трехстороннем соглашении и составлении новой сметы. В результате мы, отказавшись от одних работ, обозначили другие, не менее важные для нас, но не входившие ранее в смету. Были срочно завезены новые материалы, оказавшиеся на складе, работа продолжилась в нарастающем темпе.В результате этих изменений у нас возникла идея, итогом которой стало выполнение только своими силами незапланированного ремонта без финансовых затрат на плитку и на оплату этой работы. В частности, было решено очистить от раствора старую плитку, без боя снятую из самих санкабин, и доложить ею в этих же санузлах до потолка стены умывальных комнат. Получилось очень красиво, да и стены теперь длительное время не потребуют ремонтных работ. Затем строители изготовили подвесной потолок с точечными светильниками (по смете). В результате получился качественный ремонт всей туалетной комнаты.Важно при строительстве соблюдать саму организацию работ подрядчиков. Каждый день все строители, задействованные в ремонтных работах, на посту охраны отмечали в специальном журнале время прихода и ухода с объекта. Для более четкой их работы нам было понятно, что надо что-то еще придумать для того, чтобы ремонтные работы набирали темп и не теряли качества их выполнения. Тогда и было принято решение не ограничиваться только регулярным обходом и личной беседой, но и фотографировать продвижение работ и готовить к фотографиям сопроводительный текст, в котором как указывать на недостатки, так и отражать успешную работу, высказывать пожелания. Эти листовки-газеты, которые появились в середине июля на специально оформленных стендах к началу рабочего дня, стали большим стимулом для продвижения ремонта. Продолжался их выход до самого окончания ремонтных работ. Не раз приходилось замечать, как указанные недостатки уже к следующему обходу были устранены. Всем строителям хотелось увидеть свою работу на этих стендах в более качественном виде (да еще если было личное обращение к кому-то из строителей!).Надо помнить, что летние ремонтные работы, как правило, всегда проходят во время профессионального праздника – Дня строителей. Об этом никогда не стоит забывать. В любой деятельности с людьми надо всегда выстраивать отношения так, чтобы они приводили к той цели, ради которой эта деятельность осуществляется. Накройте обеденный стол, приготовьте сладкий чай, фрукты (сегодня, не сомневаюсь, каждый директор московской школы может себе позволить из зарплаты выделить 3-4 тысячи и накрыть праздничный стол для тех людей, которые в свой профессиональный праздник окажутся на рабочем месте в вашей школе), и дальнейший успех обеспечен! Это было проверено нами в это лето! Очень многие наши пожелания выполняли только из сложившихся взаимоотношений.Отношения с руководством нашей подрядной организации – «АлармПожСистемс» – тоже складывались по-разному. Были разногласия, находились точки соприкосновения. Всем должно быть понятно, что у каждого из нас свой интерес. У подрядчика – сделать ремонт с меньшими финансовыми затратами, с большей прибылью, у заказчика – использовать выделенные городом материальные средства для выполнения максимально качественного ремонта. Эти отношения, как показывает практика, не всегда складываются успешно. Вот и в этом году на рынке оказались порядочными далеко не все подрядные организации, выигравшие тендер. Нам повезло, наша подрядная организация проявила мудрость и смогла не только рассмотреть многие из предложенных вариантов, но и с успехом для наших завтрашних учеников воплотить их в жизнь!Вера ИЛЮХИНА, директор Центра образования №2006, заслуженный учитель РФ, лауреат Премии мэра Москвы


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту