search
main
0

Оцениваем себя. Мудрый совет. Выпуск 44

«Почему ты не взяла на олимпиаду мою ученицу? У нее очень хороший английский, почти как у меня!» – говорит моя коллега. Действительно, педагог бегло говорит по-английски, читает и переводит, свободно общается с иностранцами. Однако в ее речи нет ни одного английского звука, а составленные ею «топики» изобилуют грамматическими ошибками.

По опыту я знаю, что делать указания педагогу со стажем работы 30-40 лет не надо, кроме тех случаев, когда люди сами обращаются за помощью. Часто спрашиваю опытных педагогов, проверяют ли они свои познания по словарям, пособиям. Ответ один и тот же:  «Зачем?! Английкий я и так уже знаю!». Увы, один преподаватель вуза, устойчиво говорящий I am agree, зачастую навсегда закрепляет ошибку у поколений студентов; став педагогами, те, в свою очередь, передают нелепую, неправильную фразу ученикам. Знакомая рассказывает: «Внучка пришла из школы, учит вслух текст на английском, слышу, произносит «оувен». Спрашиваю, что же это за слово такое, показывает: oven [ʌvn]. Так сказала учительница». Примеры, как говорится, можно множить. Многие учителя ведут уроки по-русски, не берутся говорить спонтанно по-английски. Часто приходится слышать простое возражение против использования британских учебников: не понимают книгу для учителя, написанную по-английски.

Многие родители рассказывают, что в начале учебного года дирекция школы, учителя прямо говорят им: «Берите репетиторов, школа не может подготовить учащихся к ЕГЭ». Всегда ли так было? Нет. Я, например, слово «репетитор» впервые в жизни услышала, приехав из новосибирского Академгородка поступать в Московский университет. Много лет спустя, работая в школе, я была практически единственным учителем, чьих уроков детям хватало. Репетиторов родители моих учеников не нанимали.

Сейчас в моей родной школе, как и во многих других, резко сократилось количество часов, отведенных на иностранный язык. Исчезли уроки технического перевода, бизнес-английского, страноведения, литературы в профильных старших классах. Была школа с преподаванием ряда предметов на английском языке, стал многопрофильный лицей. По собственному опыту и по беседам с другими родителями знаю: либо учат детей сами дома, либо нанимают репетиторов. Одна учительница начальной школы прекрасно сформулировала принцип современного преподавания: «Родители, я сегодня даю дроби, а вы дома объясните и помогите сделать домашку!» Интересно, что никто из родителей не предлагает предметникам приходить к ним на работу, выполнять опыты в лаборатории, лечить людей или водить автобус.

Понятно, что у педагогов много работы, низкая зарплата, перегруженность бюрократическими отчетами и планами. В Сибири, например, нет московских надбавок. При новой системе оплаты труда нужно набрать практически двойную нагрузку, чтобы получать 25-30 тысяч рублей. В сентябре, придя на работу после долгого летнего отпуска, все учителя независимо от стажа и категории, могут получить на руки всего по 3-4 тысячи рублей. Все, кто могут, сразу набирают частных учеников.

Сложность работы современного педагога еще и в том, что не существует среднестатистического ученика. По статистике, 15-20% детей имеют физические и психические отклонения, отстают или просто замедлены в развитии. Часть таких ребят занимаются в коррекционных школах, некоторые в рамках инклюзии попадают в массовую школу. А ведь еще есть дети формально здоровые, но с теми или иными особенностями. Мы все работаем в классах, где есть и гении и отстающие, ни в одни стандарт они не умещаются. Но по закону учить мы обязаны всех. И оценивать тоже. Как это сделать справедливо?

Начинаю оценку всегда с себя. Что умею, что нужно освежить в памяти, над чем стоит поработать? Например, простая мера для улучшения голоса: займитесь дыхательными упражнениями. Запишите свою речь, чтобы проверить, насколько четко звучит ваш голос, поработайте над артикуляцией. Правильное дыхание и четкая артикуляция избавят вас от необходимости повышать и напрягать голос. Сравните собственную фонетику с любой аутентичной записью, проверьте, над какими звуками стоит поработать. Прежде, чем давать новую грамматическую тему, сверьте свои объяснения и ответы с ответами в методичеcком пособии или книге для учителя. Очень важно: если вы не уверены в ответе, так и говорите ученикам. Не забудьте добавить, что обязательно проверите данные к следующему уроку. Если работаете с подростками, дайте им задание проверить информацию через интернет. Образованный человек сегодня – это тот, кто знает, как и где быстро найти нужную информацию.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте