search
main
Топ 10
В новый год – по-новому: с 1 сентября жизнь школы уже не будет прежней Почему в России дефицит учителей – мнение педагогов Разрушаем мифы: флешку можно вытаскивать небезопасно, а заклеивание камеры не спасет от слежки Школьные и студенческие олимпиады на 2022/2023 учебный год: Минпросвещения предложило новый перечень Рособрнадзор: предложение разделить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный будет рассмотрено Отец самой юной студентки МГУ Алисы Тепляковой сообщил о будущем пополнении в семье Год на год не похож: грядущие изменения в школах глазами молодого учителя Медовый Спас: что нужно знать о меде и как выбрать настоящий Минпросвещения России: «Профессия учителя становится с каждым годом все престижнее» Врачи перечислили причины летального исхода среди вакцинированных от ковида В Госдуму внесли инициативу о пособиях для школьников и студентов-очников Более 2 тысяч учителей примут участие в Августовских педчтениях в Севастополе На какие стипендии могут претендовать российские студенты в 2022 году Нехватку учителей и дебюрократизацию в школах обсудят осенью члены Общественного совета при Минпросвещения «Просвещение» приглашает на всероссийский августовский онлайн-педсовет Банановая кожура помогает в профилактике рака и укрепляет здоровье сердца Скоро в школу: что важно сделать до начала учебного года

Обучение в сильном классе может негативно повлиять на самооценку и успеваемость школьника

Научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Юлия Кузьмина провела исследование, в результате которого выяснила: то, как школьник воспринимает свои успехи в классе, имеет связь с его последующей успеваемостью и планами поступления в вуз.

В ходе исследования была рассмотрена ситуация обучения в сильном классе на примере математики. Работа основана на данных лонгитюдного исследования школьников России \”Траектории в образовании и профессии\”, в котором принимали участие более 4000 человек. Исследование началось в 2011 году, когда школьники учились в восьмом классе, затем те же самые ученики опрашивались в 10-м и 11-м классах (2013-2014 годы).

Результаты исследования опубликованы в статье \”Почему плохо учиться в сильном классе\” на портале Института образования НИУ ВШЭ. В ней, в частности, поясняется, что академическая самооценка складывается из внутреннего и внешнего сравнения. Ученик соотносит свои способности и достижения по разным предметам и понимает, к какой дисциплине больше предрасположен (внутреннее сравнение). Школьник также сопоставляет свои результаты по предмету с результатами одноклассников (внешнее сравнение). На фоне слабых учеников он чувствует себя более способным. В то же время, ровно с теми же достижениями, но в более сильном классе, он может считаться \”середнячком\”.

Обучение в сильной школе, несомненно, может и поднять самооценку ребенка. Возникает \”эффект славы\” (glory effect): сознание \”элитности\” школы вдохновляет. \”Но даже с учетом этого позитивного эффекта эффект \”лягушки в пруду\” перекрывает позитивные последствия\”, — подчеркивает исследователь.

В то же время Юлия Кузьмина отмечает, что не совсем справедливо утверждать, что обучение в сильном классе может плохо влиять на будущее ребенка. Если ученик имеет результаты, близкие к средним в классе или выше их, то обучение в таком коллективе может быть полезно.

\”Положительный эффект \”повышающего сравнения\” (сопоставления с теми, кто лучше тебя) возникает, когда ребенок сравнивает себя с детьми с похожим уровнем способностей, но с результатами лишь немного повыше. В этом случае разрыв в достижениях не осознается как непреодолимый. Ученик старается повысить собственную планку, добиться большего. Его уверенность в собственных возможностях не снижается, а, наоборот, имеет шансы расти\”, – говорится в статье, посвященной результатам работы ученого.

По информации ioe.hse.ru

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте