Ирина АБАНКИНА, директор Института развитияобразования Национального исследовательского университета — Высшейшколы экономики:
Идеология стандарта встроена в ту идеологию, которая сопровождает все образовательное законодательство. Это некая децентрализация в управлении, передача значительной части полномочий самому образовательному учреждению.
Есть полномочия, и в соответствии с этими полномочиями разделяются обязательства. Поэтому если многим хотелось увидеть некоторые гарантии, которые бы сопровождали финансово-экономические условия, то они их в документе не найдут. Связано это и с самими нормативами финансирования, и с методиками их расчета, поскольку сегодня это региональные и муниципальные полномочия, но не федеральные. Поэтому здесь никаких претензий к самой идеологии предъявить вроде бы нельзя. С другой стороны, есть риск: все это противоречит ожиданиям. Ведь все ожидали увидеть тот или иной перечень гарантий, которые обязательно должны быть выполнены. Я бы отметила очень важный позитивный аспект — включение в основную образовательную программу, которая, безусловно, подлежит финансированию за счет бюджета системы внеурочной деятельности. Вообще расширение образовательной программы до той трактовки, которая есть в проекте, — это действительно шаг вперед, ведь там прописаны объемы внеурочной деятельности. Но тут опять-таки зарыта собака: каков механизм финансирования этой самой внеурочной деятельности? Если считаем урочную, то там есть урок в классе, есть соответствующий механизм финансирования программ и расчеты стоимости. А внеурочная деятельность потому и внеурочная, что она не рассчитана на класс-комплект. Грубо говоря, простых прозрачных механизмов финансирования у внеурочной деятельности нет. Я думаю, это до сих пор остается нерешенным вопросом. Каким образом в той трактовке, которая есть в стандарте, возможно продумать методики и принципы финансирования основной образовательной программы? Опять-таки сделан шаг вперед, но так как не раскрыт механизм финансирования, то дальше, на следующий уровень разработок по этим методикам расчета ложится дополнительная нагрузка. Причем нагрузка еще и некоторого принципиального характера, потому что нужна расшифровка, что собой представляет внеурочная деятельность, кем она осуществляется и как, каковы ее результаты. Я хотела бы отметить, что в стандарте есть требование к инвестиционным расходам. Все-таки то, что стандарт не замораживается в текущей деятельности, а подразумевает развитие внутри себя самого, очень важно. Но опять-таки механизмов обеспечения именно инвестиционной составляющей в стандарте, к сожалению, нет.
Комментарии