Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Общие грабли. ​Записки Виктора Болотова

Учительская газета, №42 от 18 октября 2016. Читать номер
Автор:

Не так давно вернулся из Бишкека, где мы с коллегами из стран СНГ – чиновниками, учеными, представителями средней школы – обсуждали вопросы оценки качества образования. Около сотни участников из семи бывших республик СССР вели разговор о том, что у нас получается, а что не очень. И это были не бравые отчеты, мол, все прекрасно, только вот денег немного не хватает. Говорили честно, судили по гамбургскому счету. У каждого дома есть нерешенные проблемы, но опыт соседа всегда поучителен, потому как показывает, что из его практики можно перенять, а на какие грабли лучше не наступать. Справедливости ради стоит отметить, что России, например, надо внимательнее присмотреться к опыту коллег из Еревана, где прекрасно отлажена грамотная система мониторингов по армянской истории, литературе и культуре. А в Казахстане уже давно существуют мониторинги высшей школы, которые у нас пока еще только создаются.

В центре дискуссии оказалось несколько ключевых проблем. Например, как можно, а как нельзя использовать полученные при оценке качества результаты для улучшения этого самого качества. К сожалению, примеры наказания невиновных и поощрения непричастных пока что встречаются везде: и в Казахстане, который первым приступил к системной работе по оцениванию качества образования, и в Таджикистане, где только начали вводить национальную систему оценивания. Второй вопрос, вызвавший неподдельный интерес: какие сигналы мы получаем от мониторингов и как конструктивно использовать рейтинги? Все, как один, отметили, что сейчас нужно сосредоточиться не столько на национальных экзаменах и даже не на мониторингах, которые, если честно, по-настоящему не встали на ноги ни в одной из наших стран, за исключением Армении и Белоруссии, сколько на внутришкольной культуре оценивания. Мы сошлись на том, что пока в средней школе царит пятибалльная, а по сути, трехотметочная система оценивания, повысить качество образования на уровне государства практически невозможно. Ведь подобная схема нацелена не на развитие ребенка, а на его квалификацию или дисквалификацию. Действуешь по образцу – «пять». Немного отступил – «четыре». Сильно отступил – «три», реже – «два». Но наши новые школьные стандарты призывают в первую очередь обеспечить развитие ребенка. Именно эта идея, а вовсе не равнение на образец, должна лежать в основе деятельности учителя. В завершение встречи мы договорились о двух вещах. Во-первых, решили вместе создать пособие для учителя по современным методам оценивания. Во главе международного коллектива авторов согласился встать Кали Абдиев – руководитель Национального центра тестирования Казахстана. Во-вторых, договорились об учреждении сетевого университета переподготовки учителей и тестологов стран СНГ, который позволит вне зависимости от места жительства повышать квалификацию учителей и управленцев наших государств. Эту работу будут курировать российская Высшая школа экономики и Институт развития стратегии образования РАО. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту