search
main
0

Об ангелах и демонах. Урок в старших классах сельской национальной школы по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Цель занятия: раскрыть роль «двойников» и оппонентов в романе; показать несостоятельность теории Раскольникова через систему образов. Основной метод: беседа с комментированным чтением ключевых сцен.

Первая часть урока отводится на раскрытие образов. Сначала рассматриваются «демоны» Раскольникова, потом его «ангелы». В ходе беседы уточняются детали, дополняются и обобщаются образы, строится на классной доске схема системы образов.

Центральный герой романа Родион Раскольников, бывший студент, – сильная личность, мечтатель и гуманист. В условиях социальной несправедливости, царящей в обществе, в сознании Раскольникова возникает страшная, человеконенавистническая теория о праве «необыкновенных людей» во имя высоких целей совершить преступления. Одержимый «наполеоновской» идеей, он решается на убийство одной «вредной» старушонки, желая при этом «потом сотню людей спасти», сделать «сто тысяч добрых дел». Преступление отделяет Раскольникова от людей, обрекает на одиночество. Раскольников не в силах один нести тяжесть преступления и признается в нем Соне Мармеладовой, а потом по ее совету после долгих мучительных размышлений идет с повинной.

Идеи Раскольникова о праве «переступить совесть» разделяют его «демоны» – Лужин, Лебезятников и Свидригайлов, а его «ангелы» – Соня Мармеладова, Разумихин и Порфирий Петрович – отвергают эту идею, пытаются вернуть его к людям.

В ходе беседы с учащимися уточняется, что определения «демоны» (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и «ангелы» (Соня Мармеладова, Разумихин, Порфирий Петрович) чисто условные, символические и введены в роман для того, чтобы «драматизировать противоречия» в сознании Раскольникова, развенчать его бесчеловечную теорию.

«Демоны» Раскольникова

Лужин – буржуазный делец, себялюбец и эгоист. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды», утверждая при этом: «… возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Его бог – деньги. Живет по принципу «все дозволено». В своих корыстных целях пытается использовать Дуню, только вмешательство Раскольникова разрушает его планы.

Лебезятников – чиновник, «худосочный и золотушный человечек… один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Лебезятников неумен, но добр и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Сони деньги, чтобы обвинить ее в воровстве, Лебезятников разоблачает его.

Свидригайлов – дворянин, бывший военный. Человек циничный и жестокий. Довел до смерти жену, до самоубийства – слугу Филиппа и девочку, жестоко им обиженную, преследует Дуню. Он ни во что не верит и одинаково способен творить и зло, и добрые дела. Раскольников ищет у него подтверждения своей теории, но быстро убеждается, что тот – ничтожнейший злодей в мире. Проснувшаяся совесть приводит Свидригайлова к самоубийству.

«Ангелы» Раскольникова

Разумихин – бывший студент, товарищ Раскольникова по университету, человек деятельный, простой и добрый. Ухаживает за больным Раскольниковым, приводит к нему доктора Зосимова. Он же знакомит Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем. Зная о подозрениях против него, всячески защищает друга, простодушно объясняя все его поступки болезнью. Берет под свою опеку приехавших в Петербург мать и сестру Раскольникова.

Порфирий Петрович – следователь, на его стороне закон и власть. Человек умный и наблюдательный, он скоро понял, что убил старушку Раскольников, но не спешит его арестовать. При последнем разговоре с Раскольниковым следователь предлагает ему сделать явку с повинной, внушает ему, что «страданье – великая вещь… в страдании есть идея». Умный и тонкий психолог, он целенаправленно подводит Раскольникова к признанию. Отношение Порфирия Петровича к Раскольникову двойственно: с одной стороны, тот для него убийца, преступник, с другой – он испытывает к нему уважение как к личности, способной заглянуть «за край», на себе испытать идею, под влиянием которой, видимо, когда-то тоже находился.

Соня Мармеладова – дочь бедного чиновника. «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Соня тоже «переступила черту», выйдя на панель, но переступила, чтобы спасти от голодной смерти маленьких сестер и брата. Она наделена даром бесконечного сострадания к людям. Раскольникова Соня поражает чистотой души и силой характера. У нее он находит любовь и готовность разделить его судьбу: идти вместе с ним на каторгу.

Как видим, рассуждения учащихся поверхностны. Но им ясно главное: для «демонов» на первом месте – жить для себя, им свойственны корысть и эгоизм, и жажда власти; для «ангелов» же главное – жить для других: для Разумихина – это делать добро конкретному человеку, для Сони – христианская любовь, вера в бога, для Порфирия Петровича – защита законов и морали.

Желая до конца разоблачить бесчеловечную идею главного героя, автор показывает ее логическую завершенность на других художественных образах. Составленная в ходе беседы с учащимися таблица помогает полнее и глубже раскрыть не только образы двойников и оппонентов Раскольникова, но и развенчать его теорию.

Психологию и идею Раскольникова писатель раскрывает через сознание его «двойников» и антиподов.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своем сознании те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые двойники, а положительные – антиподы. К первой группе относятся Лужин, Лебезятников и Свидригайлов.

Лужин впитывает в себя теорию «разумного эгоизма», которая лежит в основе «арифметических» построений Раскольникова. Будучи приверженцем «экономической правды», он весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага и считает, что забота о собственном кармане есть забота и о «всеобщем преуспеянии». Слушая Лужина, Раскольников чувствует, что подобные суждения есть не что иное, как умеренный вариант его собственной теории. Оба они «разумно» находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха, как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно – украдет.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин очищает ее от деятельного сострадания и альтруистической направленности.

Следующий «двойник», «прогрессист» Лебезятников в своей жизненной установке варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. Выступая против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников низводит идеи революционно-демократического движения к тому, чтобы «огреть протестом русскую жизнь». Культ протеста, принимающий у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения. Поручая развивать идеи социализма нигилисту Лебезятникову, Достоевский выражает свое отношение к социалистам.

Третий «двойник», Свидригайлов, окончательно развенчивает теорию Раскольникова.

Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи, в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. «Арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но это добро не может ни оправдать его преступления, ни возродить его больную душу. Свидригайлов – это тот «избранный», который «переступил», и «переступил» не один раз, но Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова. Только после самоубийства Свидригайлова мир Раскольникова освобождается от тьмы, воплощением которого тот является, и его душа открывается спасительному христианскому свету Сони.

Лужин и Свидригайлов живут и действуют по принципу «все дозволено», то есть по существу следуют теории Раскольникова. Только у Раскольникова она облекается в гуманистическую оболочку рассуждений о борьбе за человеческое счастье, а у них откровенно цинична.

Принципы Лужина в конце концов могут привести к теории Раскольникова о «праве» на преступление, и та же теория в своем развитии неминуемо должна выродиться в свидригайловщину.

Против теории Раскольникова в романе выступают Порфирий Петрович, Разумихин и Соня Мармеладова. Этих героев принято называть антиподами Раскольникова. Однако они не только отрицают своеволие и индивидуализм, ведущие Раскольникова к преступлению, но и продолжают в себе «мессианские» начала его идеи. Следовательно, противопоставляются они не столько Раскольникову, сколько его двойникам.

Разумихин всем своим образом жизни осуществляет реальность «простого», «цельного» отношения к жизни. Такой же бедный студент, как и Раскольников, он не озлобился, не пытается выдумывать теорий, признает действительность такой, какова она есть, и приспосабливается к ней. Альтруизм Разумихина, реализующийся в рамках частных случаев, не может удовлетворить Раскольникова: ему необходимо спасти все человечество – стать мессией, что под силу только человеку «необыкновенному».

В образе Порфирия Петровича выведен сложный тип умного и желающего добра Раскольникову следователя. Порфирий – слуга определенного режима – понимает добро и зло с точки зрения кодекса господствующей морали и свода законов. При первых двух встречах с Раскольниковым Порфирий Петрович ведет не допрос, а беседу: ему не доказать преступление надо, а победить Раскольникова идеологически, а при последней встрече он учит его высшему смыслу жизни: «Станьте солнцем, вас все и увидят», советует страданье принять. Порфирий уже говорит не как психолог, а как проводник определенной позиции автора. Она совпадает с тем, что проповедует и Соня.

Проводником философии автора в романе, несомненно, является Соня, воплощение смирения и христианской любви. Основа ее жизни – самопожертвование. Во имя любви к ближнему она готова на любые страдания. Именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания должен прийти Раскольников: признать существующую жизнь, примириться с ней, положиться на Божье провидение, «просто жить среди людей и быть добрым». Именно Соня убеждает Раскольникова в необходимости покаяться, «донести на себя», искупить грех страданием и начать новую жизнь. Силой своей любви она помогает ему сделать шаг к воскресению.

По мысли писателя, любое преступление, совершенное даже во имя великих целей, не снимает вины с человека, переступать нравственные законы нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Осуществление своих притязаний за счет других людей бесчеловечно. Движение к цели за счет ущемления интересов рядом идущих безнравственно. Бесчеловечно и безнравственно не только потому, что за преступления «героя» расплачиваются другие – преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».

В романе звучит призыв Достоевского к преодолению эгоизма, к смирению, к христианской любви, к очистительному страданию. Только этим путем человечество может спастись от скверны и выйти из нравственного тупика, только этот путь может привести его к счастью. Но это уже тема следующего урока.

Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы:

Почему Раскольников не покончил с собой? Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? Отказался ли он от своей страшной теории после признания в убийстве?

В чем заключается правда Сони? Что воскресило Раскольникова и Соню?

Какова роль эпилога в раскрытии идейно-художественного своеобразия романа? В чем видит Достоевский источник обновления жизни и нравственную норму поведения человека?

Разработанная на уроке опорная схема-таблица не отрывает учащихся от художественного текста, наоборот, являясь одним из средств анализа художественного произведения, она служит основой целостного восприятия литературных образов, постижения авторского замысла.

Николай Михеев, учитель русского языка и литературы Кужмаринской средней школы Советского района, Республика Марий Эл

Иллюстрация Ильи Глазунова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте