search
Топ 10

Новому времени нужен учитель-профессионал новой формации. Эту точку зрения высказал на Северо-Западной окружной научно-практической конференции директор гимназии №1517, заслуженный учитель РФ Алексей БАРЕНБАУМ

Работа в рамках проекта «Строим Школу будущего» предполагает деятельность школы как открытой системы, взаимодействующей с социумом и выполняющей общественный заказ на образовательные услуги.

Комментарий «УГ»Общество предъявляет определенные требования к системе образования на сегодняшний день и в обозримом будущем. Это: обеспечение безопасности и полноценного развития учащегося; обеспечение функции социального лифта; качественное обучение; профессиональная подготовка; моделирование гражданского общества, правового государства и рыночной экономики; поддержка усилий государства в формировании мобильной экономики и системы социальной защиты населения.Современное общество требует от своих членов набора ключевых компетенций, в том числе: осознания объективно существующих потребностей; постановки задач; прогнозирования возможных последствий собственных действий; контроля их эффективности; оценивания полученных результатов; последующей коррекции осуществляемой деятельности.Все это необходимо закладывать в школе.

Социально-экономические условия жизни изменились, и для обеспечения дальнейшего развития общества и экономики мы считаем необходимым закладывать новые ценности и навыки именно на уровне школы, что требует соответствующих изменений в системе формирования педагогического профессионализма учителя.

Осознавая первостепенную важность этой проблемы, а также взаимосвязь ее со всеми модулями Школы будущего, педагогический коллектив нашей гимназии активно включился в разработку стратегии и тактики системы формирования педагогического профессионализма учителя Школы будущего.

Основной целью образования сегодня у нас в гимназии, в Школе будущего, становится предоставление учащимся возможности проектировать собственное будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного выбора. В формирующемся гражданском обществе будет востребован специалист, который не станет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся созидательным, творческим, проектным и духовно-личностным опытом.

Мы считаем, что следует отойти от создания единого стандартного набора качеств, составляющих абстрактную модель выпускника. Гораздо важнее – выявить и поддерживать индивидуальные склонности и способности учащегося. В этом случае нашей задачей становится создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности учащегося.

Изменившаяся образовательная парадигма потребовала от нас определенного переосмысления всего положительного опыта, накопленного как русской, так и мировой педагогической наукой, его применения с учетом коренных преобразований, затрагивающих все аспекты функционирования нашей гимназии и других образовательных учреждений. Соответственно во главу угла мы ставим формирование нового профессионализма учителя, его педагогической культуры.

Серьезной проблемой в формировании педагогического профессионализма учителя Школы будущего сегодня стал психологический фактор, проблемы, связанные с необходимостью модернизации собственной, уже сложившейся системы педагогической деятельности. В этом случае наша задача состоит прежде всего в том, чтобы ярко, наглядно и максимально тактично продемонстрировать педагогам, как именно применение новых образовательных технологий может качественно улучшить процесс и результаты их труда. Мы решаем эту задачу, используя деятельностные формы повышения педагогической квалификации. Это:

организационно-деятельностные игры по различной тематике (только в этом учебном году 35 педагогов, то есть 50% членов коллектива гимназии, участвовали в них);

семинары по использованию метапредметов «Проблема», «Знак» в преподавании (в нынешнем учебном году 14 педагогов участвовали в них, это 20% коллектива, многие из них дали открытые уроки с использованием метапредметных технологий для округа, города, регионов РФ и участников международного семинара, учителя О.Киржаева и Т.Мосичева участвуют в окружной выставке «Молодежная

ЭКСПО-2008» с демонстрацией своего опыта работы по метапредмету и также приглашены на городскую выставку на ВВЦ);

сценирование уроков с выходом на уровень рефлексии учителя (большой опыт в этом имеют учителя гимназии Г.Арбатская, Е.Карчина, Ю.Тельная, М.Нестерова, Л.Яблонская и другие, они участвовали в месячнике открытых уроков, организованных окружным ОМЦ).

Очевидно, что требуется пересмотр глубинных парадигмальных оснований педагогической деятельности. Философские, психологические и педагогические знания представляют собой инвариантную часть, присутствующую в структуре подготовки любого учителя, но эффективность ее усвоения и применения в педагогической практике снижается, если процесс направлен на некоего гипотетического учителя, обучающего абстрактного идеального ученика. Если отсутствует ясная технология формирования такой педагогической культуры, которая в первую очередь подразумевает диагностично сформулированную цель и, следовательно, присутствие четких показателей достижения цели, то педагогический процесс протекает стихийно и не может претендовать на адекватность современным требованиям.

В логике данного подхода мы выстраиваем систему функциональных задач, включающую формирование у педагогов нашей гимназии:

уважения к личности ребенка;

умений и навыков взаимодействия с родителями учащихся;

умений и навыков взаимодействия внутри педагогического коллектива;

стремления к профессиональному самосовершенствованию;

психологической готовности к самообразованию;

умений и навыков участия в управлении школой.

Применение новых педагогических технологий позволяет решить эти задачи силами нашей гимназической команды. Мы обеспечиваем подготовку учащихся к жизни в современном обществе, в том числе формируем у молодых людей устойчивые представления об объективно существующем мире, законах природы и общества, основных социальных связях и отношениях, государственных институтах, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни, учим ориентироваться в реалиях постиндустриального мира с быстро увеличивающимися потоками информации.

Мы строим новый тип взаимосвязи между учеником, учителем и содержанием образования. Ученик предельно самостоятелен в учении. Содержание образования отбирается для развития ученика и его самоопределения. Ученик выбирает содержание, темп его изучения. Учитель создает условия для того, чтобы ученик выбрал ту программу, которая ему необходима для дальнейшей профессиональной, культурной жизни и самообразования, и успешно ее освоил. А это означает отсутствие авторитарно-диктаторской позиции учителя и переход к сотрудничеству, сотворчеству.

Здесь большую поддержку оказывает наша экспериментальная деятельность в рамках городских экспериментальных площадок по темам: «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам», «Северо-Западный округ – научное будущее России: Воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи».

Учитель Школы будущего обязан быть не просто специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, он должен обеспечивать:

вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных траекторий);

практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентности, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Анализ нашей экспериментальной работы показывает, что одна из эффективных технологий – мыследеятельностная педагогика.

Это технология не только современного образования, но и образования будущего, которая реализует мыследеятельностный подход к обучению. Чтобы учитель смог включить учеников в какую-либо деятельность, ему необходимо, по меньшей мере, самому овладеть ею, поэтому обучение осуществляется в деятельностном интерактивном режиме, выходящем на уровень рефлексии учителей в процессе обучения и помогающем увидеть дальнейшую перспективу профессионального роста.

Мыследеятельностный подход противостоит информационному. В информационном подходе ученик узнает новое из сообщения учителя как новую информацию, а затем усваивает это в разнообразных упражнениях. В мыследеятельностном же подходе новое содержание ученик получает сам как результат собственной деятельности: решения незнакомой задачи, исследования и моделирования некоторого объекта, разрешения парадокса или противоречия, понимания оригинального текста. Но мыследеятельностный подход – нечто большее, чем просто опора на инициативу ребенка. Сама по себе инициатива необязательно ведет к нужному результату. В ходе совместной работы учитель и дети раскрывают и осваивают общий способ мыследеятельности.

Мыследеятельностный подход к обучению реализуется через интерактивные формы, которые формируют устойчивую мотивацию к учению. Это позволяет, с одной стороны, развить потенциальные возможности всех участников процесса, с другой стороны, практическое затруднение в применении технологии заключается в том, что очень сложно учителю совместить на уроке две различные задачи: научить содержанию и научить деятельности. Этот подход требует уже сформированного нового педагогического профессионализма, требует от педагога способности работать с деятельностью и мышлением ребенка, с принципиально новым предметом педагогической работы. А это означает, что педагог должен начать преобразовывать и изменять свою деятельность, ориентировать ее на новые задачи, оснащать новыми средствами работы. То есть педагог фактически должен научиться организовывать собственную деятельность.

Вот некоторые примеры использования педагогических технологий, позволяющих использовать мышление и деятельность ребенка.

Из опыта работы координатора проектно-исследовательской деятельности гимназии Елены Давыдовой-Мартыновой следует, что эта технология:

поддерживает и развивает одаренных детей, помогает строить новые модели работы с детьми;

способствует созданию проектов детско-взрослых производств, работающих совместно с представителями технопарков и бизнеса;

формирует компетенции, позволяющие решать задачи, о существовании которых сегодня еще неизвестно;

создает устойчивую мотивацию к продолжению образования в течение всей жизни;

развивает личностные качества, которые позволяют принимать самостоятельные решения в будущей деятельности;

вырабатывает у учащихся умение решать проблемы, возникающие на стыке наук;

способствует приобретению учащимися новых знаний, новой культуры мышления.

Учитель гимназии Сергей Галаган руководит обеспечением информационной среды в гимназии, которая выполняет следующие задачи и объединяет всех членов нашего педагогического сообщества – учителей, родителей, детей, социум:

полное обеспечение учебного процесса ИКТ;

работа в информационной среде;

информационная поддержка, мультимедийное и интернет-сопровождение учебного процесса;

компьютерное обеспечение деятельности детских оргструктур (научные общества, издательский центр, телестудия, студия дизайна);

функционирование медиатеки;

развитие серверной части сети;

централизованное обновление и поддержка программного обеспечения, антивирусных баз, обеспечение лицензионной чистоты используемых продуктов.

Заведующая кафедрой естественно-научных дисциплин, учитель химии Юлия Тельная, решая проблему получения нового знания, на образце сценирования урока «Лекарство на заказ» показывает этапы получения нового знания, эволюцию ученика от наблюдателя к творцу.

Отработка практических результатов модулей ШБ – достояние московского образования через Интернет, выставки, научно-практические семинары и так далее. Гимназия стала одной из базовых площадок проекта в Москве и делится опытом с коллегами в городе, в регионах РФ.

В конце прошлого года в гимназии был проведен международный научно-практический семинар, где педагогический коллектив показал свои наработки в формировании нового педагогического профессионализма учителя Школы будущего, был выпущен тематический альманах, все материалы, посвященные данной тематике, были размещены на сайте гимназии. Наш опыт был востребован и получил высокую оценку коллег из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту