На сегодняшний день ощущается дефицит в учебно-методических материалах, помогающих организовывать учебно-исследовательскую и просветительскую работу среди школьников. Поэтому в рамках проекта «Социально-экологические проекты на территории государственного природного заповедника «Столбы» было разработано учебно-методическое пособие. Пособие состоит из мини-проектов, объединенных общей идеей проведения практико-ориентированных и природоохранных работ силами учащихся и учителей под руководством научных сотрудников ГПЗ «Столбы».
Пособие включает в себя следующие проекты: «Составление плана местности», «Микроклиматические наблюдения», «Растительные сообщества заповедника», «Акция Кормушка», «Исследование зообентоса», «Орнитофауна заповедника», «Рекреационные исследования в туристско-экскурсионном районе заповедника», «Социологический опрос».
К каждому мини-проекту прилагается методика проведения работы, практические рекомендации, определители. Методики понятны и просты и не требуют от учащихся специальных знаний вне школьной программы. В процессе выполнения исследований учащиеся могут участвовать в простых биотехнических и природоохранных мероприятиях по заданию сотрудников заповедника.
Ребята получают навыки изучения донных организмов, учатся определять качественный и количественный состав орнитофауны, проводить социологические исследования, участвуют в природоохранных мероприятиях. Проводя собственные полевые исследования, участвуя в природоохранных работах, учащиеся получают измеримые результаты своей деятельности. Часть исследовательских материалов, выполненных детьми, используется сотрудниками заповедника для проведения мониторинговых исследований экосистемы заповедника и действительно востребована.
Пособие можно использовать на уроках и во внеурочной работе, в системе дополнительного образования.
1. Проект «Составление плана местности»
Общие сведения. Съемки местности проводились еще в глубокой древности. Задолго до нашей эры египтяне разработали приемы деления земельных участков в прибрежной полосе Нила. Это приходилось делать часто, так как Нил ежегодно разливался в период дождей и менял свое русло. Вероятно, египтяне сначала делили земельные участки, не пользуясь предварительно составленным планом размежевания. Трудности этой задачи бесспорны. Можно предполагать, что вскоре появилась идея начертить план местности с сохранением подобия фигур – форм участков местности. Появился масштаб – один из важнейших признаков плана. Несмотря на то, что точность планов в древнее время была невысокой, тем не менее, люди уже тогда пользовались ими для решения практических задач.
Ниже мы описываем наиболее простой и доступный школьникам способ составления карты местности.
Метод глазомерной съемки.
При проведении глазомерной съемки потребуются: планшет, линейка, карандаш и ластик. Для изготовления планшета подойдет кусок фанеры размером 30×40 см. В его верхнем углу необходимо закрепить компас, так, чтобы линия «юг-север» была параллельна большей стороне. На планшете необходимо закрепить лист плотной чертежной бумаги.
Исследователь должен учитывать, что на точность глазомерного определения расстояния оказывают влияние освещенность, размеры объекта, его контраст с окружающим фоном, прозрачность атмосферы и другие факторы. Расстояния кажутся меньшими, чем в действительности, при наблюдении крупных и отдельно расположенных объектов, а также, если они находятся за водными пространствами, лощинами и долинами. И наоборот, расстояния кажутся большими при наблюдении в сумерках, против света, в туман, при пасмурной и дождливой погоде. Не последнюю роль играет натренированность наблюдателя.
1. В начале работы необходимо измерить длину своего шага. Обычно шаг человека среднего роста равен 0,7- 0,8 м. Эту величину достаточно точно можно определить по формуле:
Д=(Р/4)+0,37.
где: Д – длина одного шага в метрах, Р – рост человека в метрах.
Например, если рост человека 1,72 м, то длина его шага Д=(1,72/4)+0,37=0,8 м.
2. В нижней части планшета нарисуйте линейный масштаб в шагах
/_____/_____/_____/_
0.6 1.2 1.8 2.4
3. В исходной точке сориентируйте планшет так, чтобы линия «юг-север» была параллельна большей стороне планшета.
– Нанесите исходную точку. От точки проведите линию до первого поворота своего пути.
– Не сходя с точки, визируйте направления на все видимые предметы (деревья, столбы, скамейки и т.д.) и прочертите линии до них.
– Идите к намеченным объектам, считая шаги.
– Отложите пройденные расстояния в масштабе шагов и условными обозначениями обозначьте предметы.
4. В точке поворота сориентируйте планшет по линии «север-юг», прочертите направление до следующего поворота. Следующие действия выполняйте в том же порядке, как в исходной точке.
5. Оформите план маршрутной съемки:
– тщательно вычертите топографические знаки,
– укажите линию север-юг,
– укажите район съемки и масштаб,
– поставьте дату и укажите фамилии исполнителей.
6. Для большей наглядности водные объекты раскрасьте голубым цветом, здания – красным, кусты и деревья – зеленым.
Задание. Перед проведением работ необходимо повторить топографические знаки, понятия: глазомерная съемка, план местности, стороны горизонта.
2. Проект «Микроклиматические наблюдения»
Общие заметки. Для осуществления микроклиматических исследований на территории заповедника «Столбы» можно выбрать два основных пункта – светлохвойную тайгу в районе кордона Лалетино (высота над уровнем моря 124 м.) и темнохвойную тайгу в районе кордона Нарым (высота над уровнем моря 450 м.). Школьники могут ограничиться измерением температуры, облачности, скорости ветра, осадков и влажности воздуха.
Методы микроклиматических наблюдений.
Температура. Главное условие для получения точных данных температуры воздуха – замеры проводятся в тени. При ясной погоде градусник необходимо прикрывать картоном. Замеры температуры лучше проводить метеорологическим термометром (при его отсутствии можно использовать обычный градусник). Замеры фиксируются точно до 0,5 градуса. Замерять температуру необходимо регулярно через равные временные промежутки. Если есть возможность (проживание на научном стационаре), то замеры проводят каждый час, данные заносятся в дневник наблюдений.
Облачность. Определяется визуально по 10 бальной шкале. 0 баллов – ясно, 10 баллов – сплошная облачность без просветов. Для градации по баллам оценивается видимая часть неба.
Скорость ветра. Для определения направления движения воздуха необходимо первоначально с помощью компаса определить стороны горизонта и затем простым способом отметить их непосредственно на местности. Например, в качестве знака можно поставить небольшой шест и укрепить на нем стрелку или вбить в землю два колышка и натянуть между ними белую нитку. После этого, рассыпая опилки (песок, семена) в непосредственной близости от знака, определить направление ветра. В качестве импровизированного флюгера можно использовать метровый отрезок старой магнитофонной ленты, привязав его к шесту или просто удерживая в поднятой над головой руке.
Скорость ветра определяется с помощью таблицы «Шкала для оценки скорости и силы ветра » (см. табл.)
Название
Скорость м/с
Сила ветра, баллы
Признаки
Штиль
0–0,5
Дым поднимается вверх, флаг висит, поверхность воды зеркальная.
Тихий
0,5–2
Дым слабо отклоняется, шелестят листья, пламя свечи слабо отклоняется, по водной поверхности легкая рябь.
Слабый
2–5
2-3
Раскачиваются тонкие ветки, флаг развивается, пламя спички гаснет, заметны волны на воде.
Умеренный
5–8
Раскачиваются крупные ветки, флаг трепещет, на поверхности воды барашки, поднимается пыль.
Свежий
8–10
Раскачиваются тонкие стволы, свистит в ушах, на воде волны.
Сильный
10–15
6-7
Раскачиваются деревья, флаг хлопает и срывается, тонкие деревья гнутся.
Шторм
15–20
8-9
Ломаются тонкие деревья, сложно идти против ветра, срывается с крыш обшивка
Ураган
Более 20
10-12
Сильные разрушения. Наблюдения невозможны.
Осадки. Этот вид атмосферных явлений определяется методом наблюдения. Школьник визуально отмечает вид осадков, их продолжительность и интенсивность (дождь, ливень, снегопад, туман, пурга и т.п.). Например: «мелкий дождь с 12.30 до 14.10 ч.» или «сильный снегопад с 18.20 до 21.05 ч.»
Влажность воздуха. Измерение этого параметра производится с помощью гигрометра или психрометра. Как пользоваться этими приборами, ученику должен объяснить руководитель. Предварительно школьнику необходимо познакомиться с понятиями «относительная влажность», «средняя влажность», «абсолютная влажность» и др.
Относительная влажность показывает содержание водяного пара в воздухе по сравнению с максимумом. Средняя влажность может достигать 60-70% , при тумане 100%. Необходимо учитывать, что над поверхностью воды или снега влажность всегда будет выше, чем на прилегающих участках. Все данные заносятся в «Дневник наблюдений».
Дневник наблюдений.
Число, месяц, год
Место наблюдений (подробное описание).
Время наблюдений с __ до___ час.
Результаты наблюдений
Показатели
9.00
10.00
11.00
12.00
13.00
14.00
Температура воздуха в тени
Ветер в балл или м/сек
Влажность воздуха в %
Облачность в бал.
Вид и интенсивность осадков
Кол-во осадков мл\\кв.м
Освещенность солнцем
3. Проект «Растительные сообщества заповедника»
Общие сведения. Основу растительных сообществ заповедника составляют хвойные деревья: сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр), ель, пихта и единично лиственница. Травянистые растения характерны для горной тайги южной Сибири. Для исследовательской работы школьников можно выбрать участки заповедника, расположенные на различных высотах, а также различающиеся по другим биотопическим показателям.
Методы описания фитоценоза
Название лесных ассоциаций. Название лесных ассоциаций составляется по доминантам каждого яруса, начиная с древесного. Если в ярусе имеется несколько доминантов, то в названии ассоциации они соединяются дефисом и преобладающий из них ставится на последнее место.
Ярусы. В лесных фитоценозах выделение ярусов чаще всего производят по жизненным формам, когда всё сообщество разделяется на древесный, кустарниковый, травяно-кустарничковый и мохово-лишайниковый ярусы. Наиболее простым является разграничение ярусов по высоте расположения крон и облиственных частей растений.
При таком подходе один и тот же вид может входить в разные ярусы. В пределах каждого яруса можно выделять подъярусы. Ярусы обозначаются римскими цифрами. Высота деревьев и кустарников даётся в метрах, травянистых растений и кустарничков в сантиметрах.
Состав древостоя. Состав древостоя – степень участия каждой породы в древостое. Определяется методом относительного учёта – оценивается соотношение между численностью разных пород. Для древостоя оно выражается в виде формулы по 10-балльной шкале. Общее число стволов деревьев на пробной площади принимают за 10 единиц (что соответствует 100%), участие каждой породы в смешанных насаждениях оценивается в долях от 10. Древесные породы обозначаются в формуле первыми буквами своего наименования (Е – ель, С – сосна, Л – лиственница, Б – береза, О – осина). Коэффициенты, стоящие перед названием древесных пород, показывают относительное участие их в древостое.
Оценка обилия. Для оценки обилия растительного покрова (глазомерной и количественной) ученые используют различные шкалы, в которых баллами обозначаются разные значения этого показателя. Ниже мы приводим наиболее распространенную шкалу Друде.
Шкала оценок обилия по Друде с дополнениями А.А. Уранова (1935), П.Д. Ярошенко (1969) и цифровой шкалы А.П. Шенникова (1964)
Обозначения обилия по Друде
Характеристика
Среднее
наименьшее
расстояние
между особями
Проективное
покрытие в %
Цифровая
шкала
сор 3 (сорiosae 3)
очень обильно
не более 20
90-70
сор 2 (сорiosae 2)
20-40
70-50
сор 1 (сорiosae 1)
довольно
40-100
50-30
sp (sparsae)
100-150
30-10
sol (solitariae)
рассеяно
не более 150
менее 10
Общие замечания для всего фитоценоза: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. и подпись составителя:
Стандартные бланки геоботанического описания
Описание фитоценоза ведётся в определённой последовательности на специальных бланках. Перед началом работы следует заготовить их необходимое количество. Ниже приводятся образцы таких бланков.
Бланки геоботанического описания
Бланк 1.
Описание №: ___________________ ______________________201__г.
Величина пробной площади: __________________________________________
Название ассоциации: _______________________________________________
Географическое положение:_____________________________________________
Общий характер рельефа: _______________________________________
Микрорельеф: _________________________________________________
Поверхностная горная порода: ___________________________________
Почва (название, характеристика горизонтов) _______________________________________________________________________
Условия увлажнения и глубина залегания грунтовых вод: _____________________________________________________________________
Окружение:_____________________________________________________
Влияние человека и животных: ____________________________________
Мертвая подстилка (состав, мощность, степень покрытия, характер
распределения): ________________________________________________
Бланк 2.
Название яруса
Высота, м
Господствующие виды
Ниже приводим бланки для описания каждого яруса отдельно
Бланк 3.
Древостой
Степень сомкнутости крон:________________________________________
Формула состава древостоя:________________________________________
Порода
Диаметр стволов
Возраст
Кол-во стволов
Бонитет
Н кр. – высота прикрепления крон (м.)
Бланк 4.
Подлесок (кустарниковый ярус)
Степень сомкнутости: __________________________________________
Обилие
Фенофаза
Характер распределения подлеска:_____________________________
Бланк 5
Травяно-кустарничковый покров
Степень проективного покрытия (%): ___________________________
Задернованность (истинное покрытие): __________________________
Аспект:_____________________________________________________
Бланк 6
Список видов
Вид растения
Проективное покрытие
размещения
Бланк 7
Возобновление (всходы и подрост)
Происхождение
Характер размещения
Общие замечания для фитоценоза. Здесь важно указать, насколько велика степень нарушенности естественного состояния биоценоза, и в чём оно проявляется, имеется ли тенденция к восстановлению коренных пород.
4. Акция «Кормушка»
1. Общие сведения
Настоящий проект много лет реализуется школами города Красноярска и востребован коллективами учреждений дополнительного образования, а так же учреждениями, занимающимися природоохранной деятельностью (заповедник «Столбы», дирекция по ООПТ, управление по охране окружающей среды и т.п.). Проведение акции «Кормушка» позволяет оснастить зеленую зону окрестностей Красноярска кормовыми столиками и навесными кормушками что, в свою очередь, способствует сохранению и поддержке сообщества зимующих птиц в наиболее критический зимний период их жизни
Цель: проведение пропагандистской природоохранной работы школьниками среди широких слоев населения и развеска кормушек в зеленой зоне Красноярска и его окрестностей.
Задачи:
Эколого-просветительские:
– знакомство с видовым разнообразием зимующих птиц территории во время бесед на классных часах в школах;
– изготовление листовок и мини-плакатов в защиту зимующих птиц и размещение их в местах массового посещения (магазины, остановки, маршрутные автобусы и т.п.);
– проведение бесед и экологических часов в школах – участниках акции старшеклассниками из ОЭБШЦ «Фламинго».
Природно-воспитательные:
– воспитание экологической культуры подрастающего поколения;
– приобщение участников к природооберегающему образу жизни;
– приобщение учащихся к активным формам природоохранной деятельности;
– проведение посильных практических природоохранных мероприятий на территории заповедника «Столбы».
Ниже помещены рекомендации для организаторов этих акций.
2. Стратегия достижения поставленных целей
На начальном этапе реализации проекта необходимо довести информацию до непосредственных участников акции – организаторов школ, подготовить и раздать непосредственным исполнителям информационные письма и образцы заявок на участие в акции.
Работу по изготовлению информационных материалов необходимо начать с заказа в типографии листовок по эскизам, разработанным и утвержденным организаторами. Параллельно с этим мероприятием учащиеся школ могут изготавливать мини-плакаты в защиту птиц по собственным эскизам. Далее, все материалы можно разместить учащимися в общественных местах.
По заявкам организаторы определят школы, имеющие мастерские и возможность, а так же желание участвовать в изготовлении кормушек. Кормушки ученики могут изготавливать на уроках под руководством учителей технологии. Часть кормушек желательно разместить вблизи школ-участников в зоне зеленых насаждений, а другие в лесных массивах в черте города. Для более оперативной и централизованной развески можно использовать транспорт. Подготовкой пресс-релизов и информационных статей и их размещением в СМИ должны заниматься организаторы акции. По окончании акции необходимо провести заключительное собрание участников акции.
Подготовкой содержательного и финансового отчета, как правило, занимается организация-заявитель. Ниже приводится примерный план проведения акции.
План мероприятий и ожидаемые результаты.
Мероприятия
Дата
Благополучатели
1.Выступление организаторов акции на совещаниях педагогов из школ
12 ноября
Доведение информации, раздача информационных листов и формы заявки на участие в акции
Учителя и учащиеся 25 школ Советского района
2.Подача заявок от участников акции
До 1 декабря
Определение числа участников и распределение действий
Учителя и учащиеся школ Советского района
3. Заказ и изготовление агитационных листовок в типографии
20 ноября
Выпуск 1000 экз.
Население города
4. Изготовление мини-плакатов силами учащихся школ
Планируется выпуск около 1000 экз.
5.Изготовление кормушек на базе школ Советского района
10 декабря
Изготовление 1500 кормушек
Школы
6.Размещение информационных материалов в местах массового посещения людей
С 1 по 15 декабря
Размещение листовок и плакатов (всего 2000) в местах массового посещения людей
7.Развеска кормушек
С 1 по 20 декабря
Развеска 1500 кормушек в зеленой зоне
8.Подготовка и размещение пресс-релизов в СМИ
До 5 декабря
Размещение пресс-релизов в 4-х (по возможности и более) печатных изданиях.
9.Заключительное собрание и награждение активистов акции
25 декабря
Награждение победителей и подведение итогов
Школы и педагоги
10. Подготовка и оформление отчета по акции
С 27 декабря по 1 января
Отчет
Финансирующая организация
3. Итоги акции и дальнейшее развитие проекта.
В качестве итогов акции можно представить вышестоящим организациям и грантодателям фотоматериалы, детские листовки, анкеты участников, видеосюжеты, макеты кормушек. Очень выгодно смотрятся в отчете сведения о публикациях результатов акции в печатных изданиях.
Важным итогом проведенной работы могут стать педагогические результаты. В ходе выполнения проекта педагог должен стремиться создать команду учащихся, желающих вести эколого-просветительскую работу.
Реализация проекта также позволит выйти школьным коллективам к разработке новых более масштабных мероприятий, используя положительный потенциал друг друга. Данный проект может быть продолжен и в последующем.
5. Проект «Исследование зообентоса»
Общие сведения. По территории заповедника «Столбы» протекает множество разнообразных ручьев и малых рек. Исследование их зообентоса проводилось в пятидесятые и шестидесятые годы специалистами гидробиологами сотрудниками этого заповедника. В девяностые годы эта тема разрабатывалась учениками и преподавателями ОЭБШЦ «Фламинго» на протяжении более десяти лет. За этот период было изучено 9 водотоков, а материалы исследования – опубликованы в 6 научных статьях, в т.ч. в сборнике работ сотрудников «Столбов».
Ниже мы описываем методы, которые использовались при изучении ручьев и малых рек.
1. Средства для отбора грунта ручьев и рек.
Основным средством для отбора количественных бентосных проб на крупных водоемах и водотоках служит дночерпатель Петерсена. Однако это орудие лова неудобно для работы на мелких ручьях и маленьких речках типа Лалетиной. Более удобно приспособление, носящее имя Джеймса Георгиевича Дулькейта, а именно скребок Дулькейта, специально сконструированный его автором для работы на водотоках заповедника. Скребок представляет собой сачок с нижней твердой острой губой (длина15 см) и выступающим нижним концом ручки. (см. рис. 1 в Приложении). Мотня сачка изготавливается из газа №23.
Проба берется следующим образом. Скребок втыкается нижним заостренным концом палки в грунт, после чего производится оборот сачка вокруг ручки. При этом губа забирает грунт в доступном круге.
Второй способ отбора проб – с помощью проволочной рамки и обычного качественного скребка. Рамка изготавливается из мягкой железной вязальной или толстой алюминиевой проволоки. Площадь рамки должна соответствовать 1/40 – 1/20 м2. Меньшая площадь снижает точность метода, а большая – увеличивает количество грунта и, соответственно, время его обработки. Рамка укладывается на поверхность грунта и служит границей в пределах которой сачком выбирается поверхностный слой (3-5 см глубиной). При этом необходимо следить, чтобы скребок двигался против течения воды и взмученные организмы заносились водой внутрь сачка.
Камни. Население камней учитывается путем смыва животных с нескольких камней, последующим измерением площади проекции камней и пересчетом числа и массы организмов на м2.
Промывка пробы. Только что полученная проба с илом пока еще непригодна для дальнейшей обработки. Сразу же после изъятия из воды грунт должен быть тщательно отмыт в промывалке. Промывалка является необходимым приспособлением для работы с грунтом. Ее размеры могут быть произвольными, но опыт показывает, что наиболее удобна прямоугольная промывалка с размерами 20 на 30 см. Обод лучше изготовить из толстой проволоки диаметром 4-5 мм. Полотно промывалки изготавливается из крупного газа (оптимально №23). Более мелкий газ будет затруднять выход мелкой взвеси из пробы, а крупный – пропустит мелкие организмы.
Отобранный грунт помещается в промывалку и затем полупогружается в водоем. При этом необходимо следить, чтобы промываемая проба не выплескивалась через верх обода и не происходила потеря организмов. В таком положении грунт встряхивается и перемешивается до тех пор, пока не прекратится выход мутной взвеси в окружающую воду. Полученная фракция помещается в полиэтиленовый пакет вместе с небольшим количеством природной воды и тщательно завязывается. Внутрь пакета помещается этикетка из плотной бумаги (лучше, пергаментной) с номером, написанным твердым карандашом. Затем проба опускается в воду для хранения, лучше всего в тот же водоем или водоток. Это предотвратит нежелательную гибель организмов. Если исследования проводятся в период с отрицательными температурами, то пробы следует сложить в ведро или таз с водой и поставить в более теплое место чтобы избежать образования льда и гибели гидробионтов.
Разборка пробы. Этот этап работы – один из самых трудоемких и важных при изучении донной фауны. Его главная цель заключается в просмотре всего объема отмытого грунта мелкими порциями и изъятии мелких и крупных организмов. Животных отбирают тонким хирургическим пинцетом (т.н. «глазным») и помещают в пенициллиновую склянку. Просмотру подлежит весь объем взятого грунта. Обычно для разбора пробы используется белая эмалированная кювета, но если ее нет, подойдут фарфоровые белые тарелки. Пробы желательно обработать в день их взятия. Это связано с тем, что организмы отбирать значительно легче, если они еще живые.
Фиксирование и этикетирование проб
Пробы фиксируются в 70% спирте. Следует тщательно проследить за герметичностью и надежностью пробки. Обычную резиновую пробку следует дополнительно закрепить полиэтиленовым квадратиком и круглой резинкой. На этикетке указывается: водоем, дата, орудие лова, площадь захвата. Обычно этикетка прикрепляется снаружи пузырька на круглой резинке. Данные также заносятся в полевой дневник.
Распределение станций. При определении мест взятия проб в водотоках обычно учитываются цели исследований. Например, если исследуется влияние загрязняющих стоков в данную реку, то проба берется выше и ниже места сброса стоков. При рекогносцировочных работах станции располагаются приблизительно на равных расстояниях друг от друга. Иногда учитывается экологические факторы. Например, станции распределяют по биотопическому принципу – на песчаном, галечном, илистом и т.д. грунтах.
Учитывается также и доступность (глубина воды, подходы) данного места для работы. Обычно со скребком работают на глубинах не превышающих 1-0,5 м.
Количество проб. При планировании общего количества проб учитываются многие факторы. Наиболее важный из них – возможности для разбора грунта, которые зависят от числа работников и их квалификации. Обычно один человек разбирает одну-две «густых» пробы в день. Из этой величины и следует исходить. Если разбором занимается три человека, то в день они разберут 3-6 проб. Если исследование проводится 5 дней, то соответственно следует планировать отбор 15-30 проб. На каждой станции должно быть взято не менее 3 проб. Следовательно, на данном водоеме можно установить 5–10 станций для единовременной биосъемки.
Например, на речке Лалетиной за одну экспедицию, проведенную в ноябре, было отобрано 19 бентосных проб на 6 станциях (разрезах).
Камеральная обработка проб
Дальнейшая обработка организмов производится в лабораторных условиях. Все организмы, обнаруженные в пробе, разбираются по систематическим группам (моллюски, олигохеты, ракообразные, личинки хирономид и т.д.). Различать этих животных школьники могут научиться по определителям, адаптированным для учеников. Например «Школьный атлас-определитель беспозвоночных» авторов М.А.Козлова и М.И. Олигера (М., 1991).
В каждой группе просчитывается общее число животных. Полученные данные суммируются и, тем самым, определяется численность всех организмов в пробе. Биомасса отдельных групп зообентоса определяется прямым взвешиванием небольших навесок материала на торсионных весах после обсушивания на фильтровальной бумаге в течение одной минуты либо до исчезновения мокрых пятен.
Вычисление количественных характеристик. После определения количества и массы организмов в пробе производится пересчет этих величин на 1 м2. Для этого величину численности организмов в пробе (например – хирономид) делят на площадь захвата орудием лова, выраженную в долях (в частности, 1/40 м2). Например в пробе попало 20 бокоплавов, а скребок охватил 1/20 м2. В этом случае 20 делим на 1/20 и получаем N=400 экз./м2. То же самое проделываем с величинами биомассы и выражаем в единицах В мг/м2.
Результаты исследований. Основные результаты работы с применением описанных методов, как правило, представляются в виде таблиц со списками групп организмов, указанием их места поимки, численности и биомассы. Полученные материалы могут быть использованы для определения степени загрязненности (сапробности) воды по биотическим индексам. Способы выявления этих показателей школьники найдут в профессиональных руководствах.
6. Проект «Орнитофауна заповедника»
Общие сведения. Проект «Орнитофауна заповедника» больше пятнадцати лет реализуется в ОЭБШЦ «Фламинго». Основные направления исследований:
– локальный мониторинг лесных зимующих птиц по программе «Parus», где используются методики точечного и маршрутного учета,
– фенология водных и околоводных птиц рек заповедника,
– мониторинг популяций птиц-дуплогнездников на территории туристического района,
– кольцевание и изучение миграционных путей мелких воробьиных птиц заповедника,
– исследования экологии и этологии представителей орнитофауны «Столбов».
Обычно темы для исследований в экспедициях школьники выбирают сами, но их список формируется руководителем. Это важно с педагогической точки зрения, так как интерес ребенка в этом деле служит важным фактором достижения успеха.
Следует отметить, что работы ребят имеют определенную практическую ценность и востребованы самим заповедником. Как правило, материал, собранный школьниками, вызывает интерес у серьезных ученых, что повышает значимость собственной исследовательской деятельности у ребят. Не вызывает сомнения, что это наиболее действенная и реальная форма экологического просвещения и воспитания.
По программе «Parus» организация работает с 1997 года. Полное ее название – «Программа зимних учетов птиц Европейской территории России и сопредельных стран «Parus» (в прежние времена – Европейской части СССР). Название происходит от латинского названия рода синиц – «Parus montanus». Как показали учеты, это один из фоновых видов зимующих птиц на территории лесной зоны Красноярского края. Кроме пухляка, основную массу населения птиц в лесах составляют виды, входящие в зимние синичьи стаи: московка, большая синица, ополовник, пищуха, поползень; 3 вида вьюрковых – клест-еловик, чечетка, снегирь; два вида дятлов – большой пестрый и малый пестрый дятлы. Это в лесах, а в городах и поселках преобладают, конечно, врановые – черная ворона, сорока, сизый голубь, полевой и домовый воробьи и большая синица. Общий же список птиц, встречающихся во время зимних учетов, составляет ежегодно 130-140 видов, конечно, включая отчасти и учеты на местах зимовок. Кроме программы «Parus» есть еще близкая программа – «Евроазиатский Рождественский учет», начавшая свою работу немного позже. Отличается она небольшим упрощением методики учета и включением, формально, в число обследуемых территорий азиатской части России.
Наиболее доступна и понятна для начинающих исследователей методика маршрутного учета зимней орнитофауны Ю.С. Равкина (1967). Ниже мы помещаем ее описание.
Метод маршрутных учетов зимней орнитофауны
Главная идея этого способа заключается в том, что наблюдатель–учетчик двигается по строго обозначенному маршруту и, соблюдая определенные правила, фиксирует всех встречающихся на пути представителей орнитофауны.
Основные требования к учётчику. Школьник, включившийся в орнитологические исследования, должен уметь определять птиц не только по виду, но и по голосу. Для учащихся это представляет определенную сложность, поэтому для получения достоверных результатов необходимо участие в учетах специалиста-орнитолога или педагога-биолога.
Если школьник испытывает затруднения при определении видовой принадлежности птицы, тогда ему необходимо отметить в дневнике наблюдений – синица неопр. – 2с20 м, пёстрый дятел неопр., и так далее. При обработке данных все такие случаи распределяются между встречами известных видов пропорционально их числу. Это делается на самой последней стадии обработки данных. Такие полуопределенные встречи всегда бывают даже у самых опытных учётчиков, главное, чтобы их было не слишком много. Часто, например, не удается различить буроголовую и черноголовую гаичек, и появляется запись «гаичка».
Для того, чтобы вычислить плотность птиц (количество особей, приходящееся на единицу площади) необходимо знать не только длину маршрута, но и ширину полосы, в которой вёлся учёт. Для пересчета данных учета на площадь используются данные о расстоянии, на котором обнаружены птицы. Это расстояние зависит от целого ряда факторов – вида птицы, погоды, опыта и индивидуальных особенностей учётчика и т.д.
Чтобы правильно оценивать расстояние на глаз, надо тренироваться в его визуальном определении, а потом выяснять число шагов. Это обычно делается вне учёта. Часто начинающие учётчики пишут расстояние до птицы не в момент её обнаружения, а в тот момент, когда они смогли её определить. Это грубейшая ошибка. Если слышен писк стаи, и лишь после подхода к стае выясняется, вид птиц, то исследователь должен отметить то расстояние, с которого он в первый раз услышал позывки.
При обработке данных учета по методу, предложенному Ю.С. Равкиным, птицы распределяются по зонам дальностей обнаружения: обнаруженные близко (1) – до 25 м, недалеко (2) – от 26-до 100, далеко (3) – от 101 до 300 и очень далеко (4) – более 300 м. Поэтому в учетах можно писать, вместо расстояния, зону обнаружения.
Как проложить учётные маршруты и какова их длина. Учёты проводятся раздельно в основных типах местообитаний. Обычно выделяются основные типы леса, открытые пространства и застроенные территории (посёлки, города).
Среди лесов выделяются следующие: темнохвойные – еловые, пихтово-еловые; светлохвойные – сосновые и березово-сосновые; смешанные – леса, включающие ель, сосну и лиственные породы; мелколиственные – осиново-березовые (обычно вторичные на месте вырубленных хвойных); ольховые – по низинам, поймам рек и ручьев; широколиственные – из дуба, ясеня, липы и т.п. или лиственные, включающие широколиственные и мелколиственные деревья.
В поймах крупных рек в качестве отдельного биотопа обычно можно выделить еще ивняки или ивняки, чередующиеся с лугами (в виде единого биотопа – луга-ивняки). Учеты во взрослых лесах проводятся отдельно от молодых (высота деревьев в которых не превышает 5-7 м), т.к. птиц в молодняках обычно значительно меньше. Среди открытых биотопов целесообразно различать сельскохозяйственные земли (поля, луга), болота и вырубки. Застроенные территории можно делить по характеру застройки – на многоэтажные и малоэтажные. Учеты в лесопарках проводятся отдельно от «диких» массивов леса, т.к. соседство застроенных территорий и посещение людей оказывают на птичье население значительное влияние.
Учёты в конкретном типе биотопа имеет смысл проводить в том случае, если его площадь достаточно велика – такова, чтобы по его отрезкам можно было бы, например, проложить постоянный маршрут протяженностью не менее 5 км. В заповеднике учёты обычно проводятся на постоянных маршрутах, охватывающих основные типы биотопов.
Очень удобно, когда маршруты кольцевые, и длина каждого составляет 7-10 км – столько может пройти с учетом достаточно подготовленный наблюдатель за день. Для прокладки маршрутов и ориентирования можно использовать любые крупномасштабные карты: туристские, лесные и т.п. Нужно только иметь в виду, что типы леса, выделяемые при лесной таксации, часто не совпадают с местообитаниями птиц. У лесников другие задачи, и их выделы гораздо более дробные; например, «смешанный лес» они разделят в зависимости от преобладающей породы на сосновые, еловые и березовые участки. В лесах учётчики обычно передвигаются по просекам и лесным дорогам. Нежелательно проводить учёты по просекам шириной более 50 м. Если учётчик идет вдоль границы биотопа, можно проводить учёт «на одну сторону», при этом пройденное расстояние уменьшается вдвое. Так, если вы ведёте учёт по границе соснового леса и зарастающей вырубки и прошли 1 км, то 0,5 км приходится на вырубку, 0,5 км – на сосняк. Птицы при этом записываются раздельно для двух разных местообитаний.
Если учёт ведется на разовых маршрутах, приходится постоянно отмерять длину отрезка в каждом типе местообитания. Это делается путем подсчёта шагов. Шаги считать лучше парами – под одну ногу. Обычно в 100 м укладывается 65-75 пар шагов. Число своих пар шагов можно узнать, проведя подсчёт на отрезке известной длины.
По данной методике с учётом надо пройти не менее 5 км за каждые 2 недели.
Очень большое значение имеет скорость, с которой учётчик движется по маршруту. Она не должна быть меньше 1 и больше 3 км/час. Если идти слишком медленно, численность птиц получится завышенной, при большой скорости, наоборот, значительное количество птиц оказывается пропущено.
Сроки учётов. Рассматривая изменения населения птиц с конца осени до начала весны, можно выделить период осенних кочёвок, период зимней стабилизации и период весенних кочёвок. Период зимней стабилизации продолжается на большей части лесной зоны с середины декабря по середину – конец февраля. Поэтому зимние учёты можно проводить в течение всего этого времени, распределив норму учёта более ли менее равномерно (скажем, по 5 км каждые 2 недели с 15 декабря по 15 февраля). Другой вариант – можно провести учёты в середине зимы – в январе. Нежелательно приурочивать все учётные работы к началу или концу зимы.
Что касается времени суток, то учёты лучше проводить в первой половине дня, с рассвета, до 14-15 часов. Во второй половине дня активность птиц снижается, и определить их становится значительно труднее. Нельзя вести учёт птиц при плохой погоде – сильном ветре, снегопаде, дожде.
Некоторые дополнительные замечания для начинающих учётчиков.
Удобнее всего вести учёт, когда в состав маршрутной группы входят два человека – один ведёт записи, другой считает шаги. В маршрутной группе не должно быть больше 4 (в крайнем случае – 5-6) человек. Нельзя совмещать учёт с экскурсией, когда по маршруту идёт группа большего размера, и ведётся рассказ и показ птиц.
Очень мешает во время учёта шуршащая одежда, звенящая в кармане мелочь и т.п. Нельзя вести учёт в шапке с опущенными ушами или в платке (но можно, если очень холодно, надеть на голову широкий капюшон, не закрывающий плотно уши). Если вы идете зимой по обледеневшему скрипящему снегу, придётся каждые 50 м на несколько секунд останавливаться и прислушиваться. Поэтому для учёта надо тепло одеваться.
Обработка материалов учёта. После того, как вы вернулись домой или на полевую базу, данные учёта переписываются начисто из полевых дневников.
Для проведения учета необходимо: планшет с бланком учета, часы, карандаш, ластик, бинокль.
Учётчик движется по маршруту и отмечает всех птиц, которых видит или слышит. Для каждой встречи при этом указывают: вид птицы, число встреченных особей и расстояние от учетчика до птицы в момент обнаружения. Кроме того, отмечают время начала и конца учёта и пройденное расстояние. Дойдя до места начала учёта, учётчик записывает в полевом дневнике дату, место проведения учёта и особенности погоды. Затем пишет название биотопа и время начала. После этого движется по маршруту и регистрирует встречи птиц до тех пор, пока не кончится соответствующий биотоп и не начнется другой. Тогда учётчик записывает время окончания учёта и пройденное расстояние в первом биотопе – «закрывает учёт» и «открывает» его в следующем биотопе. И так для каждого отрезка маршрута. Запись учёта при этом может выглядеть так:
Туристический район заповедника «Столбы». окр. кордона Лалетино
12.01.2010 г.
Погода: t -18 C, пасмурно, временами мелкий снег, глубина снега 0,6 м.
Светлохвойная тайга (осина, сосна, лиственница, берёза)
Начало учёта: 10 час. 45 мин.
Большая синица 5с 50м (следует читать: 5 сидит на расстоянии 50 метров)
Пухляк 2 с 20 м
Конец учёта в светлохвойной тайге: 12 часов 10 мин.
Пройдено 5 км
Темнохвойная тайга ( пихта, ель)
Начало учета 12 часов 11 мин.
Желна 1 с. 30 м.
Ворон 1л.150 м.
При разделении птиц на сидящих и летящих надо помнить, что летящей считается та птица, которая проходит транзитом над местообитанием, где вы ведёте учет, и для которой вы не отмечаете ни момента взлёта, ни посадки. Если вы видели то или другое, считается, что птица сидела. Так, практически никогда не отмечаются летящими синицы, гаички, пищухи и т.п., чрезвычайно редко – дятлы.
Результаты учетов заносятся в бланк выборки данных.
Бланк данных учета птиц
Дата, метеоусловия (температура, облачность, скорость ветра, влажность, осадки)
Время начала маршрута Время окончания учетов
Всего пройдено ___ км., общее время учета ______
Учетчики:
Биотоп: Древостой (h), возраст, основные виды; подрост, подлесок (h), возраст, основные виды.
№ №
Расстояние, м
Плотность особей/км2
Встречено особей/10 км
0-25
26-100
101-300
…
Итого
Обозначения: с – сидит; л – летит.
Расчёт плотности населения вида проводится по формуле:
Где: Р – показатель плотности населения
N1…N4 – число особей, зарегистрированных соответственно на расстояниях
1. – 0-25 м,
2. – 26-100 м,
3. – 101-300 м,
4. – 301-1000 м;
40, 10, 3 – коэффициенты, «расширяющие» полосу учёта до 1 км;
L – расстояние, пройденное с учётом в км.
Для птиц, встреченных летящими, пройденное расстояние заменяется на суммарное время учёта в часах, помноженное на 30 (средняя скорость полёта птиц).
Общие сведения. Заповедники – это эталон природы, не затронутый или мало затронутый человеческой деятельностью, своего рода образец, компас, по которому выверяется воздействие человека на природу и поэтому их территория навечно изымается из хозяйственного пользования. Такие образцы нетронутой природы помогают человеку лучше осмыслить собственные обязанности на планете и требовательно взглянуть на себя со стороны. Также заповедные территории служат своеобразным «убежищем» редких видов растений и животных, способствуя их сохранению и воспроизводству. Это так называемый обновителяющий орган, запасной фонд природы, который помогал и помогает восстанавливать утерянные в других местах виды. Наконец, заповедники – природные лаборатории, предназначенные для многолетних круглогодичных научно-исследовательских работ. А государственный заповедник «Столбы» имеет еще и огромное оздоровительное значение. Он – «легкие» города, фабрика живительного кислорода. Концентрируясь на заповедных островках, огромные массы людей, хотят они этого или нет, наносят природе непоправимый ущерб. Лес не выдерживает нагрузок, которые превышают, как говорят ученые, экологическую емкость.
Статистика последних лет показывает: ежегодно туристско-экскурсионный район государственного заповедника «Столбы» посещает свыше 400 тысяч человек. К чему приводит такая нагрузка на природу «Столбов»? Обширная территория площадью 28 гектаров в туристско-экскурсионном районе находится в катастрофическом состоянии. Почвы на этих участках в 7-10 раз плотнее, а влагопроницаемость в сотни раз ниже по сравнению с теми участками, где людей не бывает. В критическом состоянии находятся сегодня 384 гектара заповедной территории. Твердость почвы здесь в 2-3 раза выше нормы, в десятки раз медленнее, чем требуется, просачивается влага к корням деревьев. Поэтому в дождливое время и распутицу на тропах со слабопроницаемыми почвами образуются лужи, которые посетители стараются обходить, вытаптывая все новые и новые участки. Это приводит к быстрому расширению троп. К примеру, у скалы «Первый Столб» тропа увеличилась в ширину до 20-30 метров. Такие дорожки превращаются во временные водотоки, которые впоследствии уступают место глубинной почвенной эрозии.
Следствием рекреационной нагрузки является и ухудшение санитарного состояния открытых водоемов туристско-экскурсионного района – рек Лалетина, Фокинской, Моховой. По данным Роспотребнадзора, за последние три года в составе их воды отмечается расширение списка вредных веществ. Заметно снизилась численность копытных, хотя для их жизни в туристско-экскурсионном районе, казалось, есть все условия. Однако животные болезненно реагируют на шум. Особенно страдает от этого неблагоприятного фактора кабарга. По этой причине ее численность в туристско-экскурсионном районе очень низка. Исчезает боровая дичь. Следом за человеком в заповедник идут бродячие собаки, активно занимающие здесь нишу стайных хищников. Только за последние два года от них погибли 21 марал и 13 косуль.
Пожары из множества природных и антропогенных факторов оказывают доминирующее негативное влияние на состояние и динамику лесных экосистем, наносят государству значительный материальный и экологический ущерб.
Территориальная дислокация кострищ напрямую связана с наиболее загрязненными участками, так как эти два явления напрямую зависят от одного и того же – неграмотного и нерегламентированного отдыха отдельных групп туристов. Ученые проследили, что в Восточной Сибири первые растения появляются на кострище на 4-5 год, редкое покрытие растительностью на 7-8 год, полное зарастание происходит только через 10-12 лет.
Школьники могут участвовать в обследовании мест, подвергающихся наиболее интенсивному воздействию туристов. Ниже мы помещаем описание простых методов оценки состояния элементов экосистемы заповедника, которые могут быть ими использованы.
Оценка густоты сети тропинок (оценочно-визуальный метод)
Находясь на основной тропинке, исследователь отмечает количество тропинок видимых с места наблюдения. Шкала оценки густоты тропиночной сети приведена ниже.
Густота сети тропинок ( в баллах)
Количество четко выраженных тропинок на участке
Очень слабая (1 б.)
Нет четко выраженных троп
Слабая (2 б.)
1 тропа
Средняя (3 б.)
2 -3 тропы
Значительная
4-5 троп
Очень высокая
Более 5
Далее необходимо переместиться на 50–100 метров и провести оценку по данной схеме повторно. Далее составляется план-схема тропиночной сети исследуемого участка. Далее все данные заносят в таблицу приведенную ниже.
Густота тропиночной сети исследуемых участков.
№ участка
Расположение участка
Тип сообщества
Площадь участка
Густота тропиночной сети (в баллах)
Виды- доминанты в растительном сообществе.
Оценка загрязненности территории твердыми бытовыми отходами.
Оценка замусоренности территории остатками туристских пиршеств и другими отходами проводится визуально, путем наблюдения. При этом используется шкала, размещенная ниже.
Шкала загрязнений бытовыми отходами
Характер загрязнения
Бытового мусора не замечено
Единичные мусорные материалы
Мусор незаметен при передвижении наблюдателя со скоростью 3-4 км/час, но сразу обнаруживается при остановке
Мусор заметен и во время передвижения, степень загрязнения составляет
Мусор виден при быстрой ходьбе и встречается повсеместно
После определения замусоренности различных участков целесообразно провести сравнительную оценку участков с разной степенью удаленности от основных тропинок в туристическом районе заповедника. Такую же работу интересно провести после осенних и весенних природоохранных акций «Чистые Столбы», с целью выявления эффективности последних. В течение всей работы полученные данные следует заносить в бланк (см. ниже) и отмечать на карте-схеме площадки, имеющие наибольшую степень загрязнения.
Степень загрязненности территории твердыми отходами.
Загрязненность в баллах
Распределение мусора по участку
Возможное влияние на среду
Прим.
Оценка частоты встречаемости кострищ.
Костер – наиболее серьезное нарушение природной целостности биоценоза. Вред заключается не только в непосредственном воздействии огня на лесную подстилку, но и в потенциальной опасности лесных пожаров. Для определения степени влияния костров на природу данного участка применяются достаточно простые оценочные методики. Школьникам вполне по силу использовать их в своей работе. Описание одной из методик помещается ниже.
Данная методика предполагает следующие шаги:
1 Подсчет количества кострищ, встреченных школьником на линейном маршруте или на пробной площадке в 1 га.
2. Определение их возраста по степени зарастания.
3. Определение площади кострищ:
а) каждого;
б) среднюю площадь кострища;
в) суммарную площадь всех кострищ;
г) процент территории, занимаемой кострищами на учетной площадке.
4. Площадь пробной площадки 1×1 м. Их количество определяется по следующей схеме:
– 1 площадка – как эталон в данном типе леса;
– 2-3 площадки – на кострищах разного возраста.
Сравнение эталона с нарушенными участками – один из основных приемов, позволяющих определить степень воздействия человека на окружающую среду.
5. Описание видового состава растений на учетной площадке.
6. Описание высоты растений, обилие, проективное покрытие, фенофазы (пояснить) и жизненность с заполнением соответствующих таблиц.
7. Определение глубины распространения действия огня в почвенные горизонты.
8. Сравнение толщины почвенных горизонтов под кострищами и на контрольной площадке, их структуры с занесением данных в таблицу.
9. Подсчет и определение видового состава почвенных животных в прокопах, сделанных на кострищах разного возраста и на контрольной площадке с занесением данных в таблицу и их сравнение.
10. Формулирование выводов о скорости естественного восстановления почвы, растительности, животных.
По окончании полевых работ необходимо составить заключение о влиянии кострищ разного типа на лесную экосистему (см. табл. ниже).
Характеристика кострищ
Тип леса
Расположение кострища
Границы и размер кострища
Глубина прогорания почвы по центру и по границе
Виды растений на площади костра
Покрытие площади кострища растениями ( в %)
Просветительская экологическая работа
Исследовательская работа может быть совмещена с просветительской деятельностью школьников. Дети, проводя обследование какого-нибудь участка, могут распространять среди посетителей заповедника листовки или проводить устные информационные беседы. В содержание этой информации включаются правила обращения с огнем в лесу, правила поведения посетителя заповедника и многое другое. Ниже мы помещаем один из таких материалов.
Правила обращения с огнем в лесу
Будьте предельно осторожны с огнем в пределах любой природной территории.
Чтобы ваша неосторожность не стала причиной лесного пожара, никогда не поджигайте сухую траву на полях или полянах в лесу. Если вы увидите, как это делают другие, постарайтесь их остановить и объяснить, чем опасны палы.
Никогда не разводите костер в сухом лесу или на торфянике. Прежде всего, убедитесь, что кострище располагается на минеральной почве (песке или глине). Прежде чем развести костер сгребите лесную подстилку с кострища и вокруг нее в радиусе 0,5 метра; – хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней не сохранилось тлеющих углей, если сохранились, то залейте еще раз. Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар.
О том, чем заливать костер, позаботьтесь заранее; никогда не бросайте непотушенные спички или сигареты, не пользуйтесь в лесу различными пиротехническими изделиями: петардами, бенгальскими огнями, свечами и т.п. (разве что под Новый год, когда все покрыто толстым слоем снега); не заезжайте в лес на автомобилях и особенно мотоциклах. Искры из глушителя могут вызвать пожар, особенно в сухом лесу с лишайниковым покровом.
Постарайтесь объяснить вашим друзьям и знакомым, что их неосторожность может послужить причиной пожаров.
Что предпринять при лесном пожаре?
1. Почувствовав запах дыма, выясните, что горит, в какую сторону дует ветер, какова опасность распространения пожара, есть ли дети в зоне движения огня. Оцените ситуацию – стоит ли пытаться потушить огонь своими силами или лучше поспешить за помощью, чтобы не потерять даром времени и не дать огню набрать силу. Если вы обнаружили начинающийся пожар, например, небольшой травяной пал или тлеющую лесную подстилку у брошенного кем-то костра, постарайтесь затушить его сами. Иногда достаточно просто затоптать пламя.
2. Заливайте огонь водой из ближайшего водоема, засыпайте землей. Используйте для тушения пучки веток от деревьев лиственных пород или деревца длиной 1,5-2 метра, плотную ткань, мокрую одежду. Наносите скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая пламя; ветви, ткань после каждого удара переворачивайте, чтобы они таким образом охлаждались и не загорелись.
3. Потушив небольшой пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова. Сообщите в лесничество или лесхоз о месте и времени пожара, а также о возможных его причинах.
4. Если горит торфяное болото, не пытайтесь сами потушить пожар, обойдите его стороной. Двигайтесь против ветра так, чтобы он не догонял вас огнем и дымом, не затруднял ориентирование, внимательно осматривайте перед собой дорогу, ощупывайте ее шестом или палкой. Запомните: при горении торфяников горячая земля и идущий из-под нее дым показывают, что пожар ушёл под землю, торф выгорает изнутри, образуя пустоты, в которые можно провалиться и сгореть.
5. Если пожар достаточно сильный, и вы не можете потушить его своими силами, то нужно правильно покинуть место пожара – идти на встречу ветру перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.
Постарайтесь как можно быстрее оповестить о нем государственную лесную охрану. Позвоните в лесничество или лесхоз (адрес и телефон желательно узнать до начала пожароопасного сезона; его, например, можно найти в районном телефонном справочнике или на информационном аншлаге) и сообщите о найденном очаге возгорания и как туда доехать. При отсутствии телефона лесхоза (лесничества) сообщите о лесном пожаре в государственные производственные лесохозяйственные учреждения.
Общие сведения. Туристско-экскурсионный район заповедника «Столбы» обладает прекрасной первозданной природой и неповторимым культурно-историческим и экологическим наследием и поэтому представляет исключительный интерес для развития экологического туризма.
Для изучения уровня информированности жителей Красноярска о целях создания и текущей деятельности заповедника «Столбы», степени понимания существующих природоохранных проблем, а также для повышения уровня экологического сознания местного населения необходимо проводить анкетирование посетителей туристического района заповедника. Также важно отметить и непосредственную близость экскурсионной территории заповедника от границы с городом, что создает исключительно перспективный задел для делового сотрудничества между природоохранными организациями, тесного партнерства в сфере экологического туризма.
Как показывает практика, полноценное развитие туризма на особо охраняемых и сопредельных с ним территориях зависит не столько от благоприятных условий природной среды, уникальных объектов, уровня развития инфраструктуры, сколько от заинтересованности местных сообществ, без которой невозможна реализация социально-экологического потенциала любого природоохранного образования.
Метод проведения анкетирования
Опрос или анкетирование – субъективный количественный метод исследований, заключающийся в опросе (анкетировании) респондентов на основе заранее разработанной анкеты. Важную роль здесь играет количество респондентов – чем больше человек опрошено, тем объективнее будет результат. Опросы позволяют оценить, спланировать и реализовать необходимые изменения в процессах управления заповедником как федеральным учреждением, призванным сохранять всю экосистему в целом. Кроме того, анкеты – это мощный инструмент обратной связи между администрацией заповедника и местным населением.
В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разделить на следующие основные группы: личные опросы, которые подразумевают личное общение с опрашиваемым (анкета заполняется интервьюером со слов респондента), и дистанционные: такие как телефонный опрос, интернет-опрос, анкеты на самозаполнение. В данном случае речь пойдет о личном опросе, поскольку для проведения на экскурсионной территории заповедника этот метод наиболее оптимален.
Соблюдение простых правил вежливости и корректности позволит провести опрос с наибольшей степенью искренности.
Ниже приводим образец анкеты, которую на усмотрение интервьюеров можно дополнить или сократить.
Анкета
Просим Вас принять участие в анкетировании по вопросу развития туризма на территории. Результаты, полученные в процессе исследования, лягут в основу стратегии развития социально-ответственных экономически эффективных форм туризма в нашем регионе.
Пожалуйста, обведите ответы, соответствующие Вашему мнению. Заранее благодарим Вас за участие.
1. Удовлетворены ли Вы работой заповедника?
а) 1. Да
2. Скорее да, чем нет
3. Затрудняюсь ответить
4. Скорее нет, чем да
5. Нет
б) Не интересовался этим вопросом
2. В чем это выражается?
6. Улучшение экологической обстановки в районе
7. Систематическое проведение экологических мероприятий
8. Охрана флоры и фауны
9. Охрана объектов ландшафтного образования
10. Экологическое образование и просвещение
11. Забота о местном населении (в чем это выражается?)_____________
12. Другое ___________________________________________________
3. В решении, каких природоохранных проблем мог бы еще, по Вашему мнению, принять участие заповедник?________________________________
4. Принимаете ли Вы личное участие в сохранении природной среды Красноярского края?
13. Да. Каким образом?_________________________________________
14. Нет. Почему?_______________________________________________
5. В чем Вы видите перспективы развития Красноярского края?
15. В развитии сельского хозяйства
16. В развитии экскурсионного дела на территории заповедника
17. В развитии этнографического туризма
18. В развитии приключенческого туризма
19. Создание комплексных программ с выездом в другие ООПТ края
20. Другое ____________________________________________________
6. Желаете ли Вы подключиться к процессу развития туризма на территории Красноярского края?
21. Да. Каким образом?_________________________________________
22. Нет, потому что ____________________________________________
23. Затрудняюсь ответить _______________________________________
7. Теперь немного о себе:
Ваш пол
Место работы
До 18
Сельское хозяйство
18-25
Учащийся
25-40
Социальная среда
40-60
Гос. служба
Литература
1. Аргунова М.В., Ермаков Д.С., Плюснина Т.Д. и др. Междисциплинарный модуль «Экология городских рек»: Методическое пособие для учителей 5–9 (5–10) классов общеобразовательной школы/Под ред. Калинина В.Б. – Обнинск: АсЭкО СоЭС, 2000. – 36 с.
2. Арди Ф. Растения и животные Мир живой природы. – М.: АСТ, 2000. – 126 с.
3. Боголюбов А.С., Пчелкин А.В. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды. Методическое пособие. – М., 1997. –25 с.
4. Игольницына Л.М. Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой экопрактикум (по химии, биологии, географии, физике). – Иркутск, Изд-во Иркут. ун-та, 1996. -352 с.
5. Козлов М.А., Олигер М.И.. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. – М., «Просвещение», 1991.
6. Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. Методич. Пособие / Под ред. М.В. Чертопруда. – М., «Добросвет» , 1999. – 288 с.
7. Ягодин Г.А. Некоторые аспекты экологического образования в школе // Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1-й московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. – М.: МНЭПУ, 1995.
Светлана Чипура, директор средней школы №121 Красноярска,
Гумяр Еникеев, руководитель структурного подразделения дополнительного образования «Открытая эколого-биологическая школа-центр «Фламинго»
Во вложенном файле – Приложение.
Комментарии