17 марта в центре Екатеринбурга у памятника основателям города Татищева и де Генина около тысячи студентов вышли на акцию протеста против увеличения стоимости проезда на городском общественном транспорте.
С 1 февраля стоимость проездного на один вид транспорта повысилась до 270 рублей, что на 80% больше предыдущей цены. При этом размер стипендии у студентов вузов составляет всего 460-600 рублей, а студентам ссузов при стипендии в 160 рублей на проездной надо копить два месяца.
За тяжелыми дверями здания администрации Екатеринбурга прекрасно понимали, что организованное выступление студентов – штука серьезная. С подобных треволнений не раз начинались поворотные события в истории России. Градоначальники летели с высоких кресел, студенты становились «бомбистами» и революционерами. У всех свежи в памяти студенческие события в Екатеринбурге 14 апреля 1998 года. Сегодня такие потрясения никому не нужны.
Еще в начале февраля, узнав о резком подорожании студенческих проездных, областной комитет Профсоюза работников образования и науки направил обращение мэру Екатеринбурга Аркадию Чернецкому и председателю городской Думы Якову Силину. В нем в частности говорилось: «На сегодняшний день в Челябинске стоимость проездного для студентов на один вид транспорта составляет 180 рублей, в Кургане, Тюмени, Кемерово – 150 рублей, Ижевске – 110, Томске – 130, в Москве – 116 рублей, а в Санкт-Петербурге стоимость проездного на все виды транспорта, включая метро, составляет 230 рублей. Как видите, главы городов с пониманием относятся к студентам как к одной из социально незащищенных категорий населения…»
Ответ чиновников, где утверждалось, что стоимость льготных проездных билетов для студентов и школьников пришлось увеличить для покрытия убытков транспортных предприятий, профсоюз не удовлетворил и было принято решение о проведении митинга.
Накануне акции лидеры студенческих профсоюзных организаций провели пресс-конференцию, на которой подробно разъяснили суть выдвигаемых требований.
– Мы хотим, чтобы льготы для студентов были сохранены, – говорит заместитель председателя профкома студентов медицинской академии Александра Мартынова. – Проезд на общественном транспорте – серьезная статья расходов для всех студентов Екатеринбурга, а для медиков особенно. Судите сами: пять корпусов академии находятся в разных концах города, кроме того, мы обязаны посещать практические занятия, которые проводятся в различных лечебных учреждениях. Чтобы хоть как-то обеспечить себя, студенты вынуждены подрабатывать. Это влияет на успеваемость и в конечном счете сказывается на качестве получаемого образования.
– Подняв цену студенческого проездного, мэрия Екатеринбурга проиграла, ведь с удорожанием билетов их продажа упала в два раза. Так что прежде чем принимать подобное решение, надо было все просчитать и предвидеть результат, – сказал председатель профкома студентов экономического университета Дмитрий Карх.
– Выводя студентов на акцию протеста, мы ставим перед собой две задачи. Задача-минимум – настоять на сохранении льгот на проезд. Задача-максимум – добиться введения единого проездного для студентов, – заключил Евгений Сильчук, председатель Ассоциации профсоюзных организаций студентов вузов. – Если нас не услышат, мы продолжим акции протеста. В следующий раз мы выведем на улицы не тысячу, а тысячи студентов.
Студенты и аспиранты живо откликнулись на призыв профсоюзных организаций. Пришлось даже ограничить количество желающих поучаствовать в митинге до тысячи человек.
Накануне акции Совет ректоров вузов поддержал требования студентов, а его председатель, ректор УГТУ-УПИ Станислав Набойченко заявил, что всей душой радеет за подопечных.
«Не плодите зайцев!», «Даешь студенту свободу передвижения», «Наш протест – снизить проезд!» – скандировали собравшиеся. С трибуны митинга выступали лидеры профсоюзов, студенты и родители, ректоры вузов. Выразить поддержку и солидарность пришли представители профсоюзов предприятий. Все государственные вузы принимали активное участие в акции протеста.
– Молодцы, что вышли! Рассчитывайте на мою поддержку, – обратился к студентам депутат Государственной Думы Евгений Ройзман.
– Мы готовы к компромиссу, – заявил с трибуны замглавы Екатеринбурга Александр Ляшенко. Жареный петух клюнул.
Создана согласительная комиссия с участием студенческих лидеров, обкома профсоюза работников образования, Совета ректоров вузов. Диалог начался. Студенты разошлись мирно, поверив слову чиновников. А согласительная комиссия приступила к работе.
По итогам переговоров, состоявшихся 24 и 25 марта, администрация приняла решение включить в число лиц, имеющих право на льготный проезд в муниципальном транспорте, две с половиной тысячи аспирантов вузов дневной формы обучения.
Кроме того, будет выделено 1200 бесплатных проездных билетов (400 на автобус, 400 на трамвай, 400 на троллейбус) самым малообеспеченным студентам, которых определят профкомы. Обсуждая перспективу снижения стоимости проездных, руководство мэрии согласилось уменьшить ее до 225 рублей за счет исключения права проезда студентов в августе, когда они находятся на каникулах, а также в праздничные и воскресные дни. Студенческие профсоюзные лидеры ответили отказом, так как это является не снижением цены, а лишь уменьшением объемов.
Администрации города предложено проработать вопрос о снижении стоимости проезда за счет введения альтернативных форм оплаты, например, проездных билетов на квартал или семестр. А также решить с правительством области вопрос о выделении 35 миллионов рублей для уменьшения стоимости проездного для студентов.
Людмила КАТЕРИНИЧ, заместитель председателя Свердловского обкома Профсоюза работников народного образования и науки
Комментарии