В чем блеск и нищета урока физкультуры
В предыдущих спортивных выпусках мы вели разговор о том, какое место отводится физической культуре в нашей жизни, в школьном образовательном процессе.
Есть разный опыт, разные точки зрения на решение этой проблемы. Незыблемо в этом споре одно: без занятий физкультурой и спортом бодрости не прибавится. Любопытное письмо в редакцию прислал учитель физкультуры одной из московских школ. Вторая публикация родилась в результате разговора с давним другом редакции “УГ” – главным редактором журнала “Теннис-плюс” Олегом Дмитриевичем Спасским. Ведь сколько ходит всяких домыслов о вреде спорта, и тенниса в частности, хотя популярность этого вида спорта в последние годы очень выросла.
Несмотря на то, что публикации несколько отличает подход к занятиям индивидуальным видом спорта, их обьединяет, несомненно, одно – попытка найти общее в способах укрепления здоровья.
На этом мы не завершаем тему: установка на здоровый образ жизни. Ваши отклики и мнения будут тоже очень интересны.
Юрий КОВЕШНИКОВ
работаю учителем физкультуры в школе 32-й год, и то, что происходит с физкультурой сейчас, наводит меня на самые грустные размышления. Те содержание и методика урока, которые нарабатывались десятилетиями лучшими учителями страны, уходят в небытие, отбрасываются как ненужный хлам. Взамен предлагаются новейшие разработки учителей-“исследователей”, учителей-новаторов.
Один школьный экспериментатор предложил построить весь процесс физического воспитания на основе одного вида спорта (как правило, это волейбол).
Конечно, это удобно для учителя со всех сторон. Волейбольная сетка не снимается месяцами. До 7-8-го класса вся школа играет в пионербол, так как не могут освоить технику волейбола, а 9-11-й классы играют в волейбол. Травм нет, проблем с инвентарем – тоже нет (один мяч всегда можно купить), но и детей в зале все меньше, чем дольше длится такой учебный процесс. И потом, почему все дети должны быть прикованы к волейболу, как каторжник к тачке, только потому, что они попали под “эксперимент”?
Настойчиво и небезуспешно пропагандируется нетрадиционная физкультура.
Я присутствовал на открытом уроке для директоров школ г.Москвы, когда девочки 11-го класса, расстелив белые простыни на кушетках, в купальниках попеременно массировали друг друга.
Насаждается и йога на уроке, но особенно в почете антистрессовая пластическая гимнастика.
Мне довелось присутствовать на таком уроке в 5-м классе. Урок давался для слушателей курсов повышения квалификации учителей физкультуры. Дети 35 минут урока простояли на одном месте, иногда перебрасывая мяч друг другу, а оставшиеся 5 минут урока за учителем повторяли упражнения антистрессовой пластической гимнастики, которые напоминали телодвижения в ритуальных танцах экзотических народов ненашей страны. Ну а стресс у детей я наблюдал после урока, когда вышел из школы.
Создается впечатление, что для того чтобы на тебя обратили внимание или причислили к новаторам, исследователям, экспериментаторам нужно делать все, что хочешь, лишь бы это противоречило здравому смыслу.
А здравый смысл говорит совсем другое. Ребенок в школе должен получать не только интеллектуальную информацию, но и разнообразную двигательную. И чем больше круг двигательных навыков осваивает ученик, тем быстрее он развивается. На уроке физкультуры море возможностей для обучения детей разнообразным двигательным навыкам. Это и легкая атлетика с ее эстафетами, бегом, прыжками в длину и высоту, метание в цель и на дальность, гимнастика, баскетбол и волейбол, лыжная подготовка. Все эти виды должны присутствовать в программе.
Каждый ученик должен получить шанс для реализации своих способностей на уроке физкультуры. Не позволяют ростовые данные доминировать в баскетболе или волейболе – ничего, есть гимнастика, лыжи, имеешь большой вес – зато можешь штангу поднять, метнуть, побороть и т.д. Весь класс обучается на уроке новому, повторяет и совершенствует ранее изученное. Хорошо, когда только что изученное движение, элемент можно попробовать применить в игре, соревновании сразу, на этом же уроке. Пусть коряво, не очень красиво или технично, но все-таки получится, тогда учителю не придется на следующем уроке заставлять класс заниматься. Дети увидят результат учения не в перспективе, а сразу, сейчас же, и тогда можно смело говорить о том, что урок физкультуры состоялся.
Не менее важная задача на уроке физкультуры – развитие физических качеств. Главным условием успешного проведения силовой подготовки будет систематичность, т.е. обязательное проведение на каждом уроке. Тем самым учитель практически показывает детям важность физической подготовки, постепенно увлекая их постоянным ростом результатов.
И если ученик не мог подтянуться на перекладине или поднять ноги в висе на гимнастической стенке до прямого угла, затем смог, то “лед тронулся”, и этого ребенка уже не остановить в своем развитии. Соревнуясь друг с другом, а главное, с самим собой, учащиеся не замечают, как класс постепенно превращается в коллектив единомышленников. А учителю наслаждение работать с таким классом. Для реализации вышеназванных задач урока физкультуры детей необходимо соответствующим образом организовать, приучить выполнять определенные нормы и правила поведения в спортивном зале.
Высокая моторная плотность урока, результативность обучения, соблюдение гигиенических норм и, наконец, подтянутый и контактный учитель физкультуры – вот и все, что нужно для современного урока физкультуры.
Совершенствование такого урока – кропотливый, а главное, незаметный труд. Вот и выходят на поверхность люди, профессионально малопригодные, для которых главное “прокукарекать” о чем-нибудь необычном, а там хоть рассвет не наступай.
Несколько слов об аттестации учителей. Вот уж действительно правильная поговорка: хотим, как лучше, получается, как всегда. Кто же оценивает нас, учителей физкультуры, расставляет нас по рангам в силу своих взглядов на урок физкультуры? Да это те же самые люди, несостоявшиеся учителя, которые и раньше направляли учебный процесс в школе.
Учителя, как правило, не знают состава аттестационной комиссии, профессионального уровня ее членов, а главное, критериев оценки работы учителя.
Но ведь основной задачей аттестации, как мне кажется, является не столько присвоение разряда и повышение зарплаты (хотя это и очень важно), сколько повышение профессиональной подготовки, рост педагогического мастерства.
Обьективные, методически грамотные замечания позволяют педагогам определить резерв для роста.
И тогда учителя перестанут бояться аттестации, смелее будут выносить свои наработки на дружеский суд коллег.
Вот так, собирая по крупицам опыт учителей, надо продвигаться вперед по пути совершенствования урока физкультуры. И тогда лучшим учителем региона будет не тот, кто бегает с санками на все мыслимые, а чаще немыслимые соревнования, а тот, у кого лучше поставлен учебный процесс.
Ведь в школе нет волейбола, баскетбола или гимнастики как спортивных дисциплин. Школа призвана дать азы культуры физической для самостоятельных занятий на всю оставшуюся жизнь.
Григорий БЕРГЕР,
учитель физкультуры школы-комплекса “Царицыно” N 548
А полезен ли теннис для здоровья?
Принято считать, что теннису “все возрасты покорны”, что пламенная страсть к желтому мячу – чуть ли не “самая здоровая болезнь” человечества. Недавно спортивные медики США и Германии, как все ученые, народ дотошный и доверяющий только фактам, детально изучили, как нагрузки на теннисном корте воздействуют на организм человека. “Подопытными кроликами” стали несколько сот теннисистов-любителей от начинающих игроков до клубных “асов”.
Результаты четырехлетней работы легли в основу практических рекомендаций, которые, как нам кажется, будут полезны и нашим читателям.
о сначала совсем коротко о терминах, без которых, увы, никуда не деться.
Известно, что наш организм ежесекундно потребляет массу энергии, которая высвобождается в процессе сгорания питательных веществ – в основном углеводов, а также жиров и белков. Так вот, медики установили, что наша биологическая “топка” может работать в двух режимах – в “аэробном”, когда углеводы горят с помощью кислорода, и в “анаэробном”, когда энергия выкачивается непосредственно из мышц. Это происходит при кратковременных нагрузках. Но если вы испытываете нагрузку в течение длительного времени (более 1,5-2 минут), включается система усиленной доставки кислорода к мышцам – начинается “аэробный обмен”.
Выяснилось, что теннис – занятие в основном “анаэробное”: короткие промежутки интенсивной мышечной активности (рывки, короткие пробежки) чередуются с длительными паузами (отдых, подготовка к розыгрышу мяча). Теннисист черпает энергию как бы “большими ложками”, но с большими перерывами. По подсчетам спортивных медиков, на восстановление и отдых между розыгрышами мяча уходит в четыре раза больше времени, чем на саму игру. Соотношение “чистого игрового” времени (когда мяч находится в игре) с общим временем трехсетового матча вообще кажется нереальным – так, в финале Уимблдона 1991 года Борис Беккер и Михаэль Штих провели на корте 2 часа 31 минуту, а “держали” мяч в игре всего… 9 минут.
“Ну хорошо, пусть теннис – анаэробный спорт, а что это значит для меня конкретно?” – слышится голос нетерпеливого читателя. Что же, вот первая рекомендация: делайте минутные перерывы в игре так же часто, как и профессионалы, т.е. после каждых двух геймов. Медики подсчитали, что у среднестатистического теннисиста-любителя запас “магического” мышечного энергоносителя за минуту отдыха восстанавливается на 87 процентов. Этого вполне достаточно, чтобы продолжить игру без перегрузки сердечно-сосудистой системы.
Поскольку во время теннисного матча энергия “выкачивается” в основном из мышц, понятен скепсис спортивных медиков относительно пользы тенниса для сердечно-сосудистой системы, основы аэробной системы организма. Однако последние исследования показали, что теннис хотя и уступает в степени воздействия на “аэробные органы” (сердце и легкие) таким видам спорта, как бег, гребля (не говоря уже об аэробике), все же немало способствует их тренировке. Нагрузки на корте определенно стимулируют работу сердца, способствуют тренировке сердечно-сосудистой системы, выведению из организма вредного холестерина, а также понижают кровяное давление.
Неприятная новость для любителей тенниса с излишним весом. К сожалению, теннис не самое подходящее средство для тех, кто хочет похудеть. Жиры, как известно, сжигаются в организме только в аэробном обмене.
Поэтому тем, кто хочет избавиться от лишних жировых складок, рекомендуется сочетать занятия на корте с “джогингом”. Кстати, медики подсчитали, что 30 минут бега трусцой по аэробному воздействию на организм эквивалентны двум часам игры в теннис.
На фоне хороших новостей для любителей тенниса следующий вывод медиков может (и должен) показаться настораживающим. “Допустим, у вас здоровое сердце, но с больным плечом вы не сможете играть”, – резонно утверждает Бен Киблер, руководитель американской группы исследователей. Намек понятен – опасность исходит не столько от нагрузок на корте, сколько от специфики теннисной техники. Ведь теннис по своей природе – это бесконечные повороты, рывки, резкие остановки и растяжки. Короче говоря – постоянные кратковременные перегрузки суставов. Вот почему основной упрек медиков в адрес тенниса звучал следующим образом: “Этот спорт приводит к диспропорциональным нагрузкам на скелетно-мышечную систему, что повышает риск травм”.
Совет медиков прост: берите в руки гантели!
Итак, по мнению ученых, теннис оправдал свою репутацию здорового активного досуга. С чем вас и поздравляем. И все же главный вывод, который можно извлечь из доклада американских медиков, гласит: постоянно соизмеряйте задачи, которые вы ставите на корте, с собственными физическими возможностями. Только в этом случае вы избежите травм и продлите дружбу с теннисом на долгие годы.
Комментарии