Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Не хочу» – это надо уважать. ​Записки Виктора Болотова

Учительская газета, №12 от 22 марта 2016. Читать номер
Автор:

Один из крупнейших международных экспертов в области раннего развития детей, доктор психологии Нико ван Оуденховен из Нидерландов, недавно назвал российскую систему дошкольного образования лучшей в мире. Ведь детский сад у нас отделен от школы, а к воспитанникам относятся не как к «обучаемым», но как к детям, которым надо больше играть, чем за партами сидеть.

Конечно, столь высокая оценка необычайно лестна, но действительность, на мой взгляд, гораздо более разнообразна. Я бы сказал, что смотреть надо не столько на страну, в которой находится детский сад, сколько на программу, по которой он работает. Если говорить про зарубежный опыт, то до сих пор вне конкуренции остаются идеи Марии Монтессори и вальдорфской педагогики, но свои оригинальные разработки есть и в России, например, знаменитая «Радуга». Цель у лучших программ одна: обеспечить ребенку максимальный комфорт.  Многие, наверное, помнят, что, когда детский сад был объявлен самостоятельным  уровнем образования, сторонники тотальной стандартизации тут же заявили о необходимости ввести итоговую аттестацию для выпускников-дошколят. К счастью, здравый смысл победил, и ключевую роль здесь сыграл Александр Асмолов, который отметил, что детский возраст самоценен, сад – не место для подготовки к школе, ребенок должен «выиграться».  Так что теперь у нас даже в законе записано, что по завершении дошкольного уровня образования никакой итоговой аттестации быть не должно. Поэтому если смотреть с формальной точки зрения, выходит, что «дошкольное» законодательство у нас действительно одно из лучших в мире. Однако если детский сад – это самостоятельный уровень образования, нам все же придется решить, как оценивать его качество. И тут стоит обратить внимание на международный опыт, где принимается в расчет не уровень самих дошкольников, а среда: содействует она развитию ребенка или мешает? Одну из таких методик оценки среды изучает Московский городской педуниверситет, и на одном из последних вебинаров нашего тренингового центра коллеги подробно рассказали о том, что у них выходит.  В частности, они интересовались у воспитателей, предусмотрено ли в детском саду место для уединения ребенка, может ли он отказаться от еды, которая ему не нравится, лечь спать в разгар игры, если вдруг начало клонить в сон, или, напротив, не спать, когда положено. Опрос показал, что пока еще далеко не все воспитатели признают за ребенком право на самостоятельные поступки и решения. Хотя именно это – возможность побыть одному, не есть то, что не нравится, спать и бодрствовать, когда хочется, – и является показателем комфортной среды детского садика. Очевидно, что и в системе обучения воспитателей надо что-то менять. Не трогая блестящую прикладную подготовку (Нико ван Оуденховена, например, восхищает то, как наши воспитатели замечательно рисуют, лепят, какие чудесные поделки готовят вместе с детьми), добавить больше возрастной психологии и педагогики. Только комплексная работа с теорией, практикой и исследованиями и может сформировать педагога нового типа. И тогда наше лучшее в мире дошкольное образование, возможно, станет самым лучшим.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту