Мы, депутаты Государственной Думы РФ, имеем честь заявить следующее. Правительственный законопроект, предлагающий ликвидацию важнейших правозащитных норм в 155 законах и отмену 41 социального закона, представляет собой попытку антиконституционного переворота в социальной политике. Это попытка переворота в социальном строе, поскольку законопроект затрагивает интересы более трех четвертей населения России. Если он станет законом, почти неизбежно потеряют:
29 миллионов работников с зарплатой ниже прожиточного минимума – все шансы на то, что она когда-нибудь станет выше. Возможно, во многих регионах она даже будет снижена;
15 миллионов учителей, врачей, ученых, работников культуры и социальной сферы – все федеральные гарантии в области оплаты труда. Ответственность за зарплату полностью «сбрасывается» в регионы;
22 миллиона семей – всякие надежды на повышение детских пособий, а во многих регионах – и на их своевременную выплату;
9,5 миллиона ветеранов труда и столько же тружеников тыла – все льготы, кроме жилищно-коммунальных;
10,5 миллиона инвалидов, почти один миллион инвалидов и сто тысяч участников Великой Отечественной войны – все существующие льготы, кроме коммунальных, при явно недостаточных денежных компенсациях.
Это попытка антиконституционного переворота, так как предложенный законопроект, безусловно, противоречит следующим статьям Конституции:
• статье 7, определяющей Россию как социальное государство;
• статьям 7 и 37, обязывающим устанавливать единую для страны минимальную зарплату;
• статье 55, запрещающей принимать в стране законы, ограничивающие права и свободы граждан, ухудшающие их положение;
• статье 114, обязывающей правительство проводить единую федеральную социальную политику, в том числе в области образования и науки.
СРЕДИ ЗАКОНОВ,
КОТОРЫЕ ТРЕБУЕТ
ОТМЕНИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО:
• Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, в учреждениях начального, профессионального и среднего профессионального образования». У распухшего от нефтедолларов бюджета страны денег на питание детей нет.
• Федеральный закон «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Малообеспеченные дети в каникулы уже никуда не поедут.
• Постановление Верховного Совета РФ от 06.03.1992 г. «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений». Безусловно, это приведет к повышению родительской платы в детских садах и яслях, к сокращению числа детей в дошкольных учреждениях, дальнейшему ухудшению их подготовки к школе.
• Закон РСФСР «О социальном развитии села». Более миллиона сельских учителей, врачей и работников культуры потеряют 25-процентную надбавку к зарплате, а педагоги и медики – еще и коммунальные льготы.
• Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». Теперь образовательные учреждения можно будет закрывать, не спрашивая законодательную власть, и без финансирования сбрасывать в регионы, не спросив их согласия.
Более того, на заседании правительства 15 апреля 2004 года министр финансов Алексей Кудрин «озвучил» предложение приватизировать все бюджетные организаци, в которых внебюджетные доходы превышают 50%.
Если команда будет исполнена, под приватизацию попадут большинство ведущих вузов, научных и медицинских организаций, почти все национальное достояние России, включая МГУ, Большой театр и Эрмитаж.
ПОМИМО УНИЧТОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ЦЕЛИКОМ,
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕДЛАГАЕТ ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ:
• положение о Федеральной программе развития образования – через нее прошла, между прочим, основная часть компьютеризации сельской школы;
• статью «Государственные гарантии приоритетности образования» – целиком;
• статью «Материально-техническая база образовательного учреждения» – целиком;
• обязательство государства оказывать нуждающимся социальную поддержку в период обучения;
• запрет на сокращение бюджетных учебных мест для студентов. Это гигантский шаг к вытеснению бесплатного образования в стране при низких доходах населения;
• положение об обязанности государства выделять на науку не менее 4% расходной части бюджета страны. В настоящее время выделяется около 2%, и даже Совет безопасности обещал удвоить показатель к 2010 году;
• все упоминания о налоговых льготах. Если действующие льготы по налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество будут отменены, 3,5 миллиона внебюджетных студентов государственных и негосударственных вузов придется платить за образование намного больше, чем сейчас;
• финансовые гарантии права граждан на получение образования в негосударственных школах – часть таких школ просто будет закрыта;
• все, что касается заработной платы педагогов, и, в частности, положение о том, что средние ставки в образовании должны быть не ниже средней зарплаты в промышленности. Это заставляет педагогическую и научную интеллигенцию оставить надежду на нормальную жизнь.
Кроме того, почти 1,5 миллиона учащихся ПТУ и 1,25 миллиона студентов ссузов, которые в 2005 году будут переданы в регионы без достаточного финансирования, рискуют остаться без профессии и диплома.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ
ЗАКОНОПРОЕКТ –
НЕ СОЦИАЛЬНЫЙ
И НЕ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ
Это реванш торжествующей бюрократии, которая возродилась и, как гидра, многократно умножилась, пережив революции и контрреволюции, невиданный экономический кризис и нефтяной бум.
Это настоящий погром социальной сферы, включая образование и науку. Неслыханный «погром в законе» всего того, что касается развития человеческого потенциала страны, а значит – ее будущего.
Мы призываем образовательное и научное сообщество:
• выразить недоверие каждой фракции, каждому депутату Государственной Думы, независимо от политической ориентации, которые проголосуют за правительственный законопроект;
• предупредить все фракции и всех депутатов, что такое недоверие будет им выражено;
• принять участие в акциях протеста, какие бы политические силы и социальные организации их ни проводили;
• направлять письма и телеграммы протеста в адрес Президента РФ, руководителей правительства, Совета Федерации и Государственной Думы;
• требовать вынесения основных положений правительственного законопроекта на общенародный референдум.
Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы закон о погроме не стал погромом в законе.
Члены Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Жорес АЛФЕРОВ, вице-президент Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии; Олег ДЕНИСОВ, председатель Российской Ассоциации профсоюзных организаций студентов (РАПОС), кандидат психологических наук, заместитель председателя комитета; Михаил ЗАПОЛЕВ;
Геннадий ЗЮГАНОВ, доктор философских наук; Александр КОНДАУРОВ; Иван МЕЛЬНИКОВ,
профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, председатель комитета в 1996-2002 годах; Олег СМОЛИН, доктор философских наук, член-корреспондент РАО, первый заместитель председателя комитета
Комментарии