Как раз перед самым началом учебного года на большом педагогическом форуме, проходившем в Воронеже, мне удалось пообщаться с педагогами из разных районов Воронежской области. Настроение у всех было бодрое, а глаза, как писали раньше журналисты, светились радостью и надеждой на лучшее. Вот этой самой надеждой я и попросила поделиться своих собеседниц: что стимулирует их снова и снова начинать очередной учебный год? А главное, что возьмут они с собой дальше из Года педагога и наставника?
Светлана ВОРОНИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы школы №2 пос. Каменка Каменского района:
– Этот год, безусловно, останется в памяти, и хорошо, что он еще не закончился. Мне больше всего запомнились конкурсы педагогов-наставников и «Первый учитель», который проводился в нашем районе. Дополнительно я как учитель русского языка и литературы вместе с учениками участвовала во многих детских конкурсах. Например, пятиклассница Ксения Остапенко стала победительницей конкурса «Старая, старая сказка».
Вообще минувший учебный год в нашей школе – звездный. Мы выпустили пять медалистов, а всего было 28 одиннадцатиклассников. И много детей сдали экзамены на 90 баллов плюс, даже есть стобалльница по химии. Мы рады за своих выпускников, потому что это результаты их многолетнего труда. Нам, учителям, очень нравится работать с детьми, мы получаем удовольствие от общения и совместной работы. Это поддерживает и дает силы. В следующем году хотелось бы дальше самосовершенствоваться, ставить перед собой новые цели и по возможности стараться их достигать.
Елена РОГОЗИНА, советник директора по воспитательной работе школы №2 пос. Каменка Каменского района:
– Для меня пока все еще новое (Елена Рогозина работает в школе второй год. – Прим. ред.), но я часто сравниваю сегодняшнее время с теми годами, когда сама была школьницей, и вижу, как расширились возможности для учащихся. Кажется, что ранее еще никогда не уделялось так много внимания роли учителя в обществе, да и дети так много не рассказывали о своих учителях. В этом году в нашем районе проходил фотомарафон «Первый учитель», или, как его еще назвали сами участники, «Любимый учитель». Ребята писали небольшие истории о своих учителях, добавляли их фото и выкладывали в социальные сети. Это получило огромный отклик в районе, присоединились даже выпускники школы прошлых лет. Они с большим теплом комментировали публикации. Мы все вспомнили своих любимых учителей, конечно, педагогам было очень приятно прочитать столько добрых слов!
Что нужно, чтобы стать советником? Кроме высшего педагогического образования, а я окончила вуз как педагог-психолог, необходимо победить в конкурсе «Навигаторы детства». Работа советника по воспитательной работе сравнима с работой вожатого, но совершенно равными их не назвать, потому что я захватываю немалую часть административной деятельности. В этом году мы открыли в школе первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Принимаем активное участие во всех мероприятиях, дети вступают в организацию. Летом ученица ездила в центр для одаренных «Репное» на театральную смену. Также в рамках деятельности движения дети нашей школы посетили в этом году районный слет активистов «Актив-36», который проходил на базе Каменского района в детском оздоровительном лагере «Чайка». Состоялась пятидневная смена для ребят из четырех районов Воронежской области. Школьники учились быть лидерами, узнавали свои сильные стороны и работали в группе. Насыщенное получилось мероприятие, а организовал его «Педотряд-36».
Юлия ПАНЬКОВА, учитель истории и обществознания школы №6 Острогожска:
– Работаю в школе восьмой год и часто вспоминаю, сравниваю, как было, когда я только начинала молодым педагогом. Сегодня плюсов больше. В этом году состоялось много мероприятий, посвященных наставникам и молодым учителям. Есть подкасты в Интернете для начинающих педагогов, много курсов, которые можно окончить дистанционно. В следующие годы хотелось бы, чтобы осталось такое же количество мероприятий для молодых учителей, чтобы их так же поддерживали, было больше возможностей для реализации идей и талантов. Еще мне очень нравится, что сегодня в каждой школе создается штаб воспитательной работы, в который входят и педагоги, и дети. Сотрудничаем вместе, разрабатываем мероприятия для школы и микрорайона. Данная форма работы появилась в нынешнем году после того, как начали работать советники директоров по воспитанию. На эту должность выбирают чаще молодых педагогов, активных и энергичных. А все вышеперечисленное способствует их закреплению в школах.
Марина БОБРОВА, директор школы №5 «Эврика» пос. Новая Усмань Новоусманского района:
– Год педагога и наставника действительно стал особым годом. Это чувствовалось и в обществе, и в СМИ. Большое внимание уделялось представителям нашей профессии как со стороны Президента России, так и со стороны Департамента образования Воронежской области и администрации районов. Весь год чествовали учителей, проводя различные конкурсы и мероприятия, в которых основной акцент был на молодых педагогах и наставниках. Надеемся, что это поможет привлечь внимание к профессии со стороны молодежи. Нам уже повезло, школа открылась год назад, и 90 процентов педагогов – молодые специалисты и студенты четвертых курсов. Это создает особую атмосферу. В 2023 году еще прибавилось молодых специалистов.
В школе у нас всего достаточно. Важно, чтобы учителя с удовольствием шли на работу, дети с удовольствием приходили учиться, а родители с удовольствием посещали родительские собрания, и все будет хорошо! В следующий год и дальше из нынешнего хотелось бы взять повышенное внимание к нашей профессии. Чтобы оно не растерялось, да и вообще статус педагога укреплялся как морально, так и материально.
Вера ЕЛЬЧАНИНОВА, муниципальный координатор Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в Грибановском муниципальном районе:
– На этом форуме мы отличаемся от других педагогов, на нас белые рубашки с эмблемой «Навигаторы детства», их получают советники директоров школ по воспитанию, муниципальные координаторы проекта «Навигаторы детства», те, кто прошел очное обучение. Советники по воспитательной работе, не прошедшие очное обучение, могут работать в школе, только форма у них немного отличается: есть желтая полоса на белой рубашке, но эмблемы «Навигаторы детства» пока нет. Радует, что с этого учебного года во всех школах России будут введены ставки советника директора по воспитательной работе. Проект очень интересен тем, что дает неограниченные возможности для развития ребят, а мы информируем, направляем, агитируем и вовлекаем их во всероссийские проекты. За год работы в проекте уже есть достижения: наши орлята из Нижнекорочанской школы прошли конкурсный отбор и попали во Всероссийский детский центр «Орленок» на смену «Содружество орлят». Дети из глубинки имеют возможность участвовать во всероссийских конкурсах и побеждать в них!
Из Года педагога и наставника в другие годы мне бы хотелось взять саморазвитие учителя, потому что, чтобы вовлечь детей, надо искать пути к их сердцам, а значит, останавливаться в развитии нельзя.
Ирина БОРОДИНА, советник директора по воспитательной работе Нижнекорочанской школы Грибановского района:
– Я участвовала в конкурсе «Навигаторы 3.0», прошла достаточно интересные испытания и уже год проработала советником, это будет второй. Наши ребята участвуют во многих проектах, например «Всероссийские университетские смены». Одна наша девочка получила возможность недельной стажировки в липецком вузе, вторая – в Смоленском университете спорта. Равные стартовые возможности для всех. Можно побывать на Камчатке, участвуя в экологическом форуме, пройти стажировку в самых разных вузах России. Так, другая наша ученица скоро поедет в «Артек», тоже в качестве победителя одного из конкурсов. Вообще должность советника директора по воспитательной работе очень интересная, многое зависит от педагога, но и вне системы, которая создана сейчас, вне проекта педагог мало что смог бы сделать один. Когда в стране выстроена система со всеми этими возможностями, работается и интересно, и легко.
В следующие годы хотелось бы взять свой нынешний настрой, чтобы дети по-прежнему поддерживали его. Их интерес, радость в момент победы, когда искрятся глаза, когда слышишь счастливое «Ура! Я победил!», – вот это все хочется снова и снова брать с собой из года в год. Также дети понимают, что живут одной общей страной, знакомятся с ребятами из других регионов, начинают дружить – это важно, и это нужно развивать.
Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж, фото автора
Комментарии