search
main
0

Наталья Яковлева: Подростковая любовь. В школе ей не место?.

Любви, как известно, все возрасты покорны. Подростковой – тем более. Потому что именно в это время мальчиков и девочек настигает первая любовь. По сути – первое настоящее личностное испытание для человека. Как же реагируют родители и школа?

Взрослые зачем-то любят уверять, что первая любовь и не любовь вовсе, а всего лишь влюбленность, которая достаточно быстро проходит. Хотя не существует научного определения ни того, ни другого явления, а проходит, как теперь выясняется, все. Во всяком случае – и любовь, и влюбленность. Верить в миф о ненастоящей любви взрослым удобно – по их мнению, в школьные годы о серьезных чувствах между юношей и девушкой не должно быть и речи. Потому что это безответственно – учиться надо, а не мечтать. К тому же опасно всяческими недетскими осложнениями – от беременностей до самоубийств.

Специалисты – врачи и психологи – давно говорят, что нельзя относиться к детским увлечениям по-детски. Любой ученик класса примерно с третьего уже готов к войне с родителями за свою любовь, во всяком случае точно знает, сколько лет было Джульетте, хотя Шекспира, конечно, не читал. История повторяется постоянно: школа объединяется с семьей против влюбленных. Их чувства, преодолевая трудности, крепчают – в лучшем случае. В худшем – количество подростковых неврозов с каждым годом увеличивается.

Впрочем, как говорит кандидат психологических наук Инна Дмитриева, школьная любовь в последнее время тоже претерпела некоторые изменения. Кроме прочего, она стала модной. Достигнув 13-14 лет, детям уже и неловко признаться, что они еще не «любили». Учителя давно заметили, что влюбленность в школьном возрасте носит характер эпидемии. Особенно весной. Если в классе появляются мальчик и девочка, увлеченные друг другом, эта новость сразу же облетает всю школу. И вскоре обнаруживается, что влюбленных пар стало гораздо больше: ведь это еще и способ самоутверждения. Прощай, учеба! Класс занят не алгеброй и физикой, а совсем другим – наукой страсти томной – одни мечтательно смотрят в окно, другие перекидываются записочками, третьи уже мучительно рассуждают, что же теперь делать, когда «все» сделано.

Удивительное дело, масса педагогических и психологических трудов посвящена тому, как педагог должен помочь ребенку адаптироваться к учебе. А вот о том, как подготовиться к жизни, справившись с нахлынувшими чувствами, пишут крайне мало. А ведь первая любовь – не прихоть, это этап развития личности, по словам психолога Инны Дмитриевой, особый период жизни, свойственный человеку – когда он учится чувствовать. С точки зрения психологии это первое настоящее личностное испытание для человека. От того, как человек переживет период своей первой любви, зависит окончательная «достройка» его личности.

Обычно важную миссию – научить ребенка чувствовать – перекладывают на учителя литературы. Наверное, потому что ему никуда не деться – изучая Тургенева или Бунина от темы первой любви не уйти. Позиция классного руководителя ограничивается разговорами с родителями на тему «вразумите ребенка» либо невмешательством в личные дела. И то и другое, по словам психолога, неверно. Правильно просто понять, что первая любовь непременно наступит, и готовиться к ней загодя. Хорошо, конечно, если классный руководитель поговорит с влюбленными, предварительно посоветовавшись с психологом. Но говорить нужно не о том, правильный ли выбор сделал мальчик или девочка, но о том, как себя вести каждому в отдельности и в паре, чтобы щадить чувства других. Но самое важное, что требуется ребенку в этот период, – понимание взрослых. А этого за один-два раза не добьешься. Для этого нужна система воспитания. Хорошо, если в школе есть уроки психологии – можно уже с начальных классов рассказывать детям о нравственных основах взаимоотношений мальчиков и девочек. При этом желательно бы еще и родителей просвещать как минимум о том, что нужно уважать чувства ребенка. А если психолога нет, все это – воспитание детей и родителей, координация действий педколлектива – ложится на плечи классного руководителя. Не многовато? Да просто чересчур! Только тактично поговорить с каждым влюбленным и каждым родителем, причем лучше не раз, – этой работы хватит на месяцы. А первая любовь – далеко не единственная подростковая проблема. К сожалению, воспитанием классный руководитель, как и вся школа, несмотря на декларации, занимается в свободное время. А воспитывать-то надо не только детей, но их мам и пап. Можно ли походя создать систему? Вряд ли. Времена, когда это делалось на голом энтузиазме, увы, прошли. На мой взгляд, нужна система освобожденных классных воспитателей – педагогов, конкретно занимающихся воспитанием и помогающих предметникам индивидуально подходить к детям на своих уроках. Иначе проблема отцов и детей останется вечной. Вы никогда не задумывались, почему ее до сих пор не решили? Именно потому, что никто не занимался ею подробно и системно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте