Единственный день в сентябре, когда стоит пойти в школу – День знаний. Весь оставшийся месяц можно смело вычеркнуть из расписания учебного года. В сентябре учебы нет. Начать работать после долгого-долгого отдыха не так-то просто. И не только дети с трудом выходят из отдыха – учителя тоже «раскачиваются». То расписание не установилось, то учебников не хватает, то нагрузку срочно перераспределить нужно. Зато в апреле-мае начинается гонка – наверстывается упущенное в начале учебного года, добавляется пропущенное во время гриппа.
Врачи говорят, что чаще всего болеют дети поздней осенью и поздней весной. Осенью – сезон простуд, весной – сезон «усталости». К тому же нынешние дети физически уступают своим сверстникам, родившимся 10 лет назад: они выжимают не такую силу, не так быстро бегают…
Депутаты Госдумы давно решили, что российские дети отдыхают больше всех. Политикам не дают покоя летние каникулы, которые длятся целых три месяца, они уже не раз поднимали вопрос об их сокращении. В самом деле – нигде в мире дети не имеют столь продолжительного отдыха. В Европе летние каникулы, как правило, составляют полтора-два месяца. Считается, что самый напряженный график – 220 учебных дней – существует в Японии, Корее и на Тайване. В американских школах на учебу приходится в среднем по 180 дней в году в зависимости от штата.
Выходит, наши дети отдыхают больше всех и при этом больше всех устают! Хотя если посчитать повнимательней… По санитарным нормам, закрепленным в законе об образовании, общее время каникул не должно быть меньше 120 дней в году. Прибавим к этому 35 дней, которые выпадают на выходные, вычтем из 365 дней в году. Выходит, что наши дети учатся 210 дней! Чуть меньше, чем упорные японцы, но намного больше, чем американцы. То есть, работаем мы немало. Но суетно, неорганизованно. И отдыхаем также, а потому и устаем быстро. У иностранных школьников лучше отрегулирован баланс «учеба-отдых». И если депутаты предложат не сократить отдых, а перераспределить, я буду только «за». Во-первых, шестидневку – исключительно российское «достижение» – надо отменить законодательно, это любой психолог подтвердит. Даже у моей дочки-четвероклассницы при пятидневке выходной всего один: суббота занята художественной школой и танцевальной студией, чтобы на неделе освобождалось время для музыки и английского. А что говорить о старшеклассниках, у которых на носу ЕГЭ! Владислав Кучма, профессор, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей РАМН, в одном из интервью утверждал, что ребятам лучше, когда они учатся пять недель, а затем неделю отдыхают. Такой режим во многих европейских школах. Теория подтверждается моей личной практикой: если через четыре-пять недель не намечается никакого отдыха, дочь просто заболевает: у нее, как у многих малышей, хороший саморегулятор.
Конечно, чтобы отдыхать часто, хоть и помалу, придется все равно «залезть» в летние каникулы. Ну и прекрасно! Психологи утверждают, что резкие перепады после тяжелой учебы к трехмесячной «расслабухе» и обратно – серьезный стресс для организма. Двух месяцев летних каникул хватило бы за глаза. И голова бы не болела в июне – куда деть ребенка, когда бабушки на даче? Далеко не все родители, кстати, организуют летний отдых детей. То есть, они и осенне-весений не организуют, но в слякоть дети хоть по улицам бродить не станут. А лето – самая криминальная пора. Конечно, летом надо проводить какие-то облегченные уроки, как в Германии. Июнь для юных немцев – вовсе не учеба в чистом виде, а некие развивающие программы, когда ребята ездят на экскурсии, посещают музеи и выставки. Собственно говоря, это просто качественная организация школьного лагеря, который у нас почему-то все время стремится к сокращению – и рабочего дня, и количества педагогов, и плана мероприятий. Кстати, ничто не мешает школам, не дожидаясь решения Госдумы, поменять режим труда и отдыха, обозначив общее решение – педагогов, родителей, учеников – в уставе. Главное, чтобы учебный план выполнялся, и СанПины не нарушались. Но почему-то мало кто торопится это сделать. Давайте признаем честно: трехмесячные каникулы нужны не столько детям, сколько учителям. Когда педагоги защищают право детей на отдых, они защищают в первую очередь «свое лето»: и отпуск, и отгулы, и короткий – каникулярный – рабочий день. А, может, стоит уже подумать о детях?
Комментарии