Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наталья Алексютина, Санкт-Петербург: Судя по выделяемым на закупку учебников деньгам, чиновники ни сном, ни духом не ведают о цене на учебную литературу.

Дата: 01 июня 2012, 17:11
Автор:

Возможно ли обеспечить всех нуждающихся учебниками на те средства, что выделяются государством? Разумеется, нет! Согласно опросу родителей в Петербурге сегодня нет ни одной школы, где обеспечение бесплатными учебниками составляло бы сто процентов.

Как правило, родители сами покупают  используемую в школе учебную литературу, а затраты на нее составляют от 1500 до 4000 рублей в год. При этом большая часть этих сумм идет  на учебники основной программы обучения и является ежегодным вложением, ставшим в последние годы регулярным.

Проблема обеспечения учебниками настолько очевидна, что Санкт-Петербургский городской родительский комитет подготовил проект обращения к власть имущим. В частности, в нем говорится о том, что определение перечня учебной литературы отнесено к ведению образовательных учреждений и каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет программу обучения. В связи с таким распределением полномочий по обеспечению учебными пособиями и порядком определения перечня используемых в учебном процессе учебников сегодня налицо следующая ситуация:

орган управления образованием региона не влияет на принятие решения о том, по каким программам и с применением каких учебных пособий будет работать в новом учебном году сеть образовательных учреждений. А в условиях широкой вариативности в выборе таких программ и учебных пособий это означает практическую невозможность централизованного заказа учебников.

Для решения вопроса о финансировании покупки учебников в Санкт-Петербурге с 2012 года применяется методика нормативного обеспечения, которая сводится к определению нормы выделяемых средств Комитетом по экономической политике. Это означает, что образовательные учреждения получают финансирование не по фактической потребности, а по тому, сколько денег дадут экономисты. Как рассказала мне одна из учителей начальных классов, если поделить на всех учеников объемы выделяемых средств, на каждого школьника в среднем придется  200-300 рублей. А комплект учебников, причем без рабочих тетрадей,  стоит от тысячи рублей. Чем старше школьник, тем дороже комплект учебников. Возможно ли обеспечить всех нуждающихся учебниками на те средства, что выделяются правительством? Разумеется, нет. Судя по выделяемым деньгам, чиновники ни сном, ни духом не ведают о цене на учебную литературу.

Кроме того, согласно ФГОС с этого года идет обновление учебников, и учебники для первоклашек должны быть только с логотипом ФГОС. Допустим, в школе три первых класса, то есть в среднем  девяносто детей, каждый из которых должен получить новый комплект учебников стоимостью около полутора тысяч рублей. Реально ли школе обеспечить их учебной литературой? Да, реально купить всем первоклассникам учебники, но при этом остальные  параллели останутся вообще без всякого обновления.

Вариативность программ и применяемых учебных пособий в различных учебных заведениях также приводит к тому, что дети лишаются возможности свободной смены учебных заведений. Зачастую переход в другую школу даже в рамках одного региона существенно осложняется из-за нестыковки учебных программ.

В связи с тем, что выбор программ и учебных пособий остается за учебным заведением, а точнее, за конкретным педагогом или родителями класса, нередко возникает следующая коллизия: даже при наличии достаточного количества учебников в библиотеке невозможно использовать имеющийся библиотечный фонд учебного заведения вследствие его несоответствия выбранной классом программе.

Законы рыночной экономики, которые двигают издателями учебной литературы, получившими право предлагать родителям ничем не ограниченное количество учебных пособий и программ, порождают дополнительные проблемы, а именно:

переизданные учебники могут нести существенные отличия в версиях разных лет издания, что приводит к невозможности использования в одном классе, например, учебников разных годов выпуска. На практике это означает, что, когда  книг из библиотеки не хватает на весь класс, докупить недостающее число невозможно, требуется покупка новых книг всем ученикам. А как показывают наблюдения, цена комплекта учебников для одного и того же класса из года в год растет. Издатели стремятся дополнить комплекты учебной литературы «рекомендованными» рабочими тетрадями, различными приложениями и т. п. и в погоне за прибылью заняты не столько снижением стоимости своих учебников, сколько ее повышением под любым благовидным предлогом.

Как заметила та же учительница начальных классов, требование покупать новые учебники родилось не на пустом месте, а имеет под собой основание. Есть такие задания,  с которыми учитель и дети  работают в тексте учебника. Например, в учебнике по математике ученики подчеркивают условие задачи, вопросы, слова, решают примеры, выстраивают логические цепочки, заполняют пропуски. То же самое относится  к учебникам по окружающему миру, по литературному чтению. Все учебники младшеклассников исписаны. Поэтому даже если стереть все ответы и сдать учебники  в библиотеку, позаботившись о следующем поколении, все равно помарки останутся. Нужны ли будут такие книги будущим ученикам?

Введение в действие новых образовательных стандартов требует смены всей линейки учебников, однако финансирование перехода на новые учебники не заложено в бюджете, как федеральном, так и региональном. Вероятнее всего, забота о покупке новых учебников для второклассников в 2012 году вновь будет лежать на их родителях. Если так и будет продолжаться, то школьникам, поступившим в образовательные учреждения в текущем и последующих годах, предстоит все время покупать новые учебники, если эта ситуация не будет разрешена.

Однако и у учителей, и у родителей совсем нет уверенности, что ситуация изменится в ближайшее время. Хотя бы потому, что к 2015 году средняя школа тоже собирается переходить на новый стандарт, значит, пятиклассникам тоже потребуется обновление базы учебников.

По их мнению, положение могло  бы спасти увеличение объема финансирования и снижение  стоимости учебников. Но это в том случае, если это мнение кто-то учтет.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt