Статусные школы всегда пользуются повышенным родительским спросом. Но они не резиновые! При всём желании туда не вместить всех детей, чьи папы и мамы решили, что их чадо – гений! Но, как говорится, чтобы учиться в нужной школе, все средства хороши.
Родители будущих первоклассников, конечно, наслышаны про приказ Минобрнауки РФ, в котором сообщается, что с 1 марта по 31 июля они имеют право подавать документы только в ту школу, к которой «приписаны» по месту регистрации. В Петербурге уже нарекли сие правило «школьным крепостным правом». Родительский интернет-форум пестрит сообщениями возмущённых чадолюбцев, и, мало того, на нём уже можно разжиться рекомендациями бывалых, как сделать так, чтобы поступить в нужную школу.
К примеру, кто-то советует снять жильё поближе к вожделенному образовательному учреждению и предъявить договор аренды. Другой делится расценками на временную регистрацию в чужом районе, которая также даёт возможность стать учеником выбранной школы. Третий предлагает договориться напрямую с директором образовательного учреждения (за определённую мзду, естественно), чтобы тот внёс фамилию страждущего в список, не дожидаясь 1 августа. В общем, как говорится, чтобы учиться в нужной школе, все средства хороши.
Сразу следует заметить, что тема эта не нова. Уж сколько по ней говорено-переговорено – не сосчитать. Ещё со времён занятия ночных очередей, когда, чтобы попасть в облюбованную школу, родители грелись у костров в пришкольных дворах. В связи с этим вспоминается фраза одного очень уважаемого директора одной очень уважаемой школы.
Он сказал: «За выбор образовательного учреждения ответственность несёт родитель. Прежде всего он должен чётко понимать, зачем отдаёт ребёнка в ту или иную школу». Если провести среди возмущённых нынешним положением дел родителей опрос на тему, зачем они отдают детей именно в это образовательное учреждение, то ответы окажутся более чем красноречивыми. «Хочу учить своего ребёнка в физико-математической школе, у него для этого есть все данные». «Хочу, чтобы ребёнок знал два иностранных языка». «Хочу, чтобы моя дочь поступила в вуз без проблем» и т. д. и т. п. Разумеется, ключевым здесь является глагол «хочу». Это пресловутое «хочу», кстати сказать, зачастую и формирует престиж того или иного образовательного учреждения и становится причиной искусственно вызванной внутренней миграции.
Понятное дело, что вожделенными объектами, как правило, становятся статусные образовательные учреждения. Однако в погоне за статусом родители не всегда понимают, что гимназический и лицейский стандарт выше. В гимназии – за счет углубленного изучения гуманитарного цикла, в лицеях – за счёт углублённого изучения естественно-научного цикла. Родители склонны считать, что все дети талантливы, способны, ярки. Это действительно так. Но есть одно «но». Не всегда тот, кого определили в математику, хочет в дальнейшем ею заниматься. Она ему неинтересна и трудна. И не всегда тот, кому по родительскому разумению надлежит знать два иностранных языка, справляется со своим родным русским. Кроме того, с нового учебного года деление на типы и виды образовательных учреждений уходит, и в рамках одного образовательного учреждения можно будет реализовывать и гимназические программы, и программы углублённого изучения того или иного предмета. Знают ли об этом родители? Думается, да, поскольку их способности в поиске информации воистину колоссальные. Но возмущение – как снежный ком, если настигнет, то подомнёт под себя всякого, даже здравомыслящего человека.
Одна родительница как-то заявила: «Хочу ребёнка определить в хорошую школу». Спрашиваю у неё, что значит в её понимании «хорошая школа»? Что только не было перечислено – и наличие стеклопакетов, и видеонаблюдение, и программы повышенного уровня, и сильные учителя, и т. д. Но про программы уже говорилось выше, а вот насчёт стеклопакетов и видеокамер – разве это нельзя осуществить в обычной школе? А сильные учителя? Разве нет в обычных школах педагогов – участников и победителей профессиональных конкурсов, нет педагогов с высшей квалификационной категорией? Разве в обычной школе не бывает ребят – победителей олимпиад, конкурсов, соревнований?
Спору нет, статусные образовательные учреждения всегда пользовались и будут пользоваться родительским спросом. Но они не резиновые! При всём желании туда не вместить всех детей, чьи родители решили, что их чадо гениально и должно там учиться! Как директора избранных школ выдерживают мартовскую атаку – вообще трудно представить. Недаром многие из них 1 марта ждут с тихим ужасом. Но не об этом речь. Правдами-неправдами родители устроят детей в намеченное ими образовательное учреждение. А вот что из этого выйдет – вопрос.
Недавно мне рассказали такую историю. 11 лет назад родители сделали всё, чтобы дочка поступила в престижную гимназию, даже купили квартиру в этом районе. В пятом классе у неё начались конфликты с одноклассницей. В седьмом классе девочки подрались, и после этого у нашей героини начались проблемы со здоровьем. Дошло даже до неврозоподобных состояний. Программа усложнялась, девочка уставала, потеряла интерес к учёбе. В девятом классе родителям намекнули, что целесообразнее перейти в обычную школу, где программа полегче. Не перешли. В одиннадцатом классе девочку не аттестовали по всем 14 предметам, и после затяжного конфликта родителей со школой пришлось-таки перевести девочку в частную школу, чтобы она получила аттестат и была допущена к сдаче ЕГЭ. На вопрос, зачем они поступали в гимназию, папа девочки ответил: «Там контингент соответствующий, там не ругаются матом, не пьют, не курят».
Что сказать на этот веский аргумент, оправдывающий долговременные мучения ребёнка? Возможно, девочка сама когда-нибудь скажет об этом родителям. Только я сильно сомневаюсь, что это будут благодарственные речи. Пусть даже и в рамках нормативной лексики.
Комментарии