Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наталья Алексютина, Санкт-Петербург: Кричите громче, вас не слышно!.

Дата: 13 апреля 2012, 13:26
Автор:

Мама пятиклассника Владика заметила, что с сыном происходит что-то странное. Сидит ребёнок, разговаривает, потом вдруг замолчит и зажмурится. Да ещё втянет голову в плечи, как будто пытается спрятаться.

Мама попыталась было выяснить причину необычного поведения, но как-то не заладилась беседа с сыном. Владик сказал, что с ним всё в порядке. Пришлось обращаться к помощи психолога. В процессе общения со специалистом оказалось, что не так давно учительница на уроке накричала на девочку, а Владик проникся ситуацией. Мальчику потребовалась психологическая помощь, дабы исчезли признаки нервного тика.

То, что учитель может накричать на ученика – давно не новость. Это было, есть, и, наверное, будет. Если поговорить с родителями, то многие из них расскажут о ситуациях, когда учитель повышает голос на ребёнка. Вот, например, рассказ мамы четвероклассника Олега: «Сын пришёл сегодня расстроенный. Учитель математики позволила себе кричать на него перед всем классом за то, что он в классе писал столбики примеров на черновике, а не в тетради, а в тетради только условие и ответ. Причём, так делают многие дети, но к моему ребёнку учительница придирается постоянно. Хотя у Олега по математике «отлично», пробовали нанять репетитора, но та сказала, что смысла в занятиях не видит, пробелов нет. Однако учительница систематически кричит на него, иногда до хрипоты. Может, педагогичнее снизить оценку, чем кричать на детей. На моего это точно подействовало бы. А так ребенок переживал весь вечер, гадал, что учительница выкинет завтра. И на математику ходит, как на каторгу».

«У моего сына визг на математике стоит постоянно, – признаётся мама пятиклассника Евгения. – Перед родителями учительница уже извинялась за несдержанность, но толку-то… Увидит в тетради не совсем верно сделанное задание и начинает её корежить: \”Это не правильно!\” Всегда удивляюсь этой реакции: да распрямись ты, наоборот, сделай шаг к ученику, улыбнись, он сам будет рад что-то исправить, настолько утомили визги и оры! У парня в 4-м классе годовая по математике «четвёрка», а в пятом из «троек» не вылезает, а за вторую четверть вообще двойка выставлена! Стимула у ребят нет никакого, учительницу все поголовно ненавидят».

«Орут, учителя, орут», – горестно констатируют родители, которым об этом сообщают дети. Мало того, некоторые учителя крик считают нормой. На вечный вопрос «что делать в данной ситуации» психологи отвечают так: \”Учите детей адекватно реагировать на крик, топот и беснование учителя!\”. То бишь представляйте его, к примеру, с макаронами в волосах, в виде Бабы-Яги в ступе и т.д. Ребёнок представляет, смеётся, чем, конечно же, вызывает новую волну учительского раздражения и негодования.

«Как раньше кричали, так и сейчас, увы, кричат», – соглашается мама семиклассницы Ирины. «Думаю, это зависит не столько от детей, сколько от характера и натуры преподавателя. Бывает, кричат, чтобы прикрыть своё методическое и педагогическое бессилие. Бывает – просто легковозбудимые, кричат, возмущаются, но при этом успевают прекрасно давать материал и строго спрашивать уроки. Бывает, кричат, подавляя волю учеников, чтобы возвыситься. Даже если прекрасно дают материал, таких учителей не любят, а просто боятся».

Нельзя не согласиться с тем, что крик на уроке – дело неприятное. И не пристало педагогу усилением децибелов доносить до детей знания по предмету. Но, кто не без греха, пусть бросит камень первым. Представив себе аудиторию в 27-28 весёлых, энергичных, деятельных голов, попробуйте будничным голосом призвать к тишине. Неизвестно, с какого раза вам это удастся. Да, как сказала одна молодая учительница, повышать голос и выгонять детей с урока теперь КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено. Иногда общаешься с детьми на перемене в тиши кабинета и умиляешься их спокойствию, однако на уроке обязательно найдётся заводила, из-за которого приходится повышать голос. Причём, по её наблюдению, в 5-6-х классах приходится говорить весь урок очень громко, иначе дети заглушают шуршанием (!).

Другая молодая учительница убеждена, что повышенный тон – это иногда мера необходимая. Потому что учителя в некоторых моментах оказались бесправны – съехавший с катушек подросток может чуть ли не глумиться на уроке, а учителю ничего с ним не сделать.

«Я однажды проводила индивидуальные занятия с мальчиком. Сквозила ирония, бесконечное пренебрежение к \”простым смертным\”, при этом мальчику было всего 12 лет», – поведала она. – «Я была счастлива, когда закончились наши занятия. Думаю, что он будет карьеристом и человеком, который постарается максимально использовать людей в своих целях».

Её подруга тоже работает в школе учителем английского языка. Так вот у неё в классе был мальчик, математический вундеркинд. По английскому языку также очень хорошо успевал. Только не понимал обычную речь. Постоянно вынуждал повышать на него голос. Кроме того, эта \”звезда\” подговаривал других ребят, и они дружно старались срывать ей уроки. Потом уже, когда он перешел в другую школу, вскрылись те же проблемы. Как в любой проблемной ситуации, нужно за лесом видеть деревья. Конечно, проще поставить учителя в положение виноватого. Раз учитель наорал – значит, он злодей, детоненавистник и т.д. Но ведь учитель – не машина. Он тоже может обижаться, тем более, если педагог молодой и в школе недавно. Подростки бывают достаточно несдержанны и легко бросаются словами. А слово, именно слово – мы ведь знаем это! – очень сильно ранит. И если ребёнок хоть раз обидел учителя, а тем более, если это делается регулярно, неужели учитель не запомнит этого и будет впоследствии смотреть на ребенка нейтрально? Верится с трудом…

Как объяснила как-то одна учительница, в каждом классе есть заводила. «Плохой заводила», а не лидер класса. У каждого заводилы есть свита, есть \”сочувствующие\”, проще говоря, те, кто боится получить наказание от свиты, а поэтому не может слово поперек сказать, и есть \”нормальные\” дети, не подверженные влиянию заводилы и его свиты. Поведение детей на уроках очень сильно зависит от того, присутствует заводила или нет и в каком настроении он сегодня. Если \”лидера\” нет на занятии, то его свита, как правило, помалкивает, точнее, пытается что-то изобразить, но без главаря их особо никто не воспринимает, и поэтому в классе тишь да гладь.

Если же заводила намерен испортить урок, то, тут уже ничего не сделаешь. Ори не ори, ставь «двойки» не ставь, не поможет. Опытные учителя подобных заводил игнорируют, и это действует лучше всего. А заводилы по сути требуют только одного – внимания, потому что не получают его в семье. Обычный ребенок, получающий любовь в семье и видящий пример нормального поведения опять же в семье, никогда не будет кричать в школе, не станет срывать уроки и делать что-то, за что на него может наорать учитель. В предельном откровении учительница добавила, что иногда ученика-грубияна и шлепнуть хочется, но она не имеет права даже выгнать его с урока. Перекричать детину 180 сантиметров ростом и весом 100 кг лично ей не по силам, к тому же, не приучена она к такому стилю поведения. Вот если бы ей вернули возможность выгнать с урока заводилу, для дисциплины и установления тишины этого было бы достаточно. Учитель должен давать знания целому классу, а приходится тратить время урока на невоспитанного Иванова/Петрова/Сидорова.

В свете всего вышесказанного невозможно не признать правоту и той, и другой стороны. Срываться на ребёнке нельзя, однако, все мы – люди, а не роботы. И ситуации бывают разными. Мне на память пришёл такой случай. Как-то в моём классе безобразничал заводила Витёк. Паренёк происходил из семьи алкоголиков и не блистал ни умом, ни манерами. Сидел на задней парте, и на уроке истории то кукарекал, то квакал, то голосил не хуже доброй лесной животины. Потерявшая терпение учительница вдруг неожиданно для себя сказала ему: «Виктор, ВЫ ведёте себя недостойно! Взгляните на себя со стороны!». И это ВЫ, аристократическое, высокое, повергло в шок не только Витька, но и всех нас. Нас впервые обозвали, но КАК! Витёк тихо досидел до конца урока и вышел слегка пришибленный. Впрочем, больше на Вы к нам никто на уроках не обращался…


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt